Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения значительное внимание уделяют необходимости формирования выпускника вуза, готового к исследовательской деятельности. Изучение литературных источников по данной проблеме показало, что в последние годы в методической и педагогической литературе все чаще используется термин «проектно-исследовательская деятельность» студентов. Проектно-исследовательская деятельность студентов представляет собой «деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов» [2, с. 13].
Проектно-исследовательскую деятельность студентов понимают также как «вид учебно-познавательной деятельности, интегрирующий в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности» [4]. При этом ведущей деятельностью обучаемых является проектирование учебных, квазипрофессиональных и профессиональных объектов, при этом каждый этап этого проектирования сопровождается самостоятельным исследованием, независимым поиском субъективно и объективно новых знаний об объекте изучения, а так же о способах решения поставленных перед студентом проектных задач [4].
Проектно-исследовательская деятельность студентов признается сегодня одним из важных направлений совершенствования образовательного процесса в современной высшей школе. Она представляет собой важную составляющую учебного процесса, необходимое средство повышения мотивации студентов к обучению в вузе, а также средство качественной профессиональной подготовки [7, с. 445].
Проектно-исследовательская деятельность, как указывает Е. С. Полат, способствует успешной адаптации будущих молодых специалистов к современным социально-экономическим условиям, формированию у студентов потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации и стремлению к самообразованию [5]. Проектно-исследовательская деятельность включает в себя совокупность знаний в области проектной и научно-исследовательской деятельности, наличие специфических проектных и исследовательских умений (в частности, умений по разработке, реализации и анализу проектов и исследований), наличие способностей и опыта осуществлять замысел синтеза своей исследовательской и проектной деятельности конкретной ситуации.
Проектно-исследовательская деятельность студентов включает в себя подготовку и реализацию различных по своим видам и формам учебных проектов. Такая деятельность должна носить проблемный, междисциплинарный, продуктивный и творческий характер. Проектно-исследовательская деятельность должна быть направлена, прежде всего, на саморазвитие внутреннего потенциала личности студента. Это реализуется посредством самостоятельного, осознанного, ценностного выбора целей проектной деятельности, методов, средств, видов и форм её реализации. При этом позиция преподавателя, его роль, отходит от непосредственного управления деятельностью студентов и смещается к консультированию и наблюдению за их деятельностью, а взаимодействие участников проектно-исследовательской деятельности носит «субъект-субъектный» характер, что закономерным образом стимулирует стремление студентов к самообразованию, самореализации и саморазвитию [1].
Проектно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, является актуальной не только для студентов-старшекурсников, но и для студентов младших курсов, поскольку с ее помощью формируются и развиваются те навыки, которые будут в дальнейшем необходимы для выполнения различных учебных заданий, написания курсовых и дипломных работ.
Для большинства студентов первого курса любого высшего учебного заведения чрезвычайно остро стоит проблема адаптации к новой форме обучения. Особенно актуальна эта проблема для студентов-первокурсниках в условиях дистанционного обучения. В настоящее время дистанционное обучение понимается как форма организации учебного процесса, которая «предусматривает обучение на расстоянии с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей» [8, с. 268]. Обучаемые самостоятельно выполняют предлагаемые им задания, которые проверяются преподавателем либо при личной встрече с обучаемыми, что напоминает заочное обучение, либо преподаватель контролирует работу учащихся с помощью современных технологий (электронной почты, LMS, Skype и др.). Главной особенностью дистанционного обучения является опосредованный характер телекоммуникационного общения «преподаватель — студент». Эффективная организация дистанционного обучения предусматривает тщательное и детальное планирование деятельности обучаемых, предоставление необходимых учебных материалов в удобной форме, высокоэффективную обратную связь, максимальную интерактивность между обучаемыми и преподавателем.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в условиях дистанционного обучения предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию у него социально-значимых качеств личности. Наиболее удачными в этом отношении признаются обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого студента в сетях), исследовательские, проблемные методы, в том числе проектно-исследовательская деятельность, позволяющая студентам творчески применить полученные знания. Таким образом, дистанционное обучение, организуемое посредством компьютерных технологий, предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем, так и с другими студентами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.
Как показал наш опыт организации проектно-исследовательской деятельности у студентов первых курсов отделения СПО института транспорта и технического сервиса БФУ им. И. Канта г. Калининграда, самостоятельная работа при дистанционном обучении более эффективна, если она парная или в ней участвуют три человека. Как было указано выше, на первых курсах важную роль играет наличие навыков самостоятельной работы студентов. Однако студенты 1 курса, как правило, не имеют таких навыков, поэтому важен ежедневный контроль за процессом и результатами самостоятельной работы. В опыте высшей школы имеются различные подходы к формированию навыков самостоятельной работы у студентов (например, личностно-ориентированный подход в организации самостоятельной работы студентов в высшей школе в работах отечественных ученых А. В. Брушлинского, А. В. Петровского, А. А. Леонтьева, И. С. Якиманской, В. В. Серикова и др., а также компетентностный подход к организации самостоятельной работы студентов в работах О. Е. Лебедева, Е.Н Трущенко, А. В. Хуторского и др.), однако данные подходы предлагаются к использованию на аудиторных занятиях, наше исследование предусматривало самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность студентов в условиях дистанционного обучения. Групповая работа студентов усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности благодаря взаимному контролю студентов, активная коммуникация в ходе выполнения проекта позволяет студентам в условиях дистанционного обучения не чувствовать себя «оторванными» от активного учебного процесса вуза.
