Цель коррекционно-развивающей программы: развитие различных аспектов психологической готовности к школьному обучению.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
1. Развитие личностно-мотивационной готовности к школьному обучению.
2. Сформировать эмоционально благополучное отношение к школьному обучению.
3. Развитие мелкой моторики руки.
Коррекционная работа осуществлялась с группой детей в течение 3 месяцев, занятие проводилось один раз в неделю по 20–25 минут, всего занятий по сказкотерапии было 14.
Структура занятия:
1. Разминка (5–6 мин.).
2. Обсуждение. (2–3 мин.).
3. Прослушивание сказки (10–12 мин.)
4. Обсуждение сказки (5–6 мин.).
5. Упражнение на развитие мелкой моторики (2–3 мин.).
6. Упражнение на снятие напряжения (2–3 мин.).
7. Подведение итогов занятия (2–3 мин.).
Тематический план:
Занятие № 1 «Понятие школа?». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Развить внимание.
2. Развить мотивацию к обучению в школе.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц туловища.
Занятие № 2 «Ее величество буква». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Развить мотивацию к обучению в школе.
2. Развить мелкую моторику руки.
3. Снять напряжение с мышц туловища.
Занятие № 3 «Почемучка». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Развить произвольность поведения.
2. Развить мотивацию к обучению в школе.
3. Развить самостоятельность ребенка.
4. Развить мелкую моторику руки.
5. Снять напряжение с мышц рук.
Занятие № 4 «Товарищ». Время занятия 25 минут.
Цель:
1. Развить раскованность в поведении у ребенка.
2. Показать какие взаимоотношения должны быть в классе.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц.
Занятие № 5 «Думай». Время занятия 25 минут.
Цель:
1. Развить внимание.
2. Устранить ненормативную лексику у ребенка.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц лица.
Занятие № 6 «Ученье — свет, а не ученье — тьма». Время занятия 25 минут.
Цель:
1. Снять нервное напряжение у ребенка.
2. Показать необходимость образования.
3. Развить мотивацию к обучению в школе.
4. Развить мелкую моторику руки.
5. Снять напряжение с мышц лица.
Занятие № 7 «Не преувеличивай». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Снять нервное напряжение.
2. Развить мотивацию к обучению в школе.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц туловища.
Занятие № 8 «Сказка». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Развить произвольность в поведении ребенка.
2. Показать значимость обучения в школе.
3. Развить интерес к обучению в школе.
4. Развить мелкую моторику руки.
5. Снять напряжение с мышц лица.
Занятие № 9 «Повторяй». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Развить наблюдательность ребенка.
2. Скорректировать неадекватное поведение ребенка.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц лица.
Занятие № 10 «Волшебство». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Снять тревожность у ребенка.
2. Развить мотивацию к обучению в школе.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц лица.
Занятие № 11 «Мечта …». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Снять напряжение.
2. Сформировать позитивное отношение к обучению в школе.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц туловища.
Занятие № 12 «Учитель». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Снять напряжение.
2. Развить мотивацию к обучению в школе.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц туловища.
Занятие № 13 «Школа». Время занятия 20 минут.
Цель:
1. Развить память.
2. Показать положительное влияние школы.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц лица.
Занятие № 14 «Учитель». Время занятия 25 минут.
Цель:
1. Снять тревожность.
2. Развить мотивацию к обучению в школе.
3. Развить мелкую моторику руки.
4. Снять напряжение с мышц туловища.
Анализ результатов программы
Целью нашей программы является подготовка детей к школьному обучению с помощью метода сказкотерапии.
1. Подбор методов исследования — психологическую готовность детей к обучению в школе может установить только комплексное психодиагностическое обследование. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информативные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе.
2. Проведение предварительной диагностики психологической готовности к школе она нужна для того, чтобы установить начальный уровень психологической готовности и составить наиболее подходящую коррекционно-развивающую программу. Повторная диагностика позволяет определить, насколько была эффективна проведенная коррекционно-развивающая программа занятий по методу сказкотерапии.
3. Метод сказкотерапии является очень эффективным при работе с детьми дошкольного возраста. Сказка положительно влияет на развитие психологической готовности к школьному обучению, так как процент неготовых к школьному обучению детей до проведения коррекционно-развивающей программы занятий по методу сказкотерапии составлял 20 % от общего количества детей в исследовательской группе, частично готовых к школе 5 % детей, 30 % средне готовых и только 45 % готовых к школьному обучению. После проведения коррекционно-развивающей программы занятий по методу сказкотерапии, направленной на повышение уровня психологической готовности к школе, неготовых и частично готовых к школьному обучению детей не выявлено, тогда как средне готовых к школе детей 40 %, а полностью готовые к школе дети составили 60 % от общего количества испытуемых в исследовательской выборке.
4. Итак, систематические занятия по методу сказкотерапии позволят повысить уровень психологической готовности к обучению в школе.