Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 15.02.2015

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Гузнова, А. В. Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов / А. В. Гузнова, М. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 563-566. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15689/ (дата обращения: 19.12.2024).

В данной статье рассматриваются особенности нравственного воспитания студентов, главная роль в данном вопросе отводится куратору. Представлено мероприятие, направленное на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, которое было апробировано в образовательном процессе ГБОУ ВПО НГИЭИ г. Княгинино.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа со студентами, нравственное воспитание, куратор, родительское собрание-концерт.

This article discusses the features of moral education of students, the main role in this matter given to the curator. Presented event aimed at strengthening the relationship between parents and children, which was tested in the educational process, the Medical University NGIEI Knyaginino.

Keywords:education, educational work with students, moral education, curator, parent meeting concert.

 

Современные темпы развития социума и постоянные перемены в нем приводят к социальной нестабильности и затрудняют воспитательный процесс. Изменения, происходящие во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр межличностных отношений, что приводит к поиску новых подходов в организации воспитательного процесса в учебных заведениях. В вузе основная воспитательная роль ложится на куратора, который является организатором и координатором воспитательной деятельности студентов.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» понятие воспитание представляет собой «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Воспитательная работа со студентами высшего учебного заведения является одной из главных составляющих качества подготовки выпускника, проводится с целью формирования сознательной гражданской позиции, стремления к сохранению и приумножению духовно-нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей. Воспитательная работа необходима для выработки навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях [4; с. 34]. Так, цель работы куратора состоит в том, чтобы создать необходимые условия для социализации студентов в вузе, для их духовно-нравственного развития в обществе и для развития адекватного самоопределения.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современного образовательного процесса. А. М. Новиков определяет нравственное воспитание как «развитие у обучающегося системы нравственных знаний, чувств и стремлений» [3; c. 128].

Нравственное воспитание студентов неотъемлемо связано с воспитанием в семье, но, как известно, студенческие годы — это пора, когда дети отдаляются от своих родителей и вступают во взрослую жизнь. Именно в этот период необходимо способствовать укреплению отношений между родителями и детьми, чтобы избежать конфликтных ситуаций на почве непонимания разных поколений или постараться свести их к минимуму.

В связи с этим, нами было разработано мероприятие «Семья — начало начал», направленное на укрепление взаимодействия студентов и их родителей. Форма проведения — родительское собрание-концерт, в котором принимают участие как родители, так и студенты. Данное мероприятие было апробировано в образовательном процессе ГБОУ ВПО НГИЭИ г. Княгинино.

«Семья — начало начал»

Всё начинается с семьи -

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Всё начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…

Всё начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи.

Ведущий 1. Величайший и бесценный дар, который получил каждый человек на земле — это жизнь, которую подарили ему родители. Папа и мама, сын и дочь, брат и сестра — всё это есть семья — самая бесценная и уникальная ячейка общества. Уникальность её заключается в контрастах: крепкая, как бамбук, дружбой и хрупкая, как хрусталь, от разочарований; смелая, отважная в единении и трусливая в одиночестве, любящая в верности, преданности и страдающая от обид; сильная, мужественная в испытаниях и слабая в рутине быта.

Ведущий 2. Пожалуй, нет на Земле такого человека, который бы не хотел иметь настоящую крепкую семью. Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года). Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи [2]. В России с 2008 года празднуется День семьи, любви и верности (8 июля).

Ведущий 1. Семья — это семь Я, семь лиц, граней, ипостасей человека, семь компонентов, которые способствуют созданию и сохранению самой главной ячейки общества. Семья напоминает цветик-семицветик, где каждый лепесток — составляющая семьи, важный компонент её наличия и благополучия. Попытаемся определить, каковы же семь слагаемых крепкой семьи. (Студентам и их родителям предлагается назвать слагаемые).

Ведущий 2. Всё начинается с семьи, а семьи быть не может без родителей. Родители — вот первое слагаемое семьи.

Студенты исполняют песню «Помолимся за родителей».

Ведущий 2. В. А. Сухомлинский утверждал: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Второй компонент семьи — это дети.

Ведущий 1. Дети — это цветы жизни. Но не давайте им распускаться…

Студенты показывают слайд-шоу своих детских фотографий с родителями.

Чтец 1. Дорогие вы наши, хорошие!

Как спасибо за все вам сказать?

В наше время, немыслимо сложное,

Очень трудно детей воспитать.

Так несносны порою бывали мы,

Все и сразу хотелось бы нам.

Силы все до конца отдавали вы

Дочерям своим и сыновьям.

Дорогие вы наши родители!

Так любить нас кто будет еще?

Долго-долго на свете живите вы,

Мудро, счастливо и хорошо!

Ведущий 2. Хорошо и счастливо жить в семье позволяют дружба и понимание — 3 и 4 слагаемые крепкой семьи. Недаром народная мудрость гласит, что в дружной семье и в холод тепло.

