Национальные и международные процессы развития экономики, ее глобализация требуют от аудиторов и пользователей аудиторских услуг единого понимания основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, формирования аудиторского мнения. Единые для всех аудиторов требования и обязательные процедуры содержатся в Международных стандартах аудита.
Радикальный путь перехода на МСА с отменой российских стандартов произошел в соответствии с изменениями в ст.7 п.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. в редакции от 01.12.2014г. [1]. Указывается, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, саморегулируемых организаций, аудиторов и их работников. Планируется перевести МСА на русский язык, а затем признать переведенные стандарты в порядке, установленном Правительством РФ. Переход непосредственно на МСА может упростить ситуацию, т. к. сближает сроки выхода новых (более совершенных) МСА и сроки подготовки официального перевода МСА на русский язык, на основе которого и будут работать российские аудиторы.
Следует отметить, что национальные стандарты аудита в РФ разрабатывались с учетом МСА. Реализовать требования МСА можно было двумя способами: либо принять их в качестве обязательных для выполнения (как поступили многие страны), либо разработать оригинальные российские документы, в которых учитывались требования МСА.
Россия пошла по второму пути, суть которого заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации аудита и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным международным стандартам, т. е. находились в относительной гармонии друг с другом.
В 1993 г. появились Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Временными правилами не предусматривались такие документы, как стандарты. В этот момент можно было дословно перевести МСА и принять их в качестве национальных. И тогда ни у кого не вызывало сомнений их соответствие международным (вероятно не было той путаницы, связанное с перечнем сопутствующих и прочих услуг, которое было ликвидировано с принятием Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г.). Но основной недостаток этого способа в том, что невозможна ситуация, когда создает и редактирует текст документа иностранная организация (Международная федерация бухгалтеров), а представительный или исполнительный орган либо профессиональная общественная организация принимает его, не имея возможности вносить в проект документа изменения.
В 1997 году Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ выпустила 11 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы начали применять данные стандарты и итоги их работы по этим стандартам стали признавать за рубежом. Но вследствие отсутствия законодательного или нормативного акта, в котором рассматривался бы порядок подготовки и утверждения стандартов аудита, можно было считать, что данные стандарты не обязательны к применению.
В 2001 году был принят федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, бесспорным достоинством которого является то, что в нем впервые в отечественной практике появилось понятие федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Таким образом, аудиторы должны были работать по стандартам, предусмотренные законодательством, согласованные с Советом по аудиторской деятельности Российской Федерации, утвержденные в установленном порядке Правительством РФ. Кроме того, должна существовать система контроля за их выполнением.
За непродолжительную историю аудита в России подготовлено достаточное количество федеральных стандартов, которые представляли собой самостоятельную разработку очень приближенную к МСА, либо по сути и по форме настолько приближенны, как это возможно при российском законодательстве. Например, ПСАД 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» не сильно отличается от МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности». То же самое можно сказать и о других ПСАД. Но, например, такие правила (стандарты), как ПСАД 5 «Аудиторские доказательства» и ПСАД 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» имело очень мало общего с МСА, что связано с необходимостью «привязать» данные стандарты к российскому законодательству.
В 2010 году, когда ввели стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2010 г. № 46н, которые позволили еще в большей степени устранить различия между национальными и международными стандартами по определенным направлениям, в том числе по вышеназванным. Так, например, по аналогии с международными стандартами приняты ФСАД № 1/2010, ФСАД № 2/2010, ФСАД № 3/2010, которые утверждены приказом Минфина России от 20.05.2010 г. № 46н [3]. Именно они в настоящее время регулируют вопросы, связанные с аудиторским заключением.
Большая часть старых ФСАД пересмотрена с учетом изменений, внесенных в МСА в 2004–2009гг. в рамках проекта по пересмотру МСА (проект Clarity).
Таким образом, в последние годы проделана большая работа по адаптации международных стандартов аудита к российским условиям. Несмотря на то, что ФСАД разрабатываются на основе МСА, их требования могут различаться.
Кроме того, одним из основных недостатков гармонизации российских стандартов заключается в том, что МСА не являются раз и навсегда установленным сводом правил по организации аудита и сопутствующих аудиту услуг. Изменения необходимы для того, чтобы повысить эффективность работы аудиторов и качество их работы. В последние годы в МСА пересмотру подверглись:
- подходы к оценке рисков существенного искажения отчетности;
- правила оценки справедливой стоимости активов и обязательств, которая находит все более широкое применение в финансовой отчетности после пересмотра МСФО;
- требования к аудиторской проверке консолидированной финансовой отчетности;
- правила использования работы экспертов.
Значительные изменения претерпели МСА 210,230,250,260 и целый ряд других. В то же время создаются новые МСА (например, МСА 315 и 330) [4].
Данные изменения требуют отражения в федеральных правилах (стандартах), поскольку они создавались на основе МСА. Переход непосредственно на МСА позволяет упростить ситуацию.
Одной из причин ускоривших необходимость применения МСА в российской практике аудита обусловлена тем, что в 2010г. Еврокомиссия выпустила так называемую «зеленую бумагу» «Аудиторская политика: уроки кризиса», которая содержит помимо результатов обсуждений о роли аудитора и структуры рынка аудита, важность скорейшего всеобщего перехода на единые аудиторские стандарты, международные стандарты по аудиту, которые, кстати сказать, подверглись значительному изменению после корпоративных скандалов в начале 2000-х годов. Требование по использованию МСА позволит повысить качество аудита и поддержит использование аудиторских услуг единого формата.
МСА в России подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Например, если порядок признания МСА будет установлен в июле 2015 г., то МСА будут признаны не позднее июля 2017 г. и, следовательно, начнут применяться с 1 января 2018 г.
Тем не менее в переходный период (со дня вступления в силу Федерального закона до даты вступления в силу МСА) аудиторская деятельность должна осуществляться по-прежнему в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России. Если в этот период будут приняты федеральные стандарты, то аудиторским организациям и аудиторам надлежит ими руководствоваться.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. после внесенных в 2014 г. изменений предусматривает следующие стандарты аудиторской деятельности: международные стандарты, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, которые не могут противоречить международным стандартам аудита.
Литература:
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. 01.12.2014г.).
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 N 696 (с изм. и доп.).
3. Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Утверждены приказами Минфина России от 24.02.10 N 16н, от 20.05.10 N 46н, от 17.08.10 N 90н, от 16.08.11 N 99н.
4. И. И. Агладзе. Международные стандарты аудита //Корпоративная финансовая отчетность. http://www.finotchet.ru/