В статье рассматривается понятие «педагогический потенциал волонтерской деятельности», выделяются его составляющие; рассматриваются педагогические функции волонтерской деятельности. Определяются критерии эффективности волонтерской деятельности.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, педагогический потенциал волонтерской деятельности, педагогические функции волонтерской деятельности.
Исследования последних лет, посвященные волонтерской деятельности (Е. С. Азарова, Л. В. Болотова, С. Г. Екимова, Н. В. Маковей, В. В. Митрофаненко, Л. Е. Сикорская и др.), подтверждают роль волонтерской деятельности как действенной формы социализации и личностного развития студенческой молодежи. В рамках нашего теоретического исследования мы проанализировали взгляды некоторых авторов на педагогический потенциал волонтерской деятельности. Педагогический потенциал волонтерской деятельности — это:
1. латентная возможность, обеспечивающая продуктивную социализацию студенческой молодежи в процессе волонтерской деятельности на благо других людей и общества в целом, которая реализуется при соблюдении ряда педагогических условий [6];
2. резерв педагогических средств активизации самостоятельной работы студентов в процессе волонтерской деятельности, аккумулированный в ценностной, познавательной и деятельностной составляющих [2];
3. интегративное сочетание содержательного, операционального, коммуникативного и мотивационно-ценностного компонентов, которые содержат необходимые для выполнения педагогически ориентированной профессиональной деятельности знания, умения и установки, позволяющие в совокупности решать как социально-педагогические, так и комплексные профессиональные задачи [5].
Наиболее емко педагогический потенциал волонтерской деятельности выражается в том, что эта деятельность представляется как форма побудительной социализации молодежи. Побудительная модель социализации в качестве главных способов влияния полагает оказание всестороннего содействия, доверия, поддержки, убеждения, участия, заботы и помощи в проявлении развивающейся личностью своей целостности в пространстве социума. Данная модель служит задаче самосоциализации и направлена на побуждение индивида к активным самостоятельным действиям в качестве субъекта социализации. Человек не растворяется в социуме, а сохраняет свою автономию, выступает носителем своего уникального образа жизнедеятельности. Исходя из ценности позитивной свободы и спонтанной деятельности, побудительная модель нацелена на то, чтобы вызвать ответное влияние человека на социум путем проявления надситуативной (неадаптивной) активности. Опираясь на принцип содействия, эта модель оказывает реверсивное влияние на личность, т. е. создает такие условия, при которых сама личность воздействует на общество, привнося свой вклад в дело его развития. С этой целью социум делегирует личности часть полномочий и компетенций, как бы побуждая ее стать активным участником социальной жизни и тем самым вызвать процесс самосоциализации. Мотивационной основой являются стремление личности к самореализации. В целом побудительная модель социализации, полагаясь на внутреннее стремление индивида к росту и совершенству, прививает ему опыт внутренней ответственности и деятельности как субъекта социализации. Таким образом, волонтерская деятельность как общественно-полезная форма активности активизирует базовый внутренний механизм социализации молодежи — социально позитивный эффект проявления личностных качеств в ситуации самостоятельных инициативных действий [6].
С. Г. Екимова считает, что педагогическая сущность волонтерской деятельности заключается в том, что она является антропологическим, аксиологическим и деятельностным ресурсом для внутренних преобразований личности студента и развития его важных личностных качеств. Антропологический ресурс позволяет развивать у участников волонтерской деятельности потребность в более бережном и внимательном отношении к людям, их проблемам. Взаимодействие с категорией населения, которая попала в трудные жизненные ситуации, способствует глубинным внутренним самоизменениям студентов, развивает высокую личную ответственность. Аксиологический ресурс личностного развития студентов мощно регулирует их поведение, жизненные цели, ценностное отношение ко всему окружающему, к себе и своей деятельности. Деятельностный ресурс акцентирует внимание на поиске такого построения внешне задаваемой волонтерской деятельности студента в процессе обучения в вузе, которое поможет изменить его внутреннюю деятельность, мотивацию, иерархию ценностных ориентаций, развить такие профессионально значимые качества личности, как эмпатия, толерантность, рефлексивность [3].
