Повышение качества подготовки водителей в автошколах возможно путем выработки и тренировки определенных навыков профессионального управления транспортным средством. Такое возможно при использовании в процессе обучения автотренажеров с соответствующей программой.
Современные автотренажеры позволяют выбрать тип местности (город, загородная дорога, автомагистраль, автодром), формировать базовые и первоначальные навыки управления автомобилем во многих ситуациях (сложных, экстремальных, аварийных). Кроме этого они позволяют провести контроль и оценку качества сформированных практических навыков и теоретических знаний, фиксирование ошибок, допущенных курсантом при вождении и возможность их разбора.
Проведя анализ имеющихся автотренажеров и программных обеспечений, основываясь на собственных исследованиях, установлено, что программа обучения на автотренажере кроме вышеперечисленных, должна содержать еще возможность отработки до автоматизма первоначальных (и не только) навыков управления автомобилем, с целью исключения совершения типичных ошибок. [1, 10, 11]
В связи с этим предлагается дополнить программное обеспечение автотренажера ОТКВ-2 или разработать тренажер и программное обеспечение соответствующей программой обучения. Выбор автотренажера обусловлен его наличием и достаточно недорогой стоимостью.
В соответствии с ранее проведенными исследованиями все ошибки, совершаемые курсантом автошколы, разделены на грубые, средние и мелкие. Кроме этого установлено, что возраст курсанта автошколы также влияет на результат тестирования на автотренажере. [1–9] Выявлены вид, количество наиболее часто совершаемых ошибок и время их совершения (таблица 1).
Таблица 1
Распределение ошибок совершаемых при тестировании на автотренажере
Типичные ошибки |
Женщины |
Мужчины |
||
Количество ошибок |
Среднее время, с |
Количество ошибок |
Среднее время, с |
|
А. Грубые |
|
|
|
|
1.1 Не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество |
7 |
250 |
6 |
159 |
1.2 Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество |
6 |
223 |
4 |
234 |
1.3 Выехал на дорогу встречного |
1 |
356 |
6 |
144 |
1.4 Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика |
3 |
215 |
1 |
212 |
1.5 Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3 |
2 |
266 |
1 |
233 |
1.6 Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем знаке светофора (регулировщика) |
3 |
272 |
5 |
132 |
1.7 Нарушил правила выполнения обгона |
|
|
6 |
111 |
1.8 Нарушил правила выполнения поворота |
3 |
164 |
|
|
1.9 Нарушил правила выполнения разворота |
2 |
168 |
1 |
188 |
1.10 Нарушил правила движения задним ходом |
|
|
|
|
1.11 Нарушил правила проезда железнодорожных переездов |
4 |
239 |
1 |
193 |
1.12 Превысил установленную скорость движения |
|
|
6 |
222 |
1.13 Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки ТС при возникновении опасности для движения |
|
|
2 |
245 |
Б. Средние |
4 |
176 |
3 |
132 |
В. Мелкие |
5 |
102 |
3 |
76 |
Для создания данного алгоритма использован полный набор исходных данных (пол, возраст курсанта и совершаемые им типичные ошибки), определена цель создания алгоритма — выявление типичных ошибок и отработка навыков, использована система команд для программирования.
Алгоритм программы выглядит следующим образом (рис. 1). После запуска алгоритма начинается опрос курсанта. На первом этапе происходит отбор по полу опрашиваемого. Психофизиологические особенности восприятия окружающей среды различны для мужчин и женщин. В связи с этим женщины и мужчины совершают неодинаковые ошибки при управлении транспортным средством. [3,4,8]
Возраст обучающегося также влияет на результат прохождения теста. [3,4,8] Общеизвестно, что обучение управлению транспортным средством курсантов в возрасте старше 40–45 лет требует более длительного времени. В связи с этим стоит разделить курсантов по возрастным группам.
Программа по сформированной матрице в зависимости от пола и возраста тестируемого определяет количество прохождения не полного цикла теста, а определенной совершенной типичной ошибки. Что позволяет при определенных заданных условиях отработать действия до автоматизма.
Программа начинает свои действия с проверки наличия навыков управления транспортным средством. В программу вводятся начальные данные. Программа по результатам прохождения теста выводит на экран в текстовом режиме наличие типичных ошибок. Далее система переходит к части отработки типичных ошибок. Курсанту автошколы предлагается выбор — закончить программу сейчас или продолжить работу с автотренажером. При продолжении работы происходит многократный повтор (отработка) определенной части теста — тех типичных ошибок, совершенных курсантом при прохождении теста.
Результаты тестирования автоматически записываются в базу данных программы, затем, на основании этих данных, дается оценка знаниям и навыкам курсанта автошколы.
Рис. 1. Алгоритм работы автотренажера
Предлагаемый алгоритм обладает следующими свойствами:
- дискретность (алгоритм разбит на отдельные шаги — команды);
- однозначность (каждая команда определяет единственно возможное действие исполнителя);
- понятность (все команды алгоритма входят в систему команд исполнителя);
- результативность (исполнитель решает задачу за конечное число шагов).
- массовость (решение множества однотипных задач с помощью одного алгоритма).
Литература:
1. Ильина И. Е., Лянденбурский В. В. Звижинский А. И., Евстратова С. А. Использование автотренажеров в обучении водителей категории «В».-Мир транспорта и технологических машин, № 1.- Орел.- 2013.- с. 105–111
2. Ильина И. Е., Лянденбурский В. В., Пылайкин С. А., Евстратова С. А. Анализ аварийности и причины нарушения водителями правил дорожного движения по Пензенской области.- Науковедение.- № 1.-2013. — С. 1–12.
3. Ильина И. Е., Лянденбурский В. В., Пылайкин С. А., Евстратова С. А. Применение тренажеров для повышения квалификации инструкторов вождения.- Науковедение.- № 1.-2013. — С. 1–12.
4. Ильина И. Е., Богаткина М.Г,. Евстратова С.А Исследование психофизиологических особенностей кандидатов в водители на тренажере ТА2.-Мир транспорта и технологических машин, № 1.- Орел.- 2014.- с. 119–125
5. Ильина И. Е., Евстратова С. А., Сергеева Ю. М. Применение экспертных методов при оценке факторов влияющих на безопасность дорожного движения — сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии в транспортных и социальных системах».- ОГУ.-2013
6. Ильина И. Е., Лянденбурский В. В., С. А. Пылайкин, С. А. Евстратова Методика экспериментальных исследований надежности кандидатов в водители.- Науковедение.- № 2.-2014. — С. 1–12.
7. Лянденбурский В. В., Шаронов Г. И., Ильина И. Е., Бреева Ю. Д. Тренажер для обучения курсантов вождению автомобиля и контроля корректирующих действий инструктора.- Науковедение.- № 4.-2014. — С. 1–12.
8. Ильина И. Е., Куприянова Е. С., Кротова Д. А. Применение тренажера ТА-2 для оценки психофизиологических особенностей кандидатов в водители.-Мир транспорта и технологических машин, № 3.- Орел.- 2014.- с. 128–136.
9. Родионов Ю. В., Ветохин А. С. Динамический автотренажер.- Мир транспорта и технологических машин, № 4.- Орел.- 2011.- с. 9–93
10. Родионов Ю. В., Ветохин А. С. Современная концепция обучения и повышения квалификации водителей на автомобильном транспорте.- Автотранспортное предприятие. 2008. № 6. с. 20–26.
11. Родионов Ю. В., Ветохин А. С. Определение и нормирование риска водителей при обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте.- Автотранспортное предприятие. 2010. № 1. с. 49–51.