Ключевые слова: космические образы, метафора, метафоризируемый компонент, неметафоризируемый компонент, космические номинации.
Космические номинации в поэтическом дискурсе начала ХХ века активно функционируют в составе различных тропов. Доминирующим тропом является сравнение, достаточно частотными представляются олицетворение, метафора. Соотношение прямых и образных употреблений в поэтическом дискурсе начала ХХ века составляет: 59 % — прямая номинация, 41 % — переносные словоупотребления, среди них: сравнение — 16 %, олицетворение — 12 %, метафора — 10 %, другие образные средства — 3 % [2, с. 51].
Космические наименования в поэтическом дискурсе начала ХХ века, сохраняя свое прямое значение, приобретают образное, в поэтическом пространстве возникают эмоционально-выразительные образы космического пространства, отражающие разнообразные дополнительные смысловые оттенки, что дает возможность передать образное видение космоса поэтами начала ХХ века.
Характер метафоры, ее особенности во многом зависят от категориально-грамматических свойств составляющих компонентов, в этой связи можно исследовать главный (метафоризируемый) компонент метафорической конструкции и зависимый (неметафоризируемый) член конструкции. В поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева наименования, репрезентирующие неметафоризируемый компонент, объединяются в несколько тематических групп (ТГ): «Общие обозначения космического пространства», «Небесные тела», «Небесная сфера», причем среди данных номинаций можно выявить лексемы, характерные для всех анализируемых авторов, а также лексемы, соотносящиеся с образами космического пространства в поэтическом творчестве каждого отдельного художника слова.
Наиболее частотными в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева являются метафорические космические номинации: солнце (60 словоупотреблений (с/у)), луна (52 с/у), звезда (38 с/у), луч (37 с/у), заря (30 с/у): но, обожженная луной, душа хранит твой знак (Гумилев); и в каждом сердце — птица, во всех очах — звезда (Бальмонт); будь славен! И Тильзит, «солнце Аустерлица» (о Наполеоне) (Брюсов); вам — солнцам-городам, кольцеобразно легшим по кодам (Волошин); менее употребительными — лексемы: молния (27 с/у), радуга (23 с/у), гроза (21 с/у), туча (18 с/у),созвездие (14 с/у), небо (14 с/у), закат (12 с/у), комета (10 с/у), зарница (10 с/у), облако (9 с/у), светило (9 с/у), гром (8 с/у), дождь (8 с/у), зарево (8 с/у): горящею кометой привета на безжизненном пути (Брюсов); ты — отблеск зарницы (Бальмонт); есть души в мире — те же тучи (Гумилев); где вы — гроза, губящая стихии (Брюсов); ее глазам — мерцающим зарницам (Гумилев); когда же ты поймешь, что солнце и созвездья возникали и гибли внутри тебя (Волошин), единичными — мир (-ы) (5 с/у), планета (4 с/у), метеор (3 с/у), рассвет (3 с/у), вселенная (2 с/у): каждый цветок есть цветистая планета (Бальмонт). В поэтических текстах К. Бальмонта в структуре метафоры преобладают единицы: звезда, солнце, луна, заря, В. Брюсов отдает предпочтение образам: луна, солнце, звезда, дождь, М. Волошин тяготеет к метафоризации звезды, солнца, луны, зари, заката, луча, Н. Гумилев наиболее частотно в роли метафоризируемого компонента использует космические слова: звезда, солнце, луна, луч [1, с.123].
В целом в рассматриваемых поэтических текстах в метафорических контекстах космические наименования в составе метафоры наиболее актуализируются в раннем периоде творчества, однако в поэзии К. Бальмонта метафорическая космическая лексика функционирует исключительно в ранних произведениях, в поэтических произведениях других анализируемых авторов космические номинации в метафорическом значении используются на протяжении всего творчества, но с преобладанием в ранней поэзии: ср.:
К. Бальмонт: ты — солнце во мраке ненастья (Бальмонт, 1895) — бросил с неба им цветы, вызвал радугу мечты (Бальмонт, 1900).
В. Брюсов: уступает земное звездам небесной любви (Брюсов, 1893) — и вы…, чьи грозно вопящие тени в лучах побед вознесены (Брюсов, 1920).
М. Волошин: промелькнула она, как осенней порой луч блестящего дня (Волошин, 1894) — сознанье — вспышка молнии в ночи (Волошин, 1923).
Н. Гумилев: …вышина властно превратила сердце в солнце (Гумилев, 1900) — и в душе твоей вспыхнет свет самых вольных Божьих комет (Гумилев, 1920) [1, с.123].
В идиостиле всех анализируемых поэтов метафоризируются следующие космические лексемы: звезда, солнце, луна (месяц), луч, заря, радуга.
