В данной статье рассматривается развитие и статистика использования информационно-коммуникационных технологий в Казахстане.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные технологий, технический прогресс.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело [1].
Технический прогресс и непрерывное появление новых разработок требуют от специалистов в сфере информатизации постоянного совершенствования и развития. Процессы, связанные с автоматизацией предприятий, внедрением информационных систем, использованием информационно-коммуникационных технологий, являются сегодня самыми перспективными и востребованными во всех сферах бизнеса. Развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности казахстанской экономики. Процесс глобализации, конвергенции и диффузии экономик различных стран требует от Казахстана перехода к качественно новому уровню развития, без которого невозможно занять достойное место в мировой экономической системе. Современная телекоммуникационная отрасль занимает особое положение в экономике страны, поскольку наиболее приближена к мировым стандартам по таким критериям, как темпы роста, конкурентоспособность представляемых услуг, уровень развития научнотехнической базы, профессионализм менеджмента [2].
Сфера ИКТ Казахстана стала самостоятельным сектором экономики Казахстана. Она состоит из отрасли телекоммуникаций, почтовых услуг, отрасли информационных технологий и распространения телерадиосигнала. Данный подход обусловлен взаимным проникновением технологий связи, распространения телерадиовещания и информационных технологий, который наблюдается в последние десятилетия по всему миру.
Значительный прогресс в использовании информационных технологий правительствами стран Центральной Азии зарегистрирован Всемирным банком за последние четыре года. Об этом говорится в обзоре «Использование информационных и коммуникационных технологий в повышении гражданской активности в Центральной Азии», презентованный ВБ в Бишкеке во вторник.
По данным банка, в Казахстане значительный прогресс получили такие проекты как, «электронное правительство», получение государственных услуг через интернет, блоги чиновников, связь через интернет сайт с муниципальными властями, а также открытые государственные данные.
«В 2012 году Казахстан улучшил свои позиции в мировом рейтинге стран, внедривших систему электронного правительства, заняв второе место среди развивающихся стран. Электронные услуги являются приоритетным направлением в области электронного правительства. Государственный портал обеспечивает единую точку входа ко всем услугам электронного правительства», — отмечают эксперты банка.
Агентство РК по статистике подготовило отчет об использовании информационно-коммуникационных технологий в Казахстане в 2013 году. Число интернет-пользователей в возрасте 6–74 лет (с учетом пользователей мобильного интернета) в 2013 году составило 63,3 % от общего числа населения, а количество пользователей компьютером — 63,2 %. Наибольший процент пользователей интернета среди городского населения зафиксирован в Атырауской (88,6 %), Мангистауской (87,8 %) и Актюбинской (85,3 %) областях. Среди сельского населения — в Костанайской (71 %), Кызылординской (64 %) и Акмолинской (62,8 %) областях. Наибольшее число пользователей компьютером среди городского населения — в Атырауской (84,2 %), Кызылординской (83,1 %) и Актюбинской (80 %) областях. Среди сельского — в Атырауской (67,3 %), Кызылординской (66,4 %) и Костанайской (63,5 %) областях. В Астане число интернет-пользователей составляет 64,5 %, ПК-пользователей — 62,2 % от общего числа населения. В Алматы — 71 % и 68,5 %, соответственно [3].
Существует ряд международных рейтингов оценки уровня ИКТ, среди которых и Международный союз электросвязи (МСЭ), специализированное подразделение ООН. Индекс развития ИКТ сравнивает успехи в развитии информационно-коммуникационных технологий в 154 странах за пятилетний период с 2002 по 2007 год. Индекс сводит 11 показателей в единый критерий, который можно использовать в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях. Эти показатели касаются доступа к ИКТ, их использования, а также практического знания этих технологий. Согласно рейтингу Международного союза электросвязи за 2007–2008 гг. Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии, опережая такие страны как Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и занимает 69 место. В Отчете Всемирного экономического форума по информационным технологиям представлен рейтинг 127 развитых и развивающихся стран мира по уровню развития ИКТ. Оценка осуществлялась на основании 3-х критериев: — наличие в стране условий, способствующих распространению и развитию информационно-коммуникационных технологий, что предполагает оценку бизнес-среды, законодательных аспектов и инфраструктуры; — уровень возможностей и готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий ключевыми стейкхолдерами — населением, бизнесом и государством; — реальный уровень использования информационно-коммуникационных технологий. При составлении рейтинга учитывается не только развитость IT-рынка в том или ином государстве, но и степень его влияния и проникновения в иные сферы (например, в сферу образования), а также успешность политики властей, направленной на интенсификацию применения информационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) полностью изменили наш образ жизни. Появились новые рынки и бизнес-модели для поддержки ввода, хранения, обработки, анализа и представления информации, и этот процесс продолжает развиваться и расширяться в ускоренном темпе. Традиционная экономика на основе промышленности теперь трансформируется в экономику на основе знаний. Информационные технологии начали рассматриваться в качестве средства для обеспечения положительных сдвигов в социально-экономических условиях и инструмента для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ).
Литература:
1. Астахова, Е. В. «Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч».. Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. — Барнаул 2010.
2. Мамраев Б. Б. Акимбаева А. М., Джусупов А. А., Малишевский Е. В. «Форсайт информационно-коммуникационных технологий и связи в республике Казахстан». Усть-Каменогорск. Изд-во ВКГУ им. С. Аманжолова. 2009.
3. Агентство Республики Казахстан по статистике. Статистический сборник «Развитие связи и информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан 2007–2011 гг».. — Астана, 2012.