Высшей ценностью государства является гражданин, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимые условия его существования. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Таможенные органы Российской Федерации обладают определенными полномочиями в области защиты прав физических и юридических лиц. Порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты прав регламентирован как на законодательном, так и на ведомственном уровне.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов, в том числе контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов.
В настоящее время формирование таможенного союза и создание единой таможенной территории определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов Российской Федерации. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Реформированию подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы. Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Социально-экономическое развитие России на современном этапе происходит на фоне расширения сферы предпринимательства, с одной стороны, и твердого воздействия государства на все сферы общественной жизни, с другой. Несмотря на очевидные преимущества рыночного пути развития, остается высокой доля влияния государства на происходящие в обществе социально-экономические процессы. Без государственного вмешательства в экономику невозможно обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации. В силу требований Конституции РФ, государство обязано создавать социально-экономические рычаги, влияющие на повышение уровня и благосостояния каждого гражданина, поддерживать социально незащищенные и малоимущие слои населения, накапливать материальные ресурсы для выполнения своих основных задач и функций.
В условиях современного развития общество не может отказаться от вмешательства в экономику, от государственно-правового регулирования экономики. Профессор В. Ф. Яковлев пишет: «Внедряя начала саморегулирования, государство, разумеется, уменьшает свою роль в экономике. Но оно не может самоустраниться от нее. Самоустранение государства может привести к печальным, а иногда даже и к гибельным последствиям». Без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику.
Современное состояние и развитие экономических отношений в России говорит о том, что роль государства в экономике не может быть нивелирована. Это связано с рядом крупных диспропорций в развитии России: демографический кризис; высокая динамика потребления; низкая конкурентоспособность продукции российской промышленности; социальная нестабильность (рост объема денежных доходов у 10 процентов наиболее обеспеченных граждан при неизменности объема доходов у 10 процентов наименее обеспеченных); сохранение финансовой системы унитарного государства при развитии федерализма в России; направленность иностранных инвестиций преимущественно в одну область экономики — сырьевую.
В условиях сегодняшней переходной ситуации к рынку и правовому государству в России проблема правовой защиты физических и юридических лиц крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Исходя из того, что многие новые явления, непосредственно затрагивающие интересы субъектов права, оказываются вне сферы государственного воздействия и правового регулирования, выработка концепции, способной выявить тенденции современного развития правовой защиты физических и юридических лиц, становится крайне необходимой и очень важной.
На разных этапах развития общества и при разных условиях его развития цель и задачи государственного регулирования экономики могут быть разными. В настоящий период развития государственности цель государственного регулирования экономики носит двоякий характер. С одной стороны, это обеспечение публичных интересов: оборона и безопасность государства, выход страны на международное экономическое пространство, сбалансированное развитие всех регионов. С другой — реализация частных интересов: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, развитие малого и среднего бизнеса и др.
Административно-правовое регулирование может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями публичных субъектов. В управлении экономикой принимают участие различные органы исполнительной власти. На федеральном уровне это: Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, а также федеральные службы: Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и др. От координации их действий зависит успех экономической политики государства.
Большая роль в реализации социально-экономической политики государства отводится таможенным органам России. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законодательно закрепил систему таможенных органов. Согласно положениям статьи 10 Закона № 311-ФЗ систему таможенных органов составляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба (ФТС России); региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Действующим законодательством РФ предусмотрены два способа защиты прав лиц — административный и судебный. При всем многообразии форм и способов в обеспечении эффективных механизмов государственной защиты прав и свобод, безусловно, особое место занимает судебная защита.
Право на судебную защиту, закрепленное в пункте 1 статьи 46 Конституции Российской Федерацией, можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, это право человека и гражданина, с другой — это гарантия реализации его прав и свобод. Судебная защита, как и гарантия, означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность судебных органов рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное и обоснованное решение. Следовательно, судебная защита прав и свобод — это процессуальная деятельность судебных органов по рассмотрению жалоб на их нарушение. Она устанавливается целым комплексом правовых, конституционных, процессуальных, судоустройственных норм и т. д.
Несмотря на то, что одной из основных конституционных гарантий реализации прав и свобод личности в демократическом правовом государстве является судебный контроль и судебная защита, большую роль в деле защиты прав граждан играют непосредственно органы государственной власти. Хотя судебный способ защиты прав и свобод граждан рассматривается в настоящее время как наиболее универсальный, тем не менее, не следует исключать участие в этом процессе деятельность органов государственной власти, в которые поступает большое количество жалоб.
Развитие и внедрение досудебного порядка урегулирования споров, возникающих между невластными субъектами и органами государственной власти, способно обеспечить гражданам и организациям самостоятельную защиту своих нарушенных прав, свобод и законных интересов, заинтересованность органов государственной власти, органов местного самоуправления самим разрешать возникшие споры и не доводить их разрешение до суда.
Обращение к административным органам по поводу нарушения прав граждан дает возможность данным органам самим исправить допущенное нарушение, если имела место явная ошибка, неверная информация и т. д., и разрешить возникший спор в рамках системы органов исполнительной власти, не доводя дело до судебного разбирательства.
Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено административно-правовой сферы и включает в себя объективные отношения по охране прав субъектов в сфере государственного управления, законодательные и иные нормы, регулирующие эти отношения, складывающиеся в результате данного регулирования административно-правовые отношения защиты между субъектами этих отношений, и самих субъектов.
Центральное место занимают нормативные правовые акты, в том числе нормы административного права, регулирующие отношения административно-правовой защиты. Как известно, основные нормы этого типа сформулированы в Конституции, федеральных законах, законах субъектов Федерации.
Действующим законодательством РФ предусмотрены два способа защиты прав лиц — административный и судебный. При всем многообразии форм и способов в обеспечении эффективных механизмов государственной защиты прав и свобод, безусловно, особое место занимает судебная защита. Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено административно-правовой сферы и включает в себя объективные отношения по охране прав субъектов в сфере государственного управления, законодательные и иные нормы, регулирующие эти отношения, складывающиеся в результате данного регулирования административно-правовые отношения защиты между субъектами этих отношений, и самих субъектов. Центральное место занимают здесь нормы административного права, регулирующие отношения административно-правовой защиты. Как известно, основные нормы этого типа сформулированы в Конституции, федеральных законах, законах субъектов Федерации.