Данная статья посвящена анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве одного из эффективных средств автор предлагает веб-квест «История любви» для детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: литературное чтение, веб-квест, анализ поэтического текста, младший школьный возраст.
Keywords:literary reading, web quest, analysis of the poetic text, younger school age.
Ведущей деятельностью у младших школьников под руководством педагога является анализ поэтического произведения. Именно он должен стать основным звеном урока классного чтения в начальной школе.
Воюшина М. П., Рамзаева Т. Г. выделили систему умений анализирования учащимися произведения, которая включает в себя: [1, с. 64]
- умение понимать, какие изобразительные средства языка использованы в произведении в соответствии с выполняемой ими функцией;
- умение воссоздавать в своем воображении картины жизни, которые созданы поэтом;
- умение воспринимать различные образы;
- умение осмыслять авторскую позицию во всех элементах его произведения;
- умение осознавать идею стихотворения.
На подготовительном этапе анализа поэтического текста учащимся предлагается проводить следующие виды работ, которые способствуют восприятию данного произведения [5, с. 221]:
- рассматривание разнообразных книг;
- свободное высказывание ребят, основанное на их собственных впечатлениях;
- рассказ учителя;
- рассматривание картин и рисунков;
- беседа и т. д.
Самый известный прием анализа — постановка каких-либо вопросов к прочитанной части произведения. Вопросы помогают детям осмыслить поэтическое произведение, т. е. осознать позицию автора, а так же выработать собственное отношение к прочитанному.
Неотъемлемым элементом анализа является словарная работа. Конкретизация лексического значения слов помогает понять содержание, уяснить авторское отношение к событиям [6, c. 82].
Слагаемые анализа поэтического текста.
1. Первичная реакция, т. е. после прочтения стихотворения ребята высказывают свое впечатление, которое произвело на них данное поэтическое произведение.
2. Предварительные сведения. Продолжать анализ можно по предложенной цепочке:
- в каком году было написано стихотворение;
- чем вызван его выход в свет;
- какому событию или кому оно было посвящено;
- с какими событиями в жизни поэта связано данное стихотворение.
3. Смысл заглавия произведения, т. е. заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставляться ему, особенно в иронических и сатирических стихах.
4. Жанровая специфика. Определение стихотворного жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. (Лирические жанры: ода, элегия, послание, романс и др.)
5. Виды лирики: социально-политическая, любовная, патриотическая, пейзажная, историческая, философская,
6. Тема стихотворения.
7. Образный строй произведения — изучаются образы, которыми населено стихотворение.
8. Идея произведения — это обобщенная образная, эмоциональная мысль, которая лежит в основе данного стихотворения. Надо подсказать учащимся, что, для того чтобы сформулировать идею произведения, чаще всего используют отглагольные существительные: протест..., критика..., отрицание... и др.
9. Пафос стихотворения — это страсть, воодушевление которое пронизывает стихотворение от начала и до конца. В произведениях может быть героический, романтический, сентиментальный, трагический, иронический, драматический и другие виды пафоса.
10. Лирический герой — это образ, который возникает в сознании читателя на основе восприятия стихотворения. [3, c. 54]
Существует ряд приемов, помогающих организовывать работу над анализом поэтического текста. Итак, перечислим некоторые из них:
1) педагог предлагает детям самостоятельно назвать свойство характера героя, описать природу;
2) ребята сопоставляют героев одного произведения или близких по тематике поэтических произведений. Наиболее легкий вид сравнения — противопоставление [4, c.79].
При чтении поэтического текста можно предложить учащимся:
1) сделать иллюстрированные наброски к прочитанной части;
2) вылепить какого-либо героя из пластилина;
3) подобрать загадку к стихотворению, нарисовать отгадку;
4) подобрать поговорки и пословицы по тематике произведения;
5) изучить дополнительный материал об авторе поэтического произведения.
Чтение литературных произведений призвано научить школьников не только читать, но и проникать в содержание прочитанных текстов художественной литературы. Именно поэтические произведения способствуют обогащению внутреннего мира учащихся в плане формирования того жизненного запаса эмоций и сведений, которые человек выражает с помощью языка.
В современном обществе в различных сферах деятельности человека ощущается острая необходимость в специалистах, которые способны самостоятельно и в команде решать возникшие проблемы, а также делать это с помощью Интернета. Именно поэтому работа учащихся в таком виде проектной деятельности, как веб-квест, поможет разнообразить весь учебный процесс, сделать его интересным и живым. Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, где ученики выполняют ту или иную задачу, поставленную педагогом [2, c. 143]. Мы хотим предложить вам веб-квест по теме «История любви». Предложенный нами веб-квест включает в себя следующие задания:
Группа «Биографы»
1. Изучите биографию Лермонтова М. Ю. (http://www.mlermontov.ru, http://www.litra.ru)
2. Найдите фотографии поэта (2–3 шт.)
3. Найдите строки в его биографии, которые указывают на одиночество, нехватку родительской любви.
4. Попытайтесь ответить на вопрос «Может ли благополучие семьи влиять на творчество и жизнь людей?»
Группа «Литературоведы».
1. Вспомните такие литературные термины как художественный образ, средства языка и приемы создания художественного образа. (read.amahrov.ru, www.textologia.ru)
2. С помощью каких средств и приемов Лермонтов М. Ю. создает образ одиночества в стихотворении «Парус»?
Группа «Историки».
1. Выясните, в каком году было создано стихотворение «Парус» М. Ю. Лермонтовым. (http://ru.wikisource.org)
2. Познакомитесь с исторической эпохой, в которой было создано данное стихотворение. (http://tululu.org)
3. Представьте итоги работы своей группы в виде виртуальной экскурсии в Россию 18 века. (создание с помощью Microsoft PowerPoint)
Для оценивания работ учеников могут использоваться такие как методы как взаимооценка участников проекта и самооценка.
Таким образом, анализ текста вовсе не противопоставляется непосредственному восприятию поэзии. Он обогащает и дополняет это самое восприятие. Поэтому анализ поэтического произведения — важнейшая часть образовательного процесса и приобщения к силе и красоте художественного слова.
Литература:
1. Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 2000.
2. Жесткова Е. А. Инновационная деятельность современной школы / Е. А. Жесткова, И. В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014.
3. Жесткова Е. А. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в начальной школе // Нижегородское образование. — 2010. — № 4.
4. Жесткова Е. А., Питеримова Е. В. Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению как основа реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования // Педагогическая мастерская: научно-методический сборник. Выпуск II / гл. ред.б Романова И. В. — Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014.
5. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. и др. Чтение и письмо. — М.: Вентана-Граф, 2001.
6. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рализаевой. — С-Пб.: Специальная литература, 2007.