В статье представлен материал, посвященный автомобильному транспорту Ирака. Была проанализирована структура распределения автопарка по областям республики в 2013 г., оценен возраст парка автомобилей г. Багдада. Имеется тенденция к увеличению доли автомобилей, соответствующих экологическим стандартам, принятым в Евросоюзе.
Ключевые слова:транспортная инфраструктура, автомобильные дороги, автопарк, внедорожники, возрастная структура автомобилей, экологические стандарты, Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5.
Современный транспорт — это социально значимый сектор экономики любой страны мира. Он является предпосылкой и основанием более успешного функционирования почти всех сфер социально-экономической жизни государства и оказывает большое влияние на макропроцессы в обществе. Также же можно отметить, что транспорт является и фактором политического развития страны, детерминантом его политического развития во внутреннем и внешнем измерении.
Транспорт — это инструмент реализации национальных интересов государства, он характеризует место любой страны в мировой хозяйственной системе. Устойчивость транспортной системы и эффективное функционирование — это стабилизация и подъем экономики страны, обеспечение национальной безопасности страны, улучшение уровня и условий жизни населения.
В Ираке существуют все современные виды транспорта, но, к сожалению, из-за постоянных военных действий в республике, они не совсем развиты.
Протяженность автомобильных дорог и автострад в Ираке более 45 тысяч километров, но их качество оставляет желать лучшего [3], хотя в некоторых местах дорожное покрытие идеально. На 1000 жителей страны приходится 1,48 км автомобильных дорог.
Общая численность автомобильного парка Республики Ирак составляла в 2013 году более 1,62 млн. единиц. 1,38 млн. единиц автомобильного транспорта приходится на легковые автомобили. В 2013 г. на 1000 ед. населения приходилось легковых автомобилей в количестве 105 шт. В год прирост составляет 5–8 %. 79860 автомобилей числились, по данным Главного управления перевозок, у частных лиц, что на 15 % ниже по сравнению с 2010 г.
В Багдаде парк автомобилей как легковых, так и грузовых намного выше, чем в других городах республики. Во-первых, потому, что это столица республики, во-вторых, там не проходят военные действия.
По состоянию на 2013 год численность автопарка г. Багдада насчитывала 486 691 единиц автотранспорта, в то время как численность среднего областного автопарка не превышает 16 % данной цифры.
Рассматривая структуру автомобильного парка Республики Ирак, можно констатировать, что в зависимости от типа автомобиля она выглядит следующим образом: в целом по стране, на легковые автомобили приходится не менее 75 % от общей численности автопарка. Грузовые автомобили составляют всего около 20 %. 5 % от общей численности автопарка составляют прочие транспортные средства. В таблице 1. представлены показатели частного сектора легковых автомобилей.
Таблица 1
Количество автомобилей, которые принадлежат частным лицам и зарегистрированы в Генеральной дирекции
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Количество всего автомобилей |
1125163 |
1159687 |
1291405 |
1385317 |
3501380 |
Численность населения, тыс. чел. |
25740 |
26508 |
27296 |
28102 |
33339 |
Дороги с твердым покрытием (км) |
41892 |
42059 |
42334 |
42818 |
58083 |
Количество легковых автомобилей на 1000 человек |
44 |
44 |
47 |
49 |
105 |
Количество дорог с твердым покрытием, (км) на 1000 чел. |
27 |
28 |
31 |
32 |
60 |
Наблюдается увеличение автопарка в Ираке, так по сравнению с 2008 г. автопарк вырос более, чем в три раза.
