Синонимом современного общества сегодня принято считать общество цивилизованное, подчиняющееся ряду процессов, одним из которых неизменно считается информатизация. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, суть которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных видов техники, а также на базе различных способов информационного обмена.
Информатизация общества направлена на
- расширение познавательного потенциала человека;
- интеллектуализацию трудовой деятельности;
- интеграцию информационных технологий (ИТ) с научными.
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего объёма информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. [4, с.7]
Однако стоит отметить тот факт, что основа понятия ИТ не является принципиально новым положением. Работа с информацией как объектом исследования на уроке в образовательном процессе осуществлялась всегда. На основе взаимодействия с ней (самостоятельного/по заданному образцу/совместно с учителем) выделяется ряд принципов обучения, педагогических технологий, целей и задач урока. В связи с этим следует отметить, что под современными ИТ стоит понимать компьютерные, телекоммуникационные технологии. Использование мультимедийных средств связи позволяет сделать процесс обучения более мобильным, дифференцированным, творческим и индивидуальным.
Возросшая потребность во включении мультимедиа-технологий в процесс образования продиктована в том числе и положениями Федерального государственного стандарта среднего общего образования.
Так, обратившись к вышеупомянутому документу, мы встречаем ряд требований, связанных с готовностью выпускника соответствовать образу полноценного участника информационно-коммуникативной среды. Причем данная цель реализуются посредством взаимодействия всех основных членов образовательного процесса, а именно: к образовательному учреждению, к педагогическому работнику, к учащемуся. В следующей схеме отражены некоторые из положений ФГОС, связанные с ИТ и возможностями современной школы.
В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой так или иначе не применялись бы образовательные электронные ресурсы. Использование ИТ на уроках русского языка, к примеру, позволяет сделать урок не только более наглядным, но и помогает конкретизировать и анализировать предмет речи, развивает творческие возможности учащихся, способствует повышению качества их образования. При работе одновременно с несколькими текстами, анализе их жанровых или стилистических особенностей задача ученика заметно упрощается, если обратиться к таблицам, содержательной стороной которых являются цитаты из рассматриваемых произведений, схемам, их иллюстрирующим и т. д. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей класса учитель может обращаться к аудио-, видеофайлам, соответствующим теме урока. Так, например, уместным и увлекательным станет обращение к мультипликационному фрагменту («В стране невыученных уроков», 1969) в рамках изучения темы «Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик-» (5 класс). А в 6 классе актуально обратиться, предположим, к аудиоматериалу — прослушиванию стихотворения Алексея Ерошина «Неграмотный пират», говоря о «Современных орфоэпических нормах».
Определенный этап психофизиологического развития учащихся задает свою частоту и вариативность применения средств ИТ, что также напрямую связано с особенностями осуществления методологической работы педагога, основывающейся на базовых принципах обучения.
Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрёжки и механических упражнений доводят свои навыки до автоматизма, а осознанно, глубоко и основательно усваивают определённые знания. А сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством, что подводит нас к основам деятельностного подхода, где самостоятельное открытие нового знания является определяющим в продвижении развития. Руководствуясь данным принципом, учитель может обратиться к следующим формам работы с применением ИТ: 1) опираясь на вопросы, представленные на слайде, придумайте и запишите свои, используя все глаголы из рамки. Напишите своё объяснение, почему земляне видят только одну сторону Луны [6, с.39]; 2) просмотрите видеоролик, в котором представлены различные репродукции картин, посвящённые осени. Опишите свои впечатления, используя как можно больше качественных прилагательных.
Принцип наглядности направлен в первую очередь на усвоение учащимися знаний путём непосредственного наблюдения за предметами и явлениями, процессами, происходящими внутри и вне изучаемого объекта путём чувственного восприятия. Ведь «ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». Примерами заданий, в основу которых положен принцип наглядности, с применением ИТ: 1) прослушайте диалоги, в которых участвуют члены семьи Кузнецовых. Как вы думаете, какой диалог происходит в формальной ситуации общения (официальной, деловой), а какой — в неформальной (дружеской, семейной)? Почему вы так решили? [6, с.60] 2) Просмотрите иллюстрации изучаемых фразеологизмов. Почему они кажутся комичными?
Принцип творчества (креативности) подразумевает работу ученика, стремящегося создать уникальный продукт — материал, работу, принадлежащую только ему, характеризующую его ход мыслей, рассуждения по заданной теме. Пример задания: после обращения к иллюстрациям/видеофрагментам по произведению К. Булычёва попробуйте представить себе инопланетное животное. Как оно выглядит? Какие у него повадки? Опишите зверя из космического зоопарка, используя прилагательные и глаголы с не. [6, с.40]
«Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным» [3, с.148]. Он может самостоятельно пересоздавать его: подвергать анализу, оставлять комментарии, пометы, отбирать необходимые аргументы, выстраивая базу для доказательств, отражающих его собственные идеи.
Е. С. Палат в своём труде указывает на тот факт, что мультимедийность создаёт психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реакций учащихся: например, подведение итогов или выдача заданий могут предваряться определённым звуком, слайдом или формой работы (зашифрованная в кроссворде/ребусе тема урока), настроив ребят на определённые эмоции. Это заметно облегчает степень сосредоточенности учителя на данном этапе при дальнейшей работе.
Немаловажным будет отметить также роль и особенности самого педагога, выстраивающего свою деятельность с применением ИТ. Захарова И. Г. отмечает: «Для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский преподаватель, главная цель — обеспечение качества образования, чему в большой степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий». Признанный в мировом образовательном пространстве компетентностный подход к процессу обучения требует формирования следующих качеств специалиста: стремление постоянно обновлять свои профессиональные знания; готовность к активному участию в научно-исследовательской изобретательской, творческой деятельности.
Работа в области информатизации, включение в свою деятельность телекоммуникационных технологий требует особого склада мышления, характеризующегося точностью, обоснованностью, определённостью.
«Задача учителя состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность учителя и стали неотъемлемой частью любого урока» [1].
Таким образом, рассмотрение и анализ конкретных примеров работы с ИТ на уроке показал, что компьютерные телекоммуникации способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды, т. е. среды, используемой для решения различных дидактических задач, направленных на развитие самостоятельного и творческого мышления учащихся. Такая среда характеризуется рядом свойств: возможностью обучать ребят навыкам грамотного говорения, правописания; наличием условий для развития творческого мышления; условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный процесс; концентрацией внимания всех участников взаимодействия на самой информации; расширения возможностей группового и проектного обучения.
Литература:
1. Данилова Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе. Материалы Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность». (http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik)
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: ИИО РАО, 2010. — 140 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (минобрнауки.рф/документы/2365)
6. Шмелёв А. Д. Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, И. В. Пешков, Е. Я. Шмелёва]; под ред. А. Д. Шмелёва. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 288 с.: ил.