Нами был использован интегративный подход, поскольку в настоящее время не подвергается сомнениям необходимость проектирования дистанционного образовательного процесса как интегративного технологического процесса, где технология представляет собой способ реализации идей, процессуально представленное единство образовательных ситуаций, в совокупности формирующих логическую, знаковую модель. Система этапности проектирования образовательной модели становится возможной, поскольку технология предполагает сопоставление содержательного компонента, методов обучения, форм и средств. Такое сопоставление реализуется в условиях интегративности [3, с. 143]. Интеграция в современных условиях реализуется при выборе методов, форм обучения, а также его содержания.
Применение методов проектов в условиях дистанционного обучения на основе интегративного подхода позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: воспитание «человека культуры», воплотившего в себе все богатства культурного наследия человечества. Оно способствует решению задач синтеза естественнонаучных, технических, общекультурных и гуманитарных знаний и умений обучаемых, обеспечивающего высокий уровень готовности применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности [6, с. 1244].
Выделим условные этапы организации проектно — исследовательской деятельности студентов в условиях дистанционного обучения:
1 этап — формирование навыков самостоятельной работы на аудиторных занятиях;
2 этап — формирование умений проектно — исследовательской деятельности и умений взаимодействия студентов на аудиторных занятий;
3 этап — развитие умений проектно — исследовательской деятельности (формирование опыта проектно –исследовательской деятельности) в условиях дистанционного обучения.
При обучении математике студентов первых курсов отделения СПО института транспорта и технического сервиса БФУ им. И. Канта г. Калининграда предлагаются следующие темы групповых проектов, предусматривающие интеграцию математических, естественнонаучных, гуманитарных и общекультурных знаний студентов: «Неравенства такая штука — без правил не решить! Я тайну всех неравенств попробую открыть», «Решать или не решать — вот в чём вопрос», «Загадки тригонометрии», «Тайны египетской пирамиды», «Мистические прямые», «Космос и логарифмы», «Архитектура и математика», «Прикладной характер интеграла», «Прикладной характер производной», «Математика и транспорт». Опыт показывает, что подобные темы для групповых проектов вызывают познавательный интерес у студентов-первокурсников.
Проектно-исследовательские задания выполняются студентами по следующей схеме:
1. Исторический аспект изучаемого вопроса.
2. Теория (правила, теоремы и др.).
3. Практические примеры и их анализ.
4. Применение этих знаний в своей будущей специальности.
5. Выводы по результатам проекта.
Выполнение таких проектов требует от студентов активной коммуникации с другими участниками группы, обмена информацией, мнениями. При этом у студентов формируются навыки эффективной командной работы, умения распределять объем работы, вести корректные дискуссии и обсуждения, повышается ответственность за выполняемые задания.
Контроль выполнения проектных заданий осуществляется преподавателем поэтапно. На начальном этапе необходимо проконтролировать следующие моменты: формирование групп для выполнения проекта и выбор каждой группы темы проектно-исследовательской работы. На этапе работы над проектом преподаватель контролирует постановку студентами конкретных задач по выполнению проекта, распределение заданий между участниками группы, установку сроков выполнения этих заданий каждым студентом, установку форм и сроков отчета по выполнению заданий перед группой. Преподаватель должен также стимулировать коммуникацию между участниками проектной группы. Для этого рекомендуется установить регулярное время общения между ними, например, посредством Skype, и отслеживать участие каждого студента в таких дистанционных «встречах».
Контроль результатов выполнения проектов осуществляется следующим образом:
1. Каждая группа выкладывает в сеть файл с презентацией по своему проекту (выполняется в Power Point).
2. В течение недели все группы знакомятся с презентациями коллег, задают вопросы (в письменном виде), делают комментарии.
3. Каждая группа готовит ответы на вопросы, выкладывает их в сеть.
4. Студенты оценивают проекты каждой группы.
При наличии технической возможности рекомендуется провести защиту проектов в режиме реального времени.
Итоговую оценку проектов дает преподаватель, учитывая мнения и оценки студентов. Вклад каждого студента в выполнение проекта оценивается по результатам самооценки студентов в группе и текущего контроля со стороны преподавателя.
Формирование у студентов опыта проектно-исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными в будущей профессиональной деятельности, при трудоустройстве и в дальнейшем профессиональном росте. Приобретенные в высшем учебном заведении исследовательские навыки могут выгодно выделить выпускника среди других и способствовать более быстрому и эффективному формированию его профессионального статуса.
Литература:
1. Казанцева, Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. — Казань, Изд-во Казанского университета, 1999. — 135 с.
2. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы // Учитель года Москвы. — Письмо. — 2004. — № 2. — С. 13–14
3. Литавор, В. С. Системный подход как интегративный в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 142–149.
4. Новоселов, С.А., Зверева, Т. В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе // Педагогическое образование — 2009, № 3. — С. 38–42.
5. Полат, Е.С., Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
6. Степанова, М. М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1244–1246.
7. Фролова Н. В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 445–447.
8. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. — М.: Филоматис, 2006. — 480 с.