Л. Е. Сикорская сформулировала ряд педагогических функций волонтерской деятельности, отражающих ее педагогический потенциал как средства социализации студентов:
1. функция социальной компетентности — формирование опыта самостоятельной жизни в обществе, опыта социального познания (постижение законов, норм, традиций, обязанностей и т. д.); развитие ориентаций в системе различных сфер социальной жизнедеятельности, культуры поведения в обществе, коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, организационные способности, лидерские навыки, умение работать в группе и с группой);
2. идентификационная функция заключается в том, что посредством волонтерской деятельности у молодого человека формируется чувство принадлежности к своему поколению, его передовой части; в ходе этой деятельности он получает значимые образцы и примеры для идентификации и самоопределения;
3. интегрирующая функция состоит в формировании чувства общности со своим народом, этносом, религией и т. д.; волонтерская деятельность открывает молодому человеку кратчайший путь интеграции в социум в качестве его активного участника, он становится частью социокультурного процесса;
4. личностно-развивающая функция − волонтерская деятельность позволяет ее участникам более полно выразить свой творческий и человеческий потенциал, реализовать свои уникальные индивидуальные способности, интересы, таланты (хобби, увлечения, творческие интересы и т. д.);
5. ценностно-смысловая функция − волонтерская деятельность способствует формированию системы ориентиров, поля жизненных ценностей, расширяет пространство смыслового поиска личности;
6. профессионально-трудовая функция заключается в приобщении к самостоятельной трудовой деятельности, осознании личной ценности труда, его общественной пользы, в уважении к труду, приобретении первичных навыков профессиональной деятельности;
7. инновационно-инициативная функция означает развитие деловых, инициативных, эвристических способностей молодежи в процессе добровольческой деятельности, формирование активной авангардной позиции в социальной жизни, умения брать на себя ответственность;
8. функция самосознания состоит в расширении возможностей самопознания и самопонимания; в ходе волонтерской деятельности молодой человек лучше осознает уровень своей подготовки к жизни, возможный дефицит способностей, понимает, над чем надо работать;
9. созидательно-преобразовательная функция отражает творческую роль волонтерской деятельности и ее носителя; она заключается как в его способности к самопреобразованию, так и в способности плодотворного воздействия на окружающих, посредством добровольчества молодой человек преобразует среду и самого себя в ней;
10. функция гражданского воспитания заключается в возможности личности выразить гражданскую позицию посредством волонтерской деятельности, реализовать собственные права и обязанности, выразить солидарность и заботу о благе общества; активность участия в волонтерской, общественно полезной работе является показателем социальной зрелости личности − получая общественное признание за свои добровольческие усилия, молодой человек обретает чувство социальной значимости своих поступков и своего «Я»;
11. гуманистическая функция заключается в оказании поддержки, внимания, заботы, участия и помощи отдельному человеку, утверждении гуманных отношений в обществе; эта деятельность учит создавать благожелательную атмосферу доверия, проявлять такие чувства, как чуткость, терпимость, отзывчивость, ответственность, дружелюбие, благожелательность, уважение, эмпатия и др.;
12. нравственная функция отражает синтезирующую, глубинную жизнеутверждающую суть волонтерской деятельности, которая направлена на утверждение добра, справедливости, доверия и правды; высший императив добровольчества — это жизнь ради других, ради общего блага и ради самой жизни во всех ее формах и качествах [6].
Также Л. Е. Сикорская отмечает, что педагогический потенциал волонтерской деятельности складывается из трех основных составляющих:
1. обучающая составляющая заключается в формировании опыта социальной компетентности, развитии профессионально-трудовых навыков молодежи;
2. развивающая составляющая выражается в росте самосознания личности, в развитии способностей молодежи к самоопределению;
3. воспитывающая составляющая заключается в формировании гражданских, морально-нравственных качеств личности [6].
