Налоги — это один из экономических методов управления, с помощью которого обеспечивается взаимосвязь общегосударственных интересов с интересами предпринимателей. При помощи налогов регулируются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Регулируется внешнеэкономическая деятельность, и осуществляется привлечение иностранных инвестиций. Налоги относятся к основным инструментам государственного регулирования, с помощью которых пополняется государственный бюджет, обеспечивающий деятельность и функционирование государства.
Действующая на данный момент российская налоговая система по своей структуре, содержанию, перечню налоговых платежей и принципам построения в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, применяемым в странах с рыночной экономикой. Большое влияние на эффективность системы налогообложения оказывает влияние на развитие экономики страны [3].
Специфика структуры налоговой системы России заключается в преобладании косвенного федерального налогообложения и налогов с физических лиц. Прямые налоги взимаются с полученного или предполагаемого дохода (налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, НДФЛ. единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения), а косвенные от потребления (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Большое значение косвенным налогам уделяют также страны ЕЭС и США. В России как и в большинстве стран ЕЭС, косвенное налогообложение занимает примерно половину от общего объема налогообложения, а в США и Германии — почти весь объем налогообложения.
Из всех видов налогов, действующих на настоящий момент в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются наиболее значимыми. Они играют решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Первые четыре из перечисленных налогов являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков — юридических лиц.
Возможны несколько способов увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Однако эти меры могут и сократить пополнение средств в бюджет. Есть вероятность того, что сократиться число налогоплательщиков в виду невыгодности бизнеса при данных обстоятельствах. Поэтому необходимо учитывать, чтобы ставки налогов были достаточно высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время достаточно низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства [4].
Существует такое понятие как предел налоговой нагрузки, после которого предпринимательская деятельность становится невыгодной, и экономически нецелесообразной. Необходимо определить размер величины налогов и сборов таким чтобы она, с одной стороны, соответствовала государственным расходам, а с другой — оказывала минимальное отрицательное воздействие на деловую активность, данное соотношение относится к числу довольно значимых задач стоящих перед государственными органами.
Одним из основных условий, который может свидетельствовать о том, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности назначения налоговой проверки, налоговая служба считает, низкий уровень налоговой нагрузки налогоплательщика по сравнению со средним уровнем по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Даже введен особый термин — налоговый разрыв — это разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Налоговая служба ежегодно (начиная с 2006 года) публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности. Новые данные о величине налоговой нагрузки или рентабельности по отраслям публикуются на сайте ФНС [1].
Документ указывает, что налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [2].
Таблица 1
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах
Вид экономической деятельности |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
ВСЕГО |
11,6 |
14,4 |
13,5 |
12,4 |
9,4 |
9,7 |
9,8 |
9,9 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
5,5 |
8,7 |
8,0 |
7,4 |
4,2 |
3,6 |
2,9 |
2,9 |
Рыболовство, рыбоводство |
13,7 |
15,3 |
13,7 |
12,6 |
9,3 |
7,6 |
7,1 |
6,6 |
Добыча полезных ископаемых в том числе: |
45,1 |
54,8 |
46,0 |
30,8 |
30,3 |
33,2 |
35,2 |
35,7 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
49,4 |
60,2 |
50,5 |
33,2 |
33,2 |
36,3 |
39,0 |
39,6 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
14,4 |
17,9 |
16,5 |
13,1 |
11,0 |
13,0 |
10,6 |
8,2 |
Обрабатывающие производства в том числе: |
7,2 |
10,5 |
9,6 |
9,3 |
7,2 |
7,1 |
7,5 |
7,2 |
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
13,2 |
15,7 |
13,7 |
14,6 |
15,4 |
14,9 |
16,6 |
19,1 |
текстильное и швейное производство |
5,7 |
12,3 |
12,6 |
13,0 |
7,9 |
6,9 |
7,6 |
7,2 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
4,9 |
7,6 |
10,0 |
9,6 |
6,0 |
3,9 |
5,7 |
6,4 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели |
3,5 |
8,0 |
8,0 |
7,6 |
3,8 |
3,5 |
4,0 |
4,4 |
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
3,7 |
5,1 |
3,9 |
3,4 |
3,7 |
3,5 |
2,3 |
2,3 |
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации |
12,5 |
16,5 |
14,6 |
18,1 |
12,0 |
12,6 |
13,6 |
14,2 |
производство кокса и нефтепродуктов |
3,2 |
8,6 |
7,3 |
7,1 |
5,0 |
6,0 |
6,0 |
4,5 |
химическое производство |
4,4 |
7,2 |
8,5 |
5,5 |
3,6 |
4,3 |
4,3 |
3,3 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
4,7 |
7,1 |
7,5 |
8,0 |
5,1 |
4,4 |
5,1 |
5,5 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
8,9 |
12,3 |
12,8 |
10,2 |