Таблица 2
Марки и количество автомобилей и мотоциклов на 2012 г. по городам Ирака
Города |
Легковые автомобили |
Грузовые автомобили |
Специальные автомобили |
Ниневия |
1347 |
378 |
61 |
Киркур |
588 |
121 |
30 |
Диала |
380 |
455 |
29 |
Ал-Анбар |
1098 |
1242 |
88 |
Багдад |
61236 |
3855 |
755 |
Вавилон |
368 |
161 |
41 |
Кербела |
439 |
141 |
30 |
Васит |
140 |
107 |
53 |
Салах-Аль-Дин |
733 |
815 |
29 |
Аль-Наджаф |
686 |
246 |
77 |
Аль-Квадисия |
402 |
169 |
39 |
Аль-Мутанне |
239 |
118 |
30 |
Ти-Кар |
237 |
206 |
72 |
Мейсана |
88 |
41 |
26 |
Аль-Басра |
1192 |
784 |
488 |
Итого |
69173 |
8839 |
1848 |
Если рассматривать Багдад, то здесь 79 % приходится на легковой транспорт, соответственно доля грузового автотранспорта снижена до 17 %, а на долю прочих автотранспортных средств приходится только 4 %. Примерно такая же картина и в других городах с населением более 2 миллионов человек.
Численность автомобилей в Багдаде ежегодно увеличивается, как минимум, на 6 %, и данная тенденция, по-видимому, сохранится на последующие годы.
При рассмотрении структуры парка автомобилей города Багдада по производителям автомобилей, можно отметить, что преобладают транспортные средства из Японии и Кореи в соотношении 32,9 % и 21,1 % соответственно от общего числа автомобилей.
В Ираке осталось очень мало российских автомобилей, в большинстве своем они представлены «Волгами», которые использовались как такси по всей Республики Ирак.
В городе Хилла можно встретить старые советские «РАФики».
Несмотря на военные действия, которые происходили в стране летом 2013 г., к югу от столицы Ирака в Искандарии состоялось официальное открытие автосборочного завода компании «Иран ходроу» производственной мощностью около 30 тыс. автомобилей в год. Уже в августе 2013 г. стали поступать комплектующие к моделям Tiba и X100 для того, чтобы начать производство автомобилей в Ираке в широких масштабах.
Весной 2014 г. была поставлена первая партия новых пикапов САЙПА Прайд 151. В Ираке автомобили САЙПА стоят около 9,5 тыс. долларов
В дальнейшем планируется развить сеть продаж и послепродажного обслуживания иранских автомобилей в Ираке.
Парк легковых автомобилей в большей степени состоит из бюджетных транспортных средств. Так средняя стоимость автомобиля в городе Багдад составляет 6,5 тыс. иракских динар, что в переводе к российскому рублю составляет примерно 180 тысяч.
Рис. 1. Возрастная структура парка автомобилей города Багдада на 2013 г.
На рисунке 1 представлена возрастная структура автомобильного парка столицы Республики Ирак. Из рисунка видно, что большая часть эксплуатирующихся транспортных средств выпущена в период с 1980 по 2000 годы. Новых автомобилей 2010–2013 годов выпуска примерно 18 тыс. ед., автомобилей годов выпуска с 2000 по 2010 примерно 94 тыс. ед. Это говорит о том, что больше половины автомобилей не соответствует экологическим и технологическим транспортным нормам, что приводит к высокому загрязнению воздуха отработавшими газами и частыми дорожно-транспортными происшествиями, связанными с неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств.
Рассмотренная ранее возрастная структура автомобильного парка показывает, что в 2013 г. доля «молодых» автомобилей до 5 лет составляет немногим меньше 10 %. Количество автомобилей с возрастом 6–10 лет составило 30,2 %, 11–20 лет — 44,8 %, старше 20 лет — 15 %. Заслуживает внимания группа очень старых автомобилей, возраст которых превышает 21 год. Эта группа составляет около 15 %.
Следует отметить, что в последние годы произошло заметное уменьшение доли «молодых» автомобилей. Так процент автомобилей в возрасте до 10 лет составил: 2012 г. — 25,4; 2013 г. — 24,8 %.
Данная ситуация во многом объясняется активным ввозом из Японии и Кореи, а также стран западной Европы подержанных автомобилей, устраивающих по цене и эксплуатационным качествам большинство покупателей. Возраст таких автомобилей составляет около 10 лет.
Если раньше иракцами внедорожники ассоциировались с международными коалиционными силами, то сейчас все чаще на улицах можно видеть джипы, которые принадлежат иракцам.
Парк автомобилей, находящихся в эксплуатации, растет вместе с ростом объема рынка.
С точки зрения оценки влияния автотранспорта на окружающую среду важно знать не только возрастную структуру автомобильного парка, но и долю автомобилей, соответствующих введенным в действие экологическим стандартам.
