Рассматривается задача синтеза механизма стимулирования при планировании и реализации судовых операций, отвечающего требованиям достоверности информации и экономного использования ресурса. Представлен механизм согласования интересов судовых специалистов с интересами капитана судна.
Ключевые слова: планирование, реализация, полезность, судно, операции, мотивация
The task of the synthesis of the stimulation mechanism has been considered during planning and implementation of ship’s operations. The mechanism matches with the requirements of the information credibility and the economic uses of resources. The interests concordance mechanism of the ship’s specialists and the captain has been proposed.
Key words: Planning, implementation, utility, ship, operations, motivation
1. Введение
Пусть цели судовой операции определены, сформулированы и разбиты на подцели вплоть до определения соответствующего множества взаимосвязанных работ, т. е. задан план судовой операции, состоящий из n работ, требования к результатам каждой из которых определены и сообщены ответственным исполнителям из состава судовой администрации. Целью органа управления судовой операции (например, капитана судна) является успешное (безаварийное и эффективное) завершение этой операции в заданный срок и при минимальной затрате имеемых ресурсов [1].
Для решения задачи оптимального планирования капитан судна должен знать параметры составляющих плана работ и, в первую очередь, их объемы, например, суммарную стоимость ресурсов. Лучшим источником информации для капитана судна об объеме работы ri при планировании будет ответственный исполнитель i-й работы. Однако следует учитывать, что ответственные исполнители могут, преследуя свои собственные интересы давать капитану оценки объемов работ, отличающиеся, вообще говоря, от достоверных оценок. Естественно, что при реализации плана судовой операции капитан обладает возможностью влиять на поведение конкретных исполнителей, используя систему стимулирования [3], [5].
Целью данной статьи является синтез механизма стимулирования, согласующего интересы судовых специалистов, которые задействованы в реализации плана судовой операции, с интересами капитана судна.
2. Общие требования к механизму стимулирования при планировании судовой операции
Для синтеза механизма стимулирования, согласующего интересы судовых специалистов с интересами капитана судна, будем считать, что капитан, организуя эту операцию, использует следующую процедуру функционирования организационно-технической системы. Ответственные исполнители дают оценки si объемов работ ri. Капитан, принимая эти оценки за достоверные, решает задачу оптимального планирования судовой операции, определяя сроки и порядок проведения работ и выделяемые на них ресурсы. Ответственные исполнители организуют выполнение отдельных работ, привлекая в случае угрозы срыва работы дополнительные ресурсы или возвращая неиспользованные ресурсы, выбирая тем самым реализацию yi параметра ri. Капитан принимает оценку δi эффективности и качества выполнения работ и с учетом их определяет доли ηi, i = 1, n фонда стимулирования судовой операции ΦΣ, выделяемые поощрения судовых специалистов. В данном случае доли ηi можно рассматривать как целевые функции отдельных коллективов из состава судового экипажа, которые будут стремиться максимизировать их. Тогда задачу можно сформулировать следующим образом: построить механизм стимулирования
M = {ηi,}, i = 1, n,
который обеспечивал бы:
- успешное завершение судовой операции в смысле безопасности и эффективности;
- достоверность оценок объемов работ si, ответственных исполнителей на этапе формирования данных;
- минимальность значений реальных объемов yi затраченных ресурсов.
Помимо сформулированных выше условий, отражающих цели капитана, потребуем, чтобы механизм стимулирования удовлетворял требованию «справедливости» стимулирования. При этом справедливость стимулирования заключается в том, что коллективы судовых специалистов имеющих одинаковые оценки δi результатов выполнения работ, получили бы доли фонда стимулирования ΦΣ пропорциональные объемам выполненных работ [2].
3. Синтез механизма стимулирования членов судового экипажа
Оценку результатов выполнения работ при выполнении судовой операции будем искать как величину заданную так
δi = Ki ei,
где Ki — оценка качества выполнения i-й работы, а ei, — оценка эффективности и безопасности выполнения судовой операции с точки зрения использования ресурсов. Так как целью составляющих судовой операции является достижение требуемых параметров, то в качестве оценки качества выполнения судовой операции можно использовать следующую функцию:
1, если полученные результатыi-й работы удовлетворяют поставленным
Ki = требованиям,
0, в противном случае.
Оценка эффективности и безопасности ei, выполнения i-й работы следует искать в виде ei = Pi / zi, где Pi — оценка полезности (эффективности и безопасности) выполнения судовой операции с точки зрения использования ресурсов, zi — оценка использования ресурсов при выполнении i-й работы.
Пусть далее Pi определяется экспертно, поэтому искать величину zi будем искать как функцию от аргументов si и yi. Тогда сформулированную выше задачу можно формализовать следующим образом: построить механизм стимулирования
M = {ηi,}, i = 1, n,
где функция ηi = ηi (y, δ), y= {yi}, δ = {δi}, удовлетворяет отношению
ηi (y, δ)| si= yimin≥ ηi (y, δ), "siÎSi. (1)
Отношение (1) обеспечивается, во-первых, при условии достоверности информации ηi,, когда si = yimin, т. е.