В. В. Митрофаненко отмечает, что реализация педагогического потенциала волонтерской деятельности также играет роль в профессиональном становлении студентов вуза, и выделяет следующие критерии компетентности специалистов:
1. когнитивный критерий, отражающий теоретическую обеспеченность деятельности специалиста;
2. деятельностный, выражающий прикладной аспект деятельности;
3. коммуникативный, позволяющий судить об обеспеченности педагогической деятельности соответствующей системой общения;
4. ценностно-мотивационный, характеризующийся ценностными ориентациями, установками и мотивами субъекта деятельности;
5. эмоциональный, как особое состояние специалистов в ходе взаимодействия с субъектами и объектами профессиональной деятельности;
6. культурологический, сочетающий поведение, установки и стратегии, позволяющие специалистам эффективно работать в условиях межкультурной среды;
7. интегративный − способность специалиста сочетать теорию и практическую подготовленность к профессиональной деятельности;
8. организационный − знание основ теории организации управления [5].
Рассматривая волонтерскую деятельность в вузе как педагогический ресурс, можно выделить психологические механизмы, способствующие личностно-профессиональному развитию студентов:
1. рефлексия, которая позволяет студенту, занимающемуся волонтерской деятельностью, не только получать личностный, профессиональный, эмоциональный опыт общения с различными категориями населения, но и осознавать, осмысливать и анализировать этот опыт, свои поступки, соотносить себя и собственные действия с предметной ситуацией, прогнозировать свое дальнейшее развитие, находить пути самоизменения. В дальнейшем рефлексия позволит будущему специалисту оценить свои профессиональные способности, соотнести их с целями и ожидаемыми результатами, позволит сделать всего себя — предметом практического преобразования;
2. интериоризация, которая дает возможность студентам, участвующим в волонтерской деятельности, не только накопить позитивный субъектный опыт взаимодействия с различными категориями населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди и др.), но и осознать, осмыслить, пережить, прочувствовать, принять его как эмоциональный, коммуникативный и профессиональный опыт, который дает возможность развить у студентов иное ценностное отношение к людям, способствует их внутренним преобразованиям, влияющим на развитие личностно-профессиональных качеств, свойств, способностей и способов поведения будущего специалиста по социальной работе;
3. доминанта как универсальный общебиологический принцип, лежащий в основе психологической и социальной деятельности человека. В ходе волонтерской деятельности у студента возникает новая доминанта, которая определяет «стратегическое» направление его деятельности, обеспечивает мотивацию, ориентацию, профессиональную установку на выполнение целенаправленной и системной деятельности, выраженной в сформированной потребности заботы о других, служении и помощи людям, признании будущим специалистом по социальной работе человека как высшей ценности, его важности и индивидуальности. Тем самым новая доминанта способствует обращению студента к своему внутреннему миру и потребности в его самоизменении [3].
Волонтерская деятельность является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую. Она создает возможности для социально-активной молодежи получить определенные жизненные навыки, найти поддержку и ощутить свою востребованность в обществе, реализовать свой потенциал, сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль [1].
Волонтерская деятельность по своему характеру и содержанию отвечает решению психологических задач и социокультурных проблем развития личности в период студенчества. Решение психологических задач (развитие самосознания и достижение личной идентичности, самоопределения, самореализации и самоутверждения) обусловлено позитивным влиянием волонтерской деятельности на социальную ситуацию развития. Кроме того, эта деятельность способствует решению экзистенциальных задач в данном возрасте (развитие жизненной перспективы и мировоззрения, формирование отношения к труду, развитие морального сознания), поскольку расширяет возможности поиска молодым человеком осмысленной деятельности, которая позволит ему полноценно проявить и реализовать себя как личность. Как известно, молодым людям свойственно активное, деятельное начало, стремление получить признание со стороны общества. В этом плане волонтерская деятельность предоставляет молодым людям уникальный шанс проявить, выразить себя, утвердить своя «Я» на благо другим и обществу в целом [6].