При такой разнородной возрастной структуре автомобильного парка, постоянном росте количества транспорта и затруднениях в непосредственной реконструкции дорог застроенных частей в городах Ирака, требуются дополнительные эффективные меры которые регламентировали бы вредные выбросы от автомобильного транспорта.
В 1992 г. в Евросоюзе был введен евростандарт Евро-1, который предусматривал выброс бензиновым двигателем отработавших газов со следующими параметрами:
оксида углерода (CO) должно быть не более 2,72 г/км (грамм на километр пути), количество углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км, а оксида азота (NO) — не более 0,27 г/км.
В последующем нормы эти были ужесточены, так в 1995 г. Евро-1, заменен Евро-2, здесь нормы были снижены почти в 3 раза, например: содержание углеводорода составило 0,29 против 0,72.
В 1999 г. Евро-2 заменен Евро-3, здесь нормируются такие показатели, как окись углерода (СО), углеводороды, оксид азота, которые являются канцерогенными веществами. Для дизельных двигателей — это твёрдые частицы, которые образуются в топливе и вызывают раковые заболевания. Требованиям Евро-3 должны соответствовать все новые автомобили, которые выпущены с 1999 года.
В последующем были введены Евро-4 (2005 г.) и Евро-5 (2008 г.), здесь нормы ужесточены на 65–70 %.
В 2014 году вступил в силу новый стандарт токсичности ОГ Евро-6. Это наиболее жесткий европейский стандарт в этой области на настоящий момент [4].
По сравнению с предыдущим стандартом Евро-6 регулирует содержание в выхлопных газах двух видов веществ: оксидов азота (NOX) и взвешенных частиц (PM). Предельно допустимые значения очень жесткие: NOX сократилось на 80 % и теперь не должно превышать 0,40 г/кВт ч (в стационарном тестовом цикле) содержание NOX уменьшено на 77 %, а значит, не должно превышать 0,46 г/кВт ч (в переходном цикле) содержание взвешенных частиц сократилось на 50 % — до 0,01 г/кВтч.
На самом деле последний параметр оказывается еще жестче, поскольку учитывает не только вес, но и количество взвешенных частиц. Выполнить это требование невозможно без использования сажевого фильтра.
Стандарт Евро-6 вступил в силу 1 января 2014 г.
Данным стандартам сейчас стараются придерживаться все производители автомобилей.
Анализ полученных данных показал, что в 2012 году насчитывалось менее 14 % автомобилей, соответствующих нормам Евро-2 и около 85 % автомобилей, соответствующих нормам Евро-3. По нашим оценкам на конец 2013 г. количество автомобилей, соответствующих нормам Евро-4 составило 13 %. Значительное увеличение доли автомобилей, соответствующих Евро-3 и Евро-4, объясняется введением в действие этих норм как для производителей, так и для таможенных органов, контролирующих ввоз импортируемой продукции.
Таким образом, пополнение парка автомобилей Ирака в 2012 и 2013 годах происходило только за счет автомобилей, соответствующих нормам Евро-4.
Выводы: отметим, что, несмотря на старение парка автомобилей, есть тенденция к увеличению доли автомобилей, которые соответствуют экологическим стандартам. Вместе с тем, небольшая часть автомобилей (около 5 %) все же имеют устаревшую конструкцию и не соответствуют даже Евро-2. Следует также отметить, что кроме автомобилей, работающих на бензине, в Ираке около 15 % автотранспорта оснащены дизельными двигателями.
Литература:
1. Мухаммедов С. М. Транспорт Ирака / Моя Родина. — 2007. — № 5. — С. 8
2. Рахемов А. Н. Дорога в Багдаде / Утро Багдада. -2010. — № 4. — С. 3
3. http://mirputeshestvii.ru/countries/Asia/Iraq/
4. http://www.volvotrucks.com/trucks/russia-market/ru-ru/aboutus/Environment/environment/Pages/Euro6.aspx
5. Statistics of Private Sector Motorcars That Registered at General Directorate of Traffic until 31/12/2011 // http://cosit.gov.iq/documentsstatisticsransportation