В поэтических текстах К. Бальмонта, В Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева наименования, манифестирующие метафоризируемый компонент, представляющий собой космическое наименование, имеют регулярное соотношение с широким диапазоном номинаций различных ТГ, что позволяет выделить основные направления метафоризации космической лексики: космический образ — человек, космический образ — отвлеченное понятие, космический образ — эмоциональное состояние, космический образ — природа и др. Так, например, лексемы солнце, звезда, луна, луч, заря, радуга могут сочетаться с номинациями, относящимися к разным ТГ: солнце соотносится со словами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия»; звезда — с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», «Эмоциональные состояния и их внешнее проявление», «Флористические наименования»; луна — с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства», иногда с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика»; луч — с единицами ТГ «Отвлеченные понятия», заря — с лексемами ТГ «Отвлеченные понятия», реже ТГ «Соматическая лексика», в единичных употреблениях — с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства» и «Наименования, обозначающие какой-либо промежуток времени», что представлено в таблице № 1 «Парадигмы метафоризируемых космических образов в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева».
Таблица 1
Парадигмы метафоризируемых космических образов в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева
|
К. Бальмонт |
В. Брюсов |
М. Волошин |
Н. Гумилев |
З В Е З Д А |
Души — звезды Звезда исканий Звезды обновленья Вождь — звезда Ты (была) звезда В очах — звезда К плодам-звездам Растение — звезда Звезды чудес |
Звездам любви Мечта — звезда Звезды трещин Я — звезда Звезда любви |
Ты звезда Звезда истины Звезда знанья |
Ты звезда Звезды горести Звезда побед Очи — звезды |
С О Л Н Ц Е |
Ты — солнце Я солнце Солнце духа Солнце в каждом взоре Душа увлечена (озарена) солнцем Солнце-исполин Мадонна солнце Правда в солнце превратилась |
Солнце новой жизни Солнце желаний |
Я свет солнц Блеск солнц в душе Города-солнца Солнце завтрашнего дня Солнце Вячеслава |
Солнце духа Сердце в солнце превратила Солнце вливается в вены Солнце-зверь
|
Л У Н А |
Луна-гасильница Владычица-луна Душа увлечена Луной Дышу — Луной Луна погибших дней |
Лицо — луна Дышим луной Любовник-месяц Волшебница-луна |
Девушки-луны |
Обожженная луной душа Ты — луна |
Л У Ч |
Луч откровенья Я луч Луч мечты Луч привета Красота есть луч Луч последних дней Луч любви |
Луч красоты Луч вдохновенья В лучах побед Луч грезы Луч любви В лучах свободы Лучи снов |
В лучах лица В лучах славы Луч радости |
Луч жизни Взоры-лучи |
З А Р Я |
Громовница-заря Утрусь зарей Память — заря |
Заря сознанья Заря свободы В душе мерцает свет зари Заря братства Заря времен |
Я изморозь зари Заря свободы |
Заря бытия |
Р А Д У Г А |
Радуга мечты |
Радуга любви Радуга огней |
Радуга бриллиантов |
Радуга созвучий |
В лирике К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева с номинациями ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», реже с номинациями ТГ «Флористические наименования», «Наименования, обозначающие различные качеств и свойства», «Наименования, обозначающие какой-либо промежуток времени» сочетаются космические единицы: облако, зарница, гром, светило, рассвет, гроза, молния, небо, созвездья, метеор, комета, туча, в результатечего в поэтических текстах анализируемых авторов функционируют такие парадигмы [1, с. 135]:
К. Бальмонт: я облачко, в душе зарницы, ты отблеск зарниц, в душе гроза, я гром, мы не громы, я светило, цветок — планета;
В. Брюсов: ты связь миров, рассвет — улыбка, я рассвет, вы — гроза, я в грозе, огнь молний прожжет сердца, глаза — небо, грозы последних лет, скиталица-планета, в зареве дум, в небе бытия, небосвод жизни, пить небосклон, комета привета;
М. Волошин: тучи мерцанья, закат дней, в мирах любви, Вселенная свободы, Вселенная любви, сознанье — вспышка молнии в ночи, молнии смеха, созвездья возникали внутри тебя;
Н. Гумилев: зарево мечты, гроза ликованья, храм — гроза, молнии глаз, в душе свет комет, сердце — метеор, дух — метеор, много в сердце созвездий, Ева — зарница, молнии взгляда, глаза — зарницы, глаза — небосклон, души — тучи, в душе гроза.
Метафорические космические образы направлены на создание образа человека, его внутреннего мира, внешнего облика, физиологических и психических процессов, эмоциональных состояний, действий: мы вдруг умираем, в истоме дрожа, без сил умираем и дышим луной (Брюсов); о, да, в начале было Слово, и как не помнить мне его!... Сознанье, Сила и Основа — три солнца духа моего! (Бальмонт); и, трепеща, необычайны, горе мы подняли сердца и причастились страшной Тайны в лучах пылавшего лица (Волошин); ты хочешь, чтоб была я смелой? Так не пугай, поэт, тогда моей любви, голубки белой на небе розовом стыда (Гумилев).
Космические образы в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева активно вовлекаются в метафорический процесс, в результате чего при метафоризации образов космического пространства прослеживается общая семантизация, являющаяся, с одной стороны, соответствующим продолжением традиций русских поэтов различных эпох, с другой стороны осмысленная в русле поэзии начала ХХ века.
Литература:
1. Туранина Н., Биль О. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. — 174 с.
2. Туранина Н., Биль О. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: Монография. — М.: Издательство «Спутник*», 2011. — 108 с.