На современном этапе подготовка школьников по экологической безопасности рассматривается как социальный заказ системе общего образования. Почему?
Современное состояние окружающей среды, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего, в связи с этим для каждого из нас являются актуальными вопросы экологической безопасности. Все усилия в дальнейшем могут оказаться напрасными, если мы не обеспечим необходимый уровень экологической безопасности уже сегодня. Реалии таковы, что всё большее количество людей ощущает на себе отрицательное влияние промышленности и достижений научно-технического прогресса на окружающую среду, при этом соблюдение норм и правил экологической безопасности нередко игнорируются руководителями различного рода предприятий.
Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, экологическим сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности [3].
Как же изменить ситуацию? Для того чтобы нивелировать огромное количество экологических проблем, формирование экологической культуры людей необходимо начинать с раннего детства. Рано или поздно подрастающее поколение займет, к примеру, должности руководителей предприятий, от действий которых напрямую будет зависеть состояние окружающей среды в том или ином регионе, населенном пункте.
Справедливо утверждение С. Н. Глазачева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования [3]. Поэтому у выпускника старшей школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, сформированы основы экологических знаний, в т. ч. и по экологической безопасности.
Экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. Это означает, что образование в сфере экологической безопасности является составной частью и экологического образования, и образования в области безопасности жизнедеятельности. Актуальность вопросов интеграции школьного экологического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности подчеркивается рядом авторов (Костецкая Г. А., Vasileva T. V. и др.). При этом предлагается выделять единую образовательную область «экология и безопасность жизнедеятельности» [5, 9]. Идеи такой интеграции положены в основу новой линии школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией профессора С. В. Алексеева [2].
Необходимо отметить, что подготовка в области экологической безопасности является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности» [8].
В содержании школьного образования в области экологической безопасности важное место должно быть отведено основам правовых знаний. Основы экологического права напрямую закреплены в основном законе страны — Конституции Российской Федерации. Так, в статье 42 Конституции РФ прописано: «…каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1]. Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [1].
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Экологическое право включает в себя следующие нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные законы РФ, международные договоры РФ, Федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомств, органов местного самоуправления.
Система экологического законодательства РФ включает два направления: природоохранное законодательство и природоресурсное законодательство. В природоохранное законодательство входят правовые акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом (Федеральный Закон РФ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). В природоресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов (Земельный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ и др.). Существующее законодательство направлено на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Однако сама по себе статья Закона не может обеспечить правосознание человека и его бережное отношение к окружающей среде. Правосознание связано с воспитанием и самосознанием, которое закладывается с детских лет. Правовые основы обеспечения экологической безопасности в системе отечественного образования начинают рассматривать в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Необходимо подчеркнуть, что курс ОБЖ является обязательным к изучению в школе. Это связано с позицией нашего государства, которое в числе приоритетных образовательных задач рассматривает обучение подрастающих граждан страны основам безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и поведения в случае их возникновения. Курс ОБЖ предполагает и изучение вопросов экологической безопасности [4]. С учетом экологических последствий масштабной хозяйственной деятельности человечества, особенно после трагедий на Чернобыльской АЭС в СССР и АЭС Фукусима в Японии, значимость такого образования школьников переоценить невозможно. Правовые знания и правила поведения, которые получают обучаемые на уроках ОБЖ — это основа экологической безопасности граждан, страны и мира в целом.
Знания в области экологии и экологической безопасности способствуют формированию у школьников культуры безопасности жизнедеятельности, развитию у них личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз. Такое комплексное позитивное влияние эколого-педагогической образовательной среды на развитие личностно-мотивационной сферы школьников подтверждено современными научными исследованиями [6].
Рассмотрим, как вопросы экологической безопасности включены в содержание учебных программ по ОБЖ (на примере программ авт. Б. И. Мишина и др.) [7].
Изучение материала экологического содержания предусматривается в следующих разделах программы: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», «Основы здорового образа жизни». Так, например, в начальной школе программа предполагает рассмотрение понятий «природа», «окружающая среда». Предусматривается проведение экологических экскурсий, что позволяет уже с раннего возраста знакомить учащихся с объектами природы, экологическими проблемами своего региона, осознавать важность решения этих проблем. При этом с правовыми аспектами экологической безопасности учащиеся знакомятся на уровне «это можно» — «это нельзя».
Программа курса ОБЖ для основной школы включает, в частности, такое содержание, как нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека. Предусмотрено изучение следующих вопросов: нарушение экологического равновесия в местах проживания; характеристика состояния природной среды в связи с жизнедеятельностью человека; загрязнение атмосферы, почв, природных вод, радиации в биосфере; загрязняющих веществ; понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ; меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Важно отметить, что с основами правовых знаний по экологической безопасности учащиеся знакомятся в 9 классе, поскольку именно на этом этапе обучения они начинают изучать курсы «Обществознание», «Правоведение».
Однако наиболее полно основы экологического законодательства целесообразно рассматривать в старшей школе, на завершающем этапе общего образования, с учетом возраста и уровня подготовки школьников [4]. В 10–11 классах материал по экологической безопасности содержит, в первую очередь, раздел программы «Основы здорового образа жизни», а также раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Это информация о безопасном поведении в природных условиях, в т. ч. в условиях вынужденной автономии, о способах экологически безопасного поведения во время поездок в экзотические страны, о предупреждении пищевых отравлений, о пищевых добавках, о влиянии на здоровье тех или иных примесей в воде и воздухе и т. д. Предусматривается проведение практических занятий с использованием экспресс-лабораторий (например, обнаружение вредных примесей в воде, воздухе, в продуктах питания).
Учебные программы, разработанные другими авторами, материал по экологической безопасности включают в аналогичном объеме и в сходной последовательности, несмотря на то, что отдельные темы, посвященные экологической безопасности, имеют разницу в названиях и, соответственно, в содержательном наполнении: например, «Человек, среда его обитания, безопасность человека» и «Экология и безопасность» [2].
Исходя из изложенного, следует, что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» играет ведущую роль в процессе обучения школьников вопросам экологической безопасности, в том числе и в ознакомлении учащихся с основами экологического законодательства.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации
2. Алексеев С. В., Данченко С. П., Костецкая Г. А., Ладнов С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Вентана-Граф, 2014. — 416с.: ил.
3. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. — М., 2008. — 128с.
4. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников /Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2013. — № 5 (34). С.97–101.
5. Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения /Астраханский вестник экологического образования. — 2014. — № 2(28). — С.97–102.
6. Костецкая Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: Автореферат дис. … канд. пед. наук /Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. — СПб., 1999. — 19с.
7. Мишин Б. И. Организация преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе: сборник нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов: М.: Вентана-Граф, 2008.
8. Попова Р. И. Знания по экологической безопасности как основа подготовки магистров //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. — № 2. — С.92–95.
9. Vasileva T. V., Kostetckaia G. A. Education in the field of ecology and safety of vital activity: aspects of development //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 11, Part 3 /2013. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2013. — P.76–92.