Тенденция уменьшения добычи жидких углеводородов повлекла за собой снижение объёмов производства моторных топлив и всей гаммы продукции, получаемой из них.
На фоне этой тенденции предусматривается дальнейшее увеличение добычи природного газа, который для Узбекистана в данных условиях приобретает стратегическое значение не только в качестве первичного энергоносителя, но и как ценного сырья для получения синтетического жидкого топлива.
Основными направлениями использования продуктов GTL («газ-в-жидкость») в мире на ближайшую перспективу является транспорт, энергетика и объекты коммунально-бытового назначения.
С экологической точки зрения природный газ имеет определенные преимущества перед нефтью: получаемые из него моторные топлива не содержат серы, азота и состоят в основном из предельных парафиновых углеводородов прямой цепочечной структуры.
По имеющимся технологиям при производстве жидких синтетических топлив возможно получение практически всей гаммы продуктов, вырабатываемых из нефти, например высококачественных парафинов и восков, используемых в производстве машинных масел, консистентных смазок, синтетических моющих средств, фракции альфа-олефинов, церезина, растворителей, парфюмерной продукции.
Получение жидких синтетических моторных топлив и продукции углеводородного синтеза из природного газа выполняется по имеющимся технологиям, с помощью процессов, представленных на схеме.
Синтетические моторные топлива, по сравнению с традиционными моторными топливами, помимо серьезных экологических преимуществ (содержание ароматики менее 1 %, серы- менее 5 ppm, в то время как в соответствии с Всемирной хартией для общемирового моторного топлива к 2015г ставится задача достичь содержание, серы менее 50 ppm и ароматики более 10 %) имеют более высокие эксплуатационные характеристики. Для их доставки к потребителю может быть использована существующая система распределения моторных топлив.
Процессы получения жидких синтетических моторных топлив и продукции углеводородного синтеза из природного газа
Ведущие западные компании предполагают возможным три базовых направления развития проблемы «газ-в-жидкость» по видам энергоносителей:
1. Производство метанола — проект поддерживается компаниями «Фостер Уилер» (США), «Тойота» (Япония), «Даймлер-Крайслер» (ФРГ-США).
2. Производство диметилового эфира (ДЭМ) — проект поддерживается компаниями «Бритиш Петролеум-Амоко» (Англия-США), «Марубени» (Япония).
3. Производство СЖТ по Фишеру-Тропшу — проект поддерживается компаниями «Сасол» (ЮАР), «Шелл» (Голландия), «Эксон» (США), «Синтролеум» (США).
Каждое из этих направлений на данном этапе имеет свои положительные и отрицательные моменты.
Базовый продукт СЖТ, дизельная фракция, находит применение как самостоятельное экологически чистое топливо и как высококачественный компонент нефтяных топлив. Вместе с тем, процесс производства СЖТ по сравнению с метанолом и ДЭМ имеет больше стадий и более капиталоемок.
Основными предпосылками создания конкурентоспособных производств СЖТ, наряду с созданием и развитием новых перспективных технологий являются:
кооперация в рамках проекта по производству СЖТ. Имеется в виду извлечение и использование в качестве товарного продукта газового конденсата; сюда же относится комплексное использование всех получаемых на стадии синтеза СЖТ продуктов, в частности высокочистых парафинов, спиртов и других химических продуктов; важным фактором экономии является также использование энергоэкономичных схем организации производства;
низкая цена исходного природного газа. Предполагается, что сооружение установок по производству СЖТ будет организовано поблизости от газовых месторождений, что позволяет обеспечить относительно невысокую цену газа.
Литература:
1. Назаров У. С., Курбонов А. А. Технология глубокой переработки газа с выделением сжиженного углеводородного газа и перспективы производства синтетического жидкого топлива на газоперерабатывающих предприятиях Республики Узбекистан // Сб. трудов республиканской научно-технической конференции «Актуальные проблемы химии и химической технологии», Ташкент, 2004, с. 35–37.
2. Кессель И. Б., Мирошниченко Д. А. Концепция конверсии природного газа в жидкие легко транспортируемые продукты и моторные топлива // Материалы научно-технического совета ОАО «Газпром» Москва, 2002, с.3–5.
3. Самсам Бахтиари А. М. Получение жидких топлив из природного газа: проблемы и перспективы // Нефтегазовые технологии, № 2,2003, с.61–62.
4. Фрейде Дж.Ф., Гамлин Т., Эшли М. Окончательно «чистое» топливо — продукты технологии GTL // Нефтегазовые технологии, № 3, 2003, с.76–78.