Одним из направлений модернизации общего образования является профильное обучение. Цель профильного обучения — обеспечение образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащихся, обеспечение их профессиональной ориентации и самоопределения, установление преемственности между общим и профессиональным образованием. Введение профильного обучения способствует расширению вариативности образования и обеспечению его доступности для детей из разных слоев населения. Профильное обучение предполагает соответствующую предпрофильную подготовку школьников.
Предпрофильная подготовка — это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности [3].
Вместе с тем, учитывая актуальность вопросов обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности людей, в современном обществе возрастает потребность в квалифицированных специалистах в области обеспечения безопасности, в т. ч. безопасности экологической. Усиление внимания к проблеме обеспечения экологической безопасности связано с увеличением экологически опасных ситуаций, рисков и угроз.
В этой связи возрастает значимость профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений в области экологической безопасности (ЭБ) и их соответствующей предпрофильной подготовки. Таким образом, актуальность повышения успешности предпрофильной подготовки школьников по ЭБ исходит из потребности современного общества в специалистах в области экологии и безопасности жизнедеятельности.
Экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. Это означает, что образование в сфере ЭБ является составной частью и экологического образования, и образования в области безопасности жизнедеятельности. Актуальность вопросов интеграции школьного экологического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности подчеркивается рядом авторов (Костецкая Г. А., Vasileva T. V. и др.). При этом предлагается выделять единую образовательную область «экология и безопасность жизнедеятельности» [5, 9]. Идеи такой интеграции положены в основу новой линии школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией профессора С. В. Алексеева [2].
Необходимо отметить, что подготовка в области ЭБ является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности» [4, 6, 7]. При этом подготовке студентов к педагогической работе в системе профильного обучения уделяется особое внимание [1, 6].
Предпрофильная подготовка по ЭБ представляет собой образовательную систему, включающую следующие направления работы: реализацию содержания предпрофильной подготовки, психолого-педагогическое сопровождение, информационную работу с учащимися и их родителями. Содержание предпрофильной подготовки реализуется посредством элективных курсов, уроков и внеурочной работы по обязательным учебным предметам (в первую очередь, ОБЖ, биологии, химии), а также внеклассной работы. Ведущее место в реализации содержания предпрофильной подготовки по ЭБ принадлежит элективным курсам.
Элективные курсы (курсы по выбору) — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Их основная функция — поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Элективные курсы, предлагаемые девятиклассникам, направлены на предоставление каждому ученику следующих возможностей: ответить на вопрос «Могу ли я?» Хочу ли я?» изучать тот или иной предмет на профильном уровне; получить реальный опыт формирования индивидуального учебного плана; подготовиться к поступлению в избранный профиль [3].
В предпрофильной подготовке элективные курсы могут носить предметно-ориентированный характер и, соответственно, являться пропедевтическими по отношению к профильным (или межпредметно-ориентированными) и тем самым создавать ориентационную и мотивационную основу для выбора профиля.
Результаты проведенного нами теоретического исследования вопроса о предпрофильной подготовке школьников по ЭБ, изучения и анализа педагогического опыта по реализации такой подготовки в школах Санкт-Петербурга позволили предположить, что повышению успешности образовательного процесса должно содействовать следующее: включение в содержание элективного курса информации о профессиях в сфере обеспечения ЭБ; использование в учебном процессе практических методов обучения, интерактивных и проектных технологий; осуществление рефлексии.
С учетом изложенного нами был разработан элективный курс «Среда обитания и человек», ориентированный, в первую очередь, на учащихся 9-х классов, и методические рекомендации к его реализации. Целесообразность реализации данного курса в педагогической практике доказана экспериментально.
Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов (1 час в неделю в течение одного полугодия). Цель курса — осуществление предпрофильной подготовки школьников по экологической безопасности.
Задачи курса:
1. Расширить знания учащихся об опасностях в современном обществе, мире;
2. Обучить способам экологически безопасного поведения в повседневной жизни;
3. Способствовать развитию навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную экологическую ситуацию;
4. Активизировать интерес у обучающихся к вопросам экологической безопасности;
5. Совершенствовать правовое, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое понимание задач безопасности жизнедеятельности;
6. Ознакомить с профессиями в сфере обеспечения экологической безопасности.
7. Примерное тематическое планирование элективного курса «Среда обитания и человек» представлено в Таблице.