Организация и развитие волонтерской деятельности среди студентов высших учебных заведений может стать одним из приоритетных направлений подготовки молодых специалистов, так как участие в волонтерстве помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует, развитию рефлексии, стимулированию самореализации [4]. С. Г. Екимова определила критерии эффективности волонтерской деятельности студентов: динамика ценностных ориентаций студентов, профессиональные установки, развитие профессионально-важных качеств (Таблица 1) [3].
Таблица 1
Критерии и показатели эффективности волонтерской деятельности
Критерии исследуемого процесса |
Эмпирические показатели |
Ценностные ориентации студентов |
- изменение жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов; - готовность к безвозмездной деятельности; - осознание и принятие социальных и личностных ценностей волонтерской деятельности. |
Профессиональные установки |
- устойчивый интерес к профессиональной деятельности; - изменение смысловых и целевых установок; - изменение мотива профессиональной деятельности (доминирование альтруистических мотивов); - стремление к профессиональному саморазвитию. |
Развитие профессионально важных качеств |
- эмпатия; - толерантность; - рефлексивность. |
Можно выделить ряд частных закономерностей: чем глубже осмысление и принятие педагогических, психологических и профессиональных смыслов волонтерской деятельности, тем выше активная включенность студентов в эту деятельность; чем шире и разнообразнее поле волонтерской деятельности, тем больше у студента возможностей приобретения субъектного профессионального опыта; чем дольше пребывание студента в волонтерском отряде, тем чаще он испытывает потребность в спонтанном проявлении альтруизма и тем устойчивее доминанта сформированной потребности в заботе о других людях и помощи им. На основе данных закономерностей можно определить принципы, которые являются основополагающими при организации волонтерской деятельности в вузе: принцип добровольности, педагогической поддержки студентов, педагогической преемственности [3].
Таким образом, волонтерская деятельность студентов может служить ресурсом для их личностного и профессионального развития, а также их успешной социализации. Данный вид деятельности выполняет ряд педагогических функций, таких как функция социальной компетентности, идентификационная функция, интегрирующая, личностно-развивающая, ценностно-смысловая, профессионально-трудовая, инновационно-инициативная, функция самосознания, созидательно-преобразовательная, функция гражданского воспитания, гуманистическая и нравственная функции. Волонтерская деятельность создает возможности для социально-активной молодежи получить определенные жизненные навыки, найти поддержку и ощутить свою востребованность в обществе, реализовать свой потенциал, сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Посредством взаимодействия с категориями населения, попавшими в трудные жизненные ситуации, студенты приобретают богатейший опыт конструктивного поведения в этих ситуациях, у них развивается высокая личная ответственность и ценностное отношение ко всему окружающему, к себе и своей деятельности. В соответствии с вышесказанным, мы считаем, что необходима организация сопровождения волонтерской деятельности студентов. В аспекте вузовского обучения волонтерская деятельность может представлять собой самостоятельную работу студентов в учреждениях системы социальной защиты населения и общественных организациях социального профиля по различным направлениям, которая осуществляется во внеучебное время [2].
Литература:
1. Азарова, Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. С. Азарова; Кемер. гос. унив-т. − Кемерово, 2008. − 20 c.
2. Болотова, Л. В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. В. Болотова; Тамб. гос. унив-т. им. Г. Р. Державина. − Тамбов, 2007. − 20 с.
3. Екимова, С. Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Г. Екимова; Дальневост. гос. гум. унив-т. − Хабаровск, 2010. − 26 с.
4. Маковей, Н. В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Маковей; Благовещ. гос. пед. унив-т. − Благовещенск, 2006. − 20с.
5. Митрофаненко, В. В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Митрофаненко; Северо-Кавказ. гос. тех. унив-т. − Ставрополь, 2004. — 24 с.
6. Сикорская, Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи [Текст]: автореф. дис.... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Л. Е. Сикорская; Елецкий гос. унив-т имени И. А. Бунина. − Елец, 2011. — 42 с.