Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 15.02.2015

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России / Л. К. Фортова, А. Ю. Кужеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 638-639. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15699/ (дата обращения: 16.10.2024).

В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.

Ключевые слова: гражданское, патриотическое воспитание, социальное становление личности, социальная зрелость личности.

 

Этапы гражданской зрелости личности коррелируют со становлением ответственного индивида. С точки зрения Г. Н. Филонова, степень зрелости молодого человека проявляется через отношение к принятым в обществе нормам, требованиям к конкретным формам проявления ответственности, выполнения общественного долга, служения интересам государства и общества. На более высокой ступени развития гражданская зрелость связана с осознанной целенаправленной гражданской деятельностью. [1, с. 13–14].

Модернизация российского образования затрагивает и образовательные учреждения ФСИН России. От курсантов этих учреждений требуется не только качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовность выстраивать толерантные отношения с различными социально-профессиональными и этническими группами, обладать гибкостью в способах мышления и действия, быть социально грамотными, оперативно реагировать на перемены, уметь рефлексировать и самоорганизовываться.

Социальное становление личности в научных исследованиях представляется и как процесс, и как результат. В первом случае это явление трактуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости индивида на определённом отрезке витального пути, который характеризует его способность осознавать свой статус в обществе, автономно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения, а также комплекс социально-значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремлении к максимально возможной самоактуализации.

Только социально-зрелая личность способна выбрать конструктивную жизненную стратегию как единственно верную, способствующую формированию патриотизма и гражданственности.

В. И. Лутовинов и С. И. Мешкова отметили наличие социального заказа на воспитание человека «современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны». [2, с. 50, 53].

Курсанты Владимирского юридического института ФСИН России участвуют во Всероссийской «Вахте Памяти» на местах сражений, работают в архивах с документами, с региональными Книгами Памяти, ищут родственников погибших и пропавших без вести солдат, участвуют в создании военно-исторического музея и комнаты Боевой Славы, проводят «Уроки Мужества» и другие мероприятия, связанные с памятными датами военной истории России, организуют встречи с ветеранами. На наш взгляд, такая стратегия — наиболее эффективная форма воспитания в юношах и девушках мужества, готовности принимать ответственные решения, выполнять свой гражданский долг, преодолевать трудности и решать проблемы. Деятельность в поисковом отряде формирует у курсантов дисциплинированность, ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, открытость, коммуникативность и заботу о других.

Мы разделяем концепцию А. К. Быкова о том, что в современных реалиях важно формировать патриотическое сознание личности, которое представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к «малой» и «большой» Родине, сочетающее в себе совокупность знаний, убеждений, ценностных ориентаций в суждениях об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также мотивационные установки по личностной активности в укреплении могущества страны, готовности к защите Родины. [3, c. 11]

После окончания действия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 утверждена новая, третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Важнейшая задача, поставленная в государственных программах — создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в России — в определённой степени решена.

Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России — важнейшее направление государственной политики, деятельности органов государственной власти и управления, общественных организаций.

 

Литература:

 

1.         Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика, 2008. — № 2. С. 13–14.

2.         Лутовинов В. И., Мешкова С. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика, 2008ю — № 7. С. 50–53.

3.         Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодёжи // Педагогика, 2010. — № 9. С. 10–19.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, государственная программа, патриотическое воспитание, Патриотическое воспитание граждан, патриотическое воспитание курсантов, социальная зрелость личности, социальное становление личности.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, гражданское, социальное становление личности, социальная зрелость личности., социальная зрелость личности

Похожие статьи

Правовая культура и правовое воспитание как приоритетные направления в социальном и профессиональном становлении личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье анализируется некоторый перечень личностных качеств курсантов образовательных учреждений ФСИН России, необходимый для их эффективного профессионального становления, констатируется влияние правовой культуры и правового воспитания на социально...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Учреждение культуры как средство формирования духовной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье представлен анализ деятельности и значения учреждения культуры как средства формирования духовной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что эвохомологическая составляющая жизни молодых людей — в...

Роль семьи и государственных образовательных учреждений в нравственном воспитании курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье анализируется проблема нравственного упадка граждан и курсантов образовательных учреждений ФСИН России, пути ее преодоления, роль семьи и государственных органов образования в становлении нравственности курсантов образовательных учреждений Ф...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Влияние огневой подготовки на формирование личности сотрудника ФСИН России

В статье определено место огневой подготовки в формировании личности молодого сотрудника ФСИН России. Дано понятие процесса целенаправленного формирования личности молодого сотрудника ФСИН средствами огневой подготовки. Утверждается, что в процессе о...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Педагогические аспекты формирования идеологического иммунитета среди будущих кадров таможенной службы

В статье рассматривается роль идеологического иммунитета, который способствует эффективной и высокопрофессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы. Формирование целостного представления о факторах идеологического иммунитета, является н...

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.

Гражданское воспитание студентов Кинель-Черкасского медицинского колледжа

Статья посвящена гражданскому воспитанию студентов в условиях медицинского колледжа, являющемуся одним из условий их социализации.

Похожие статьи

Правовая культура и правовое воспитание как приоритетные направления в социальном и профессиональном становлении личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье анализируется некоторый перечень личностных качеств курсантов образовательных учреждений ФСИН России, необходимый для их эффективного профессионального становления, констатируется влияние правовой культуры и правового воспитания на социально...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Учреждение культуры как средство формирования духовной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье представлен анализ деятельности и значения учреждения культуры как средства формирования духовной культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что эвохомологическая составляющая жизни молодых людей — в...

Роль семьи и государственных образовательных учреждений в нравственном воспитании курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье анализируется проблема нравственного упадка граждан и курсантов образовательных учреждений ФСИН России, пути ее преодоления, роль семьи и государственных органов образования в становлении нравственности курсантов образовательных учреждений Ф...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Влияние огневой подготовки на формирование личности сотрудника ФСИН России

В статье определено место огневой подготовки в формировании личности молодого сотрудника ФСИН России. Дано понятие процесса целенаправленного формирования личности молодого сотрудника ФСИН средствами огневой подготовки. Утверждается, что в процессе о...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Педагогические аспекты формирования идеологического иммунитета среди будущих кадров таможенной службы

В статье рассматривается роль идеологического иммунитета, который способствует эффективной и высокопрофессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы. Формирование целостного представления о факторах идеологического иммунитета, является н...

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.

Гражданское воспитание студентов Кинель-Черкасского медицинского колледжа

Статья посвящена гражданскому воспитанию студентов в условиях медицинского колледжа, являющемуся одним из условий их социализации.

Задать вопрос