Студенты исполняют русский народный танец.

Ведущий 2. Лад, дружба и понимание позволяют всем членам семьи способствуют развитию общих интересов — 5 составляющая крепкой семьи.

Студенты показывают презентацию «Семейные увлечения».

Ведущий 1. В семейной жизни главное также — терпение (6 составляющая крепкой семьи). Представьте, сколько терпения нужно родителям, чтобы воспитать детей!? Нелёгкий труд — вырастить детей, поставить их на ноги, дать путёвку во взрослую жизнь.

Ведущий 2. Только со стороны кажется, что всё легко и просто. А на самом деле, как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.

Студенты исполняют современный танец

Ведущий 1. 6 составляющих крепкой семьи названы, не хватает только последнего элемента.

Ведущий 2. Когда речь идёт о семье, невольно вспоминаются строки из песни: «Родительский дом — начало начал, Ты в жизни моей надёжный причал…».

Ведущий 1. Конечно, седьмое слагаемое крепкой семьи — место, куда хочется возвращаться снова и снова, — дом, где уютно и тепло, где детство босоногое прошло.

Чтец 2. Летят года и даты, словно ветер,

Мы выросли уже давным-давно.

Мы взрослые, и в то же время дети -

Для мамы с папой. Сколько лет прошло,

А мы все также чувствуем участье,

Родительскую близость и любовь,

И понимаем, что ведь это счастье,

Когда роднятся души, а не кровь.

Летят года, Весь мир вокруг меняя.

Но неизменно только лишь одно -

Родительская, чистая, святая

Любовь, с которой нам всегда светло.

Ведущий 2. Семья — дороже нет слова… Семья — неувядающий цветок, который при правильном уходе будет только красивее, пышнее. Давайте ещё раз назовём 7 составляющих крепкой семьи.

Родители называют составляющие, ведущие прикрепляют лепестки с надписями к сердцевине цветка «Семья».

Ведущий 1. Цветик-семицветик, лепестки которого родители, дети, дружба, понимание, общие интересы, терпение и дом, будет расти вечно, если его удобрять любовью, лаской и заботой о близких. Такой семицветик будет давать новые семена, из которых вырастут новые достойные цветы.

Чтец 3. «Спасибо маме и папе»

Для мам и пап, что лучше всех на свете,

Для тех, кто любит нас от всей души,

Своё «спасибо» произносят дети:

Солидные, подростки, малыши.

Они — увы! — так быстро вырастают,

Теряют с вами тоненькую нить,

И далеко от дома уезжают,

И обещают каждый день звонить…

И так за летом пролетает лето.

Вы встречи с ними ждете вновь и вновь.

Спасибо вам, родители, за это:

За доброту, терпение, любовь.

Пусть добрый ангел вас не покидает,

В душе всегда сияет тихий свет,

Пусть к вам почаще дети приезжают,

Заботу и любовь даря в ответ.

Студенты исполняют заключительную песню о родителях «Ничто не может быть чудесней…»

В ходе подготовки мероприятия студенты активно взаимодействовали друг с другом, предлагали свои идеи по проведению, делали подборку стихов, песен, музыкального сопровождения, ставили и разучивали танцы. Лаконичным завершением родительского собрания-концерта стало чаепитие, где студенты смогли ещё раз поблагодарить своих родителей за воспитание, а родители смогли пообщаться между собой и поделиться опытом. В целом, данное мероприятие способствует установлению понимания между студентами и их родителями.

 

Литература:

 

1.                  Закон 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

2.                  Международный день семей [Электронный ресурс] / Википедия. — Точка доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_день_семей

3.                  Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.

4.                  Пособие для кураторов академических групп младших курсов / Сост. О. С. Сысоева, А. А. Дмницкий, Ю. Н. Попков; Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ). — Новочеркаск: ЮРГТУ, 2008. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): крепкая семья, родитель, Семья, ведущий, ребенок, студент, воспитательная работа, взрослая жизнь, воспитательный процесс, нравственное воспитание.


Ключевые слова

воспитание, нравственное воспитание, воспитательная работа со студентами, куратор, родительское собрание-концерт

Похожие статьи

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми

В данной статье показана значимость индивидуальной работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с ребенком и его родителями; даются примеры индивидуальной работы в рамках ФГОС ДО.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством деловых игр

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с патриотическим воспитанием студентов педагогического вуза. В статье рассмотрены цели и задачи патриотического воспитания студентов, деловая игра рассматривается как эффективный метод па...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Похожие статьи

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми

В данной статье показана значимость индивидуальной работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с ребенком и его родителями; даются примеры индивидуальной работы в рамках ФГОС ДО.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством деловых игр

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с патриотическим воспитанием студентов педагогического вуза. В статье рассмотрены цели и задачи патриотического воспитания студентов, деловая игра рассматривается как эффективный метод па...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Задать вопрос