История становления и развития одного из крупнейших вузов Казахстана, Карагандинского государственного технического университета, неразрывно связана с именем Пивеня Геннадия Георгиевича.
Рис. 1. Встреча со студентами Карагандинского государственного технического университета
Пивень Геннадий Георгиевич родился в 1945 году в г. Караганде, в 1967 г. окончил Карагандинский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Работал на машиностроительном заводе ведущим инженером-технологом, а затем более 30 лет в Карагандинском политехническом институте, пройдя путь от ассистента до профессора.
С большой благодарностью Геннадий Георгиевич всегда вспоминает своих учителей: Е. И. Шевцова, Ш. У. Кан, В. А. Нам, З. С. Гриншпуна, А. А. Раскину, В. П. Бойцова, О. А. Ионова, С. У. Умбеталина, Н. Л. Реук, С. А. Шаймуханова, И. Л. Деревинского, А. Г. Мысик, В. А. Бабкина, А. В. Эттеля, И. Л. Белостоцкую, П. В. Нерубай и многих других. Он является автором 3-х монографий, более 60 авторских свидетельств на изобретения, более 190 научных и учебно-методических трудов в области горного машиностроения и моделирования динамики сложных систем и свидетельства на объект интеллектуальной собственности «Прогнозирование развития машиностроительного комплекса в Республике Казахстан». Профессором Пивенем Г. Г. разработаны теоретические основы для создания нового класса гидрообъемных силовых систем горных машин, получивших широкое применение во многих отраслях народного хозяйства РК.
В 1994 г. Геннадий Георгиевич был назначен ректором Карагандинского государственного технического университета. В своих воспоминаниях Г. Г. Пивень пишет: «С этого времени началась новая страница моей жизни. Ответственность ложилась на меня очень большая. Шел третий год Независимости суверенного Казахстана: прерваны связи между предприятиями, ряд предприятий прекратили свое существование, многие родители студентов потеряли место работы, что сказалось на их отношении к учебе, отсутствовала нормативно-правовая база, престиж преподавателя и инженера в обществе резко упал. В этих условиях необходимо было сохранить коллектив и мобилизовать его на качественную подготовку специалистов. Время поменяло условия существования (работы) предприятий, происходила смена собственности. Возникал вопрос кого? и как? обучать в вузах» [1].
Надо сказать, что это было не лучшее время для всей системы образования, а для вузов — в особенности. Началась активная миграция способной молодежи в бизнес, отток высококвалифицированных, опытных профессоров и доцентов в Россию, Германию, Израиль, США, Канаду.
Первые годы для ректора и вуза были тяжелыми и тревожными: уменьшился государственный заказ на подготовку специалистов, задерживалась заработная плата. Вуз был отключен от центрального отопления, на содержание общежитий и оплату коммунальных услуг деньги из бюджета не выделялись. Перед коллективом встала главная в тех условиях задача — выжить, сохранить материальную базу и кадровый потенциал.
Рис. 2. Рабочее совещание в Карагандинском государственном техническом университете
В условиях финансово-экономического кризиса удалось значительно расширить перечень платных образовательных услуг, впервые в Казахстане созданы факультет актуального образования и факультет с сокращенным сроком обучения. Была перестроена профориентационная работа, налажены тесные связи с промышленными предприятиями, городскими и сельскими средними школами.
Была выполнена огромная работа по развитию инженерно-технического образования. В 7 учебных корпусах на 12 факультетах, 34 кафедрах велась подготовка инженеров по 56 специальностям высшего профессионального образования, в том числе и на государственном языке.
Немалая заслуга Геннадия Георгиевича в том, что университет стал членом Международной академии наук высшей школы, Международной ассоциации инженеров-аналитиков в области автоматизированного анализа (Великобритания), Геотехнической ассоциации. Вуз принял участие в совместном проекте в рамках программы НАТО по созданию спутниковых систем связи между университетами Казахстана и Европейского союза.
Диплом КарГТУ снова начали признавать на международном уровне: в Германии, Великобритании, США, Израиле, Канаде, Турции, Пакистане, Монголии, Китае, Сирии, в странах СНГ.
За годы руководства Геннадий Георгиевич Пивень сформировал команду единомышленников — энергичных, высококвалифицированных специалистов, способных оперативно решать самые сложные задачи управления. В этот период сложились принципы управления коллективом, которыми он руководствовался на протяжении всего времени. Университет получил множество положительных отзывов предприятий о качестве подготовки выпускников.
Не все удалось довести до конца, да это и невозможно. Но, несмотря на имевшиеся трудности, за 14 лет руководства Г. Г. Пивеня было сделано многое, чтобы вернуть пошатнувшийся в конце 80-х — начале 90-х гг. после ухода с должности ректора академика А. С. Сагинова, авторитет КарГТУ как ведущего вуза Казахстана по подготовке технических кадров.
В сложных условиях переходной экономики ректор Г. Г. Пивень показал себя крупным организатором, сумевшим не только сохранить научно-педагогический потенциал и материально-техническую базу вуза, но и поднять технический университет на принципиально новый уровень.
Геннадий Георгиевич абитуриентом вошел в здание политехнического института и 45 лет не расставался с ним. Все эти годы он ощущал себя частью университета, отдавая ему свою душу.
Литература:
1. http://www.kstu.kz/piven-gennadij-georgievich/