7,3 |
7,5 |
7,9 |
8,0 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
6,7 |
9,0 |
7,4 |
2,6 |
3,3 |
3,5 |
3,1 |
3,2 |
производство машин и оборудования |
11,8 |
17,2 |
15,8 |
17,6 |
11,1 |
11,1 |
11,3 |
10,9 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
7,8 |
12,3 |
12,4 |
15,4 |
10,2 |
9,8 |
10,3 |
10,8 |
производство транспортных средств и оборудования |
5,5 |
7,8 |
7,3 |
9,0 |
5,9 |
5,2 |
6,2 |
5,6 |
прочие производства |
4,8 |
6,3 |
5,8 |
8,8 |
4,6 |
4,0 |
4,0 |
4,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в том числе: |
7,3 |
9,0 |
8,2 |
7,1 |
5,3 |
4,8 |
4,2 |
4,6 |
производство, передача и распределение электрической энергии |
7,0 |
8,4 |
7,3 |
6,3 |
5,1 |
4,5 |
3,8 |
4,7 |
производство и распределение газообразного топлива |
4,2 |
6,1 |
5,2 |
4,6 |
3,2 |
3,2 |
2,6 |
2,6 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) |
6,6 |
8,1 |
10,5 |
9,6 |
5,6 |
5,8 |
5,6 |
4,7 |
Строительство |
11,9 |
15,9 |
14,5 |
16,2 |
11,3 |
12,2 |
13,0 |
12,0 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в том числе: |
3,8 |
2,7 |
3,0 |
3,0 |
2,4 |
2,4 |
2,8 |
2,6 |
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
н/д |
5,3 |
5,3 |
4,5 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
2,6 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
н/д |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
1,9 |
2,1 |
2,5 |
2,3 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
н/д |
4,0 |
5,5 |
5,4 |
3,7 |
3,4 |
3,9 |
3,8 |
Гостиницы и рестораны |
10,7 |
16,3 |
19,4 |
18,0 |
12,9 |
12,5 |
9,9 |
8,9 |
Транспорт и связь в том числе: |
11,7 |
15,0 |
13,3 |
13,0 |
9,8 |
9,7 |
9,1 |
7,5 |
деятельность железнодорожного транспорта |
8,1 |
15,5 |
14,9 |
16,0 |
13,0 |
11,4 |
11,4 |
8,3 |
транспортирование по трубопроводам |
н/д |
10,7 |
7,9 |
7,7 |
3,1 |
6,3 |
4,9 |
1,6 |
деятельность водного транспорта |
н/д |
21,1 |
18,7 |
16,4 |
13,5 |
11,9 |
10,6 |
10,0 |
деятельность воздушного транспорта |
н/д |
6,1 |
2,7 |
2,8 |
1,4 |
2,3 |
2,0 |
2,3 |
связь |
16,5 |
18,0 |
17,5 |
15,9 |
15,0 |
14,0 |
14,2 |
14,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
18,2 |
29,5 |
30,0 |
23,7 |
19,7 |
22,2 |
18,6 |
17,9 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в том числе: |
16,8 |
18,2 |
37,9 |
37,3 |
22,3 |
23,9 |
26,6 |
26,6 |
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
15,3 |
21,9 |
27,4 |
40,8 |
23,1 |
26,3 |
29,4 |
30,8 |
Налоговая нагрузка значительно варьируется в разных странах. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерной особенностью является низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка в 2012 году составила 34,99 %, а в 2013 году 33,3 %, что соответствует среднему уровню по ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития (выше, чем в США, но ниже чем в Германии).
Налоговая нагрузка в РФ в последние годы возрастает. В 2010 г. она составляла 32,3 % ВВП, а в 2011 г. — 35,6 %. Для сравнения, в США налоговая нагрузка составляет 30 % ВВП, а в развитых странах ЕЭС от 37 до 40 %.
Налоговая нагрузка на экономику Российской Федерации в прошлом году выросла до 35,6 % ВВП против 32,3 % ВВП в 2010 году, сообщил министр финансов Антон Силуанов.
Сравнение российских принципов с принципами развитых стран показывает преимущество последних по отношению к налогоплательщикам, больший учет их интересов. Пропорциональный характер налогообложения в России менее эффективный, чем прогрессивный характер в развитых странах Европы и США. Преимуществом российской системы является более низкий уровень налогового бремени.
Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести как финансовую, так и административную, дисциплинарную и уголовную ответственность. К таким правонарушениям относится нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий). Необходимо подметить такую особенность, что когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от уплаты, как правило, не уклоняются.
Некоторая стабилизация, в экономической сфере, так и в политическом плане дает возможность говорить о государственном регулировании предпринимательской активности и повышении темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Поэтому, в том числе и налоговая политика должна учитывать современные тенденции предпринимательской деятельности.
В РФ предприятиям и организациям дана возможность самостоятельного выбора наиболее оптимального для предпринимателей применения систем налогового учета и отчетности при применении систем налогообложения. Выбор системы остается за руководством хозяйствующего субъекта. На основании данного выбора формируется система налогов, взимаемых с юридического лица. Таким образом, взимание налогов в большей степени зависит от применяемой предпринимателем политики деятельности.
Таким образом, очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.
Литература:
1. Приказ Федеральной налоговой службы от 16 мая 2012 г. № ММВ-7–2/297@ “О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
2. Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/333@
3. Определение налоговой нагрузки на организацию Л. Л. Горшкова, руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения Журнал «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», № 12. декабрь 2009
4. Налоговые платежи организации и их влияние на финансовые результаты, Д. С. Грибова, Н. Н. Тюпакова.