В статье раскрываются особенности работы сотрудников реабилитационного центра для детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра.
За последние годы в Государственном Троицком реабилитационном центре для детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности «Солнышко» г. Москвы увеличилось количество обращающихся с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра. Известно, что ранний детский аутизм это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним миром, близкими людьми и сверстниками.
Понятие РДА (ранний детский аутизм) необходимо отличать от РАС (расстройство аутистического спектра). Дети с РАС, а так же с тяжелыми дистониями развития требуют менее физического эмоционального напряжения со стороны специалиста и имеют более благоприятный прогноз на будущее по сравнению с детьми, страдающих РДА(ранним детским аутизмом), они быстрее адаптируются в детском саду и на игровых площадках.
Специалисты центра «Солнышко» ставят перед собой задачу оказать своевременную помощь семье аутичного ребенка, а значит приспособить больного ребенка к окружающей среде.
Каждая семья, приходящая в центр за помощью находится в состоянии эмоционального шока или реактивной депрессии. Больше и чаще всего страдают матери, так как именно на их плечи ложится основной груз проблем по уходу за больным ребенком, именно матери испытывают чувство вины из-за того, что родился больной ребенок, из-за того, что они недостаточно с их точки зрения исполняют свой материнский долг.
Такие специалисты как: врач-психиатр, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования проводят информационные консультации, обучающие занятия для семей, занятия по телесно-ориентированной терапии для нормализации мышечного тонуса и формирования адекватного представления о своем теле. Особенно важной составной частью в работе специалиста по ТОТ (телесно- ориентированной терапии) является выработка окуломоторного и отомоторного рефлексов. Она необходима для снижения латентности (сокращения времени между командой, посланной специалистом и ответной реакцией ребенка). Подобная работа не заканчивается в стенах центра, а имеет продолжение в домашних условиях.
Для этого большую работу с родителями проводят педагоги-психологи, врач-психиатр, врач-невролог с целью обучения их простейшим упражнениям по методике Максимовой Е. В.
Все направление работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом в «Солнышко» возглавляет врач-психиатр, который входит в состав психолого-медико-педагогического консилиума Центра. Очень важно, что всех детей, впервые поступающих в центр принимают через консилиум, в который входят: врач-психиатр, врач-педиатр, врач-невролог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. При приеме детей, уточняется поставленный диагноз, даются рекомендации родителям по особенностям психофизического развития, формируется план реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальной программы реабилитации для детей- инвалидов. После того, когда дети привыкнут к сотрудникам центра, к условиям работы в центре они включаются в работу с другими специалистам и начинают посещать занятия с элементами сказкотерапии, изотерапии, трудотерапии, музыкальные занятия, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом–психологом.
С 2012 года Центр «Солнышко» сотрудничает с центром Архипова Б. А. «АКМЕ» На базе центра «АКМЕ» проводится повышение квалификации для сотрудников центра «Солнышко», консультации для родителей, а также углубленные диагностические обследования детей с целью уточнения нейропсихологического диагноза. Врач-невролог Борис Алексеевич Архипов выезжает в центр «Солнышко» с семинарскими занятиями для родителей и сотрудников центра, проводит диагностические консультации для семей, обратившихся за помощью. Работа с детьми РАС, РДА в «Солнышко» объединила совместные усилия педагогов и врачей. Например, выделены следующие этапы коррекционно-развивающей работы.
Таблица 1
Этапы реабилитационной работы с детьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра)
Направления помощи Этапы |
Медикаментозная |
Психологическая |
Педагогическая |
Логопедическая |
Диагностический |
Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноз |
Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка |
Поведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка |
Определение особенностей речевого развития ребенка |
Адаптационный |
Психотерапия родителей. Привлечение к процессу медикаментозного лечения |
Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. тревоги, страхов. |
Адаптация к новым условиям; Формирование навыков самообслуживания |
Взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек |
Активизирующий |
Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка |
Стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками |
Пропедевтика коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи. |
Активация ребенка с помощью песен, стихов, тонизирующей игры, просмотр фильмов. |
Работа с детьми выстраивается с учетом диагноза. Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения.
Литература:
1. Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998.
2. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947.
3. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.