В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.
Ключевые слова: гражданское, патриотическое воспитание, социальное становление личности, социальная зрелость личности.
Этапы гражданской зрелости личности коррелируют со становлением ответственного индивида. С точки зрения Г. Н. Филонова, степень зрелости молодого человека проявляется через отношение к принятым в обществе нормам, требованиям к конкретным формам проявления ответственности, выполнения общественного долга, служения интересам государства и общества. На более высокой ступени развития гражданская зрелость связана с осознанной целенаправленной гражданской деятельностью. [1, с. 13–14].
Модернизация российского образования затрагивает и образовательные учреждения ФСИН России. От курсантов этих учреждений требуется не только качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовность выстраивать толерантные отношения с различными социально-профессиональными и этническими группами, обладать гибкостью в способах мышления и действия, быть социально грамотными, оперативно реагировать на перемены, уметь рефлексировать и самоорганизовываться.
Социальное становление личности в научных исследованиях представляется и как процесс, и как результат. В первом случае это явление трактуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости индивида на определённом отрезке витального пути, который характеризует его способность осознавать свой статус в обществе, автономно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения, а также комплекс социально-значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремлении к максимально возможной самоактуализации.
Только социально-зрелая личность способна выбрать конструктивную жизненную стратегию как единственно верную, способствующую формированию патриотизма и гражданственности.
В. И. Лутовинов и С. И. Мешкова отметили наличие социального заказа на воспитание человека «современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны». [2, с. 50, 53].
Курсанты Владимирского юридического института ФСИН России участвуют во Всероссийской «Вахте Памяти» на местах сражений, работают в архивах с документами, с региональными Книгами Памяти, ищут родственников погибших и пропавших без вести солдат, участвуют в создании военно-исторического музея и комнаты Боевой Славы, проводят «Уроки Мужества» и другие мероприятия, связанные с памятными датами военной истории России, организуют встречи с ветеранами. На наш взгляд, такая стратегия — наиболее эффективная форма воспитания в юношах и девушках мужества, готовности принимать ответственные решения, выполнять свой гражданский долг, преодолевать трудности и решать проблемы. Деятельность в поисковом отряде формирует у курсантов дисциплинированность, ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, открытость, коммуникативность и заботу о других.
Мы разделяем концепцию А. К. Быкова о том, что в современных реалиях важно формировать патриотическое сознание личности, которое представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к «малой» и «большой» Родине, сочетающее в себе совокупность знаний, убеждений, ценностных ориентаций в суждениях об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также мотивационные установки по личностной активности в укреплении могущества страны, готовности к защите Родины. [3, c. 11]
После окончания действия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 утверждена новая, третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Важнейшая задача, поставленная в государственных программах — создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в России — в определённой степени решена.
Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России — важнейшее направление государственной политики, деятельности органов государственной власти и управления, общественных организаций.
Литература:
1. Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика, 2008. — № 2. С. 13–14.
2. Лутовинов В. И., Мешкова С. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика, 2008ю — № 7. С. 50–53.
3. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодёжи // Педагогика, 2010. — № 9. С. 10–19.