ηi (y, δ)| yi= yimin≥ ηi (y, δ), "yi ÎYi, (2)
и во-вторых, когда имеет место минимизация фактических объемов работ ηi, является монотонно убывающей функцией от величины yi
ηi (y1,..., yi,..., yn; δ1,..., δ i,..., δn) / ηi (y1,..., yj,...,yn; δ1,..., δ j-1, δ i, δ j + 1,...,δ n) = yi / yj,
¶ ηi (y, δ) / ¶ δi > 0, (3)
В-третьих, когда реализуется принцип «справедливости» стимулирования осуществляемый в рамках монотонности возрастания ηi по оценке δi при постоянном yi и равенстве отношений ηi/ηj и yi/yj для одинаковых δi, δj. В то же время условие безусловного выполнения работ может быть учтено путем выбора вида функции Ki и выполнения условий (3).
4. Практическая реализация механизма стимулирования членов судового экипажа
При заданном механизме стимулирования M выбор исполнителями параметров si и yi можно рассматривать как игру n лиц с ограниченным ресурсом, в которой каждый участник делает два хода — на первом сообщает оценку si, а на втором выбирает реализацию yi, после чего его выигрыш рассчитывается как ηiΦΣ.
Тогда множеством стратегий можно определить так
Ѕi = {si}: 0 < si < ∞,
Yi = {yi}: yimin ≤ yi < ∞,
при i = 1, n а поставленную задачу можно интерпретировать следующим образом — найти такие правила игры (правила определения {ηi}), при которых равновесие по Нэшу в системе обеспечивалось бы лишь при выполнении равенств
si* = yimin, yi* = yimin i = 1, n.
Иными словами необходимо, чтобы соблюдались условия (1), (2) и, кроме того, обеспечивалось бы выполнение дополнительного условия (3).
При практической реализации механизма стимулирования членов судового экипажа условие (1), с обязательным выполнением условия (2), можно ослабить [4] и записать его так
ηi (y, δ)| si= yi≥ ηi (y, δ), "siÎSi. (4)
При этом ослабление условия (1) вытекает из равенства yi* = yimin, которое в свою очередь обеспечивает эквивалентность между стратегией si* = yi и стратегией si* = yimin.
Если далее учитывать выражение (4), то в качестве функций {δi (Ki, Pi Zi(si, yi)} и {ηi (y, δ)} при i = 1, n можно выбрать следующие выражения
(5)
δi = Ki, Pi / (si + (α — 1) yiα /siα — 1) (1/ α) (6)
где γ, α = 2, 3,...
Не трудно убедиться, что механизм стимулирования членов судового экипажа, при планировании и реализации судовой операции с целевыми функциями (5) и (6) удовлетворяет условиям (1) — (3). Следовательно, равновесие по Нэшу в судовой организационно-технической системе при использовании механизма стимулирования M будет обеспечено, если
si* = yi* = yimin при i = 1, n (7)
причем выполнение условия (7) позволяет реализовать судовую операцию при максимально возможных значениях оценки полезности (эффективности и безопасности)
ei = Pi / yimin для i = 1, n
Следовательно, планирование и реализацию судовой операции с учетом механизма стимулирования M при целевых функциях (5) и (6) способны обеспечить этим операциям максимум как эффективности, так и безопасности.
5. Заключение
В данной работе предложен синтез механизма стимулирования, в котором согласуются интересы членов экипажа, задействованных в выполнении плана судовых операций, с интересами капитана судна. Представленный механизм стимулирования обеспечивает безопасному и эффективному выполнению судовой операции, учитывает достоверность оценки объема работ, определяет минимальные значения затраченных ресурсов на выполнение операции.
Литература:
1. Анисимов А. Н. Особенности социального управления в системах менеджмента безопасностью /А. Н. Анисимов, В. И. Меньшиков. // Вестн. МГТУ: Труды Мурман. Гос. техн. Ун-т.– 2003. — Т.6, № 1. — С. 9–16.
2. Бурков, В.Н., Кондратьев, В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.
3. Организационно-технические структуры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию судна / М. А. Гладышевский, М. А. Пасечников, К. В. Пеньковская; под общ. ред. В. И. Меньшикова. — Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. — 212 с.
4. Меньшиков В. И. Методика оценки неопределенности в планах судовых операций / Меньшиков В. И., Папуша А. Н., Ковальчук В. В., Окуличев Д. И. // Вестн. МГТУ: Труды Мурман. Гос. техн. Ун-т — 2011. — Т 16. № 3 — С. 613–615.
5. Эксплуатация добывающего судна в навигационно-промысловых структурах / А. Н. Анисимов, В. И. Меньшиков, В. Я. Сарлаев; под общ. ред. В. И. Меньшикова. — Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. 175 с.