Таблица
Тематическое планирование элективного курса «Среда обитания и человек»
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Основные вопросы |
1. |
Введение в элективный курс |
1 |
Среда обитания и человек. Взаимоотношения человека и природы |
2. |
Экологическая безопасность |
1 |
Безопасность. Экология. Экологическая безопасность. Проблемы и перспективы экологической безопасности |
3. |
Правовое регулирование экологической безопасности |
1 |
Концепция экологической безопасности. Закон «Об охране окружающей среды», закон «О природопользовании» |
4. |
Природопользование |
1 |
Основные понятия природопользования. Основы рационального природопользования |
5. |
Практическое занятие. Экологическая карта |
1 |
Составление экологической карты своего района |
6. |
Наши водные ресурсы |
1 |
Качество питьевой воды. Качество водоемов и рек нашего района |
7. |
Качество почвы — гарантия экологической чистоты продуктов питания |
1 |
Загрязнение почвы. Качество продуктов питания. Меры безопасности при употреблении пищевых продуктов. Определение нитратов в овощах |
8. |
Вторая жизнь ненужных вещей |
1 |
Мусор. Бытовые отходы. Способы утилизации. |
9–10. |
Воздух, которым мы дышим |
2 |
Атмосферные загрязнения: источники, состав. Выхлопные газы. Определение вредных примесей в воздухе экспресс-методами |
11–12. |
Экологическая безопасность в повседневной жизни |
2 |
Моющие средства, средства гигиены, средства косметики. |
Экологичность пищевых продуктов. Пищевые добавки. Домашняя аптечка |
|||
13. |
Экология одежды |
1 |
Состав тканей и красителей. Гигиена одежды. |
14–15. |
Люди каких профессий обеспечивают экологическую безопасность? |
2 |
Профессии в сфере обеспечения экологической безопасности |
Учебные заведения, ведущие подготовку специалистов по экологической безопасности |
|||
16. |
«Город, в котором я хочу жить и работать» |
1 |
Написание эссе на заданную тему |
17. |
Итоговое занятие — защита ученических проектов |
2 |
Контрольное (итоговое) занятие — представление и защита проектов |
Остановимся на некоторых методических рекомендациях к изучению элективного курса.
При выборе методов обучения необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Целесообразно использование групповых методов обучения, интерактивных и игровых технологий, технологий проектного обучения [2, 8]. Проектные технологии (в первую очередь, проектно-исследовательская деятельность) представляются наиболее перспективными, так как позволяют учащимся проявить самостоятельность и творческую инициативу, повысить их учебную мотивацию. Предусматривается проведение практических работ с использованием экспресс-лабораторий («Пчелка», «Пчелка-М» и т. п.). Предлагаемые формы организации занятий: лекция, дискуссия, занятие «смотр знаний», защита проектов, интеллектуальная игра.
Считаем важным отметить некоторые результаты экспериментального исследования по выявлению целесообразности использования элективного курса «Среда обитания и человек» в педагогической практике. В частности, был сделан вывод о том, что учащиеся экспериментальной группы (изучавшие указанный элективный курс) существенно лучше осведомлены о профессиях в сфере обеспечения ЭБ в сравнении с учащимися контрольной группы (изучавшими другой элективный курс по ЭБ). При выявлении уровня готовности к выбору профиля обучения в области экологии и безопасности жизнедеятельности суммарные показатели в экспериментальной группе также были выше, чем в контрольной. Так, готовность выбрать этот профиль обучения выразили 27 % учащихся экспериментальной группы и 20 % учащихся контрольной.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о целесообразности внедрения предложенного нами элективного курса в педагогическую практику.
Литература:
1. Абрамова В. Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения //Молодой ученый, 2014. — № 2(61). — С.709–711.
2. Алексеев С. В., Данченко С. П., Костецкая Г. А., Ладнов С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Вентана-Граф, 2014. — 416с.: ил.
3. Балакирева Э. В. Педагогическая ориентация учащегося в условиях профильного обучения. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 84с.
4. Киселева Э. М., Попова Р. И., Силакова О. В. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам Образование в области безопасности жизнедеятельности, Экологическая безопасность: Учебно-методическое пособие для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 — Естественнонаучное образование. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
5. Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения //Астраханский вестник экологического образования. — 2014. — № 2(28). — С.97–102.
6. Костецкая Г. А. Учебно-производственная практика в профессиональной подготовке специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности //Научное мнение: научный журнал /Санкт-Петербургский университетский консорциум. — СПб., 2012. — № 4. — С.71–75.
7. Попова Р. И. Знания по экологической безопасности как основа подготовки магистров //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. — № 2. — С.92–95.
8. Спицына Т. А., Чугунова М. В. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ //Молодой ученый, 2014. — № 4. — С.1108–1110.
9. Vasileva T. V., Kostetckaia G. A. Education in the field of ecology and safety of vital activity: aspects of development //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 11, Part 3 /2013. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2013. — P.76–92.