Положения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» распространяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.
Особенностями бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях можно отнести:
- организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
- контроль исполнения сметы расходов;
- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы;
- строгую государственную учетную политику, реализуемую через Инструкцию № 157н от 29.08.2014;
- строгий учет расходов и доходов.
Фирма «1С» предлагает следующие программные продукты для автоматизации бухгалтерского учета в государственных учреждениях:
- «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»;
- «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»;
- «1С: Бюджетная отчетность 8»;
- «1С: Документооборот государственного учреждения 8»;
- «1С: Государственные и муниципальные закупки 8».
Программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» и «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» используются государственными (муниципальными) учреждениями, состоящими на самостоятельном балансе и финансируемые за счет федерального, регионального или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда.
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» предназначена для автоматизации бухгалтерского учета в разных типах государственных учреждений — казенных, автономных, бюджетных.
Благодаря этому осуществляется перенос данных при смене типа учреждения на основе нового отчета «Сводные проводки по переносу данных при изменении типа учреждения», который формируется на основе списания остатков со счетов учреждения старого типа и отражения на счетах учреждения нового типа.
Обратиться к отчету можно в меню «Сервис — Служебные — Перенос данных при изменении типа учреждения» главного меню программы.
Отчет формируется по проводкам, сформированным документами:
- «Перенос остатков при изменении типа учреждения по счетам МЗ»;
- «Перенос остатков при изменении типа учреждения по счетам ОС»;
- «Перенос остатков при изменении типа учреждения по счетам расчетов».
Фирмой «1С» представлены 2 версии конфигурации «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»: «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8. Базовая версия» и «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8. ПРОФ»
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8. Базовая версия» обеспечивает работу небольших учреждений, в которых с программой работает один бухгалтер и для которых не требуется изменение типовой конфигурации.
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8. ПРОФ» используется при ведении учета ряда учреждений в единой информационной базе или же нескольких бюджетов, в разрезе разных источников финансирования.
При переходе с базовой версии на версию ПРОФ накопленные учетные данные полностью переносятся в новую программу.
«1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" используются государственными (муниципальными) учреждениями, состоящими на самостоятельном балансе и финансируемые за счет федерального, регионального или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда. Способствует полной автоматизации процесса расчета заработной платы и ведения кадрового учета.
К достоинствам данной программы можно:
1 возможность ведения учета нескольких учреждений в единой информационной системе;
2 благодаря конфигурации достигается снижение трудовых затрат за счет автоматизации учета кадров и анализа кадрового состава, кадрового делопроизводства, исчисления регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда, отражения начисленной зарплаты и налогов в расходах учреждения;
3 заметно сокращается время для расчета заработной платы;
4 регистрация кадров в единой системе, позволяет проводить анализ данных для ведения кадровой политики.
Следует отметить, что программа «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения» может функционировать вместе с программой «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8". Для этого в конфигурации используется двухсторонний обмен информацией: суммы к выплате, начисленные и удержанные суммы бюджетном учете, в том числе налоги.
"1С: Бюджетная отчетность 8" реализует полный технологический цикл — от подготовки отчетов получателями бюджетных средств до составления распорядителем средств бюджета консолидированных отчетов и выгрузки их в электронном виде для представления вышестоящему пользователю бюджетной отчетности.
"1С: Бюджетная отчетность 8" может использоваться:
- распорядителями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, в том числе органами местного самоуправления, местной администрации;
- бюджетополучателями, имеющими структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.
Преимуществами использования данного продукта является:
- поддержка сбора, обработки и хранения данных практически любых форм отчетности, в том числе содержащих нечисловые показатели, например, пояснительная записка, таблицы пояснительной записки;
- поддержка соответствия экранных отчетных форм бумажным аналогам.
Недостатком данной программы является ее использования лишь при наличии небольшого количества подведомственных учреждений и небольшого объема обрабатываемых отчетов, не требующих алгоритмов консолидации
Типовая конфигурация разработана в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов и инструкций Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства о годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности с учетом комментариев к ним.
«1С:Документооборот государственного учреждения 8» автоматизирует учет документов, способствует взаимодействию сотрудников, выполняет ряд контрольных и аналитических функций. При наличии у пользователя соответствующих клиентских лицензий программа поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет, в том числе и через веб-браузеры. Данная программа соответствует основным делопроизводственным стандартам, ГОСТам и нормативным актам
"1С:Документооборот государственного учреждения 8" поддерживает технологию обмена данными с программами на платформе "1С:Предприятие 8", в том числе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" и "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8".
Помимо стандартных функции хранения документов, автоматизации согласования, визирования документов, контроля выполнения поручений программа позволяет автоматизировать учет обращений граждан. В конфигурации также предусмотрен межведомственный обмен электронными документами. Использование функциональных возможностей программы позволяет организовать полноценный документооборот, в том числе крупных государственных учреждений.
«1С:Государственные и муниципальные закупки 8» -программный продукт ориентированный на уполномоченные органы, специализированные организации, на крупных государственных или муниципальных заказчиков, предназначен для автоматизации процессов планирования, подготовки и проведения закупок.
Программный продукт ориентирован на небольшие бюджетные, казенные, автономные учреждения, самостоятельно осуществляющие закупочную деятельность (планирование, подготовку, проведение и публикацию закупок) и предназначен для автоматизации процессов, связанных с подготовкой и размещением заказа, а также мониторингом исполнения контрактов.
Программный продукт «1С:Государственные и муниципальные закупки 8» обеспечивает автоматизацию всех этапов подготовки и размещения заказа на закупку товаров, работ и услуг. Данная программа способствует оптимизации и упрощению процесса подготовки документов и принятия решений на разных этапах подготовки и проведения торгов — и для специалиста, готовящего документацию по проведению торгов, и для комиссии, в задачи которой входит рассмотрение и оценка заявок участников размещения заказа. Программа поддерживает наиболее распространенные способы проведения торгов — открытый конкурс и аукцион, закрытый конкурс и аукцион, закупки путем запроса котировок, закупки у единственного поставщика, а также прочие предусмотренные Законом варианты.
К достоинствам данной программы можно отнести многократное использование занесенной в систему информации, структурирование данных и размещения заказов с учетом всех требований законодательства.
Использование программных продуктов «1С» в государственных учреждениях способствует автоматизации всех участков, отделов, где возникает необходимость ведения бухгалтерского учета. Рассмотрим стоимость каждой программы (таблица 1).
Таблица 1
Стоимость программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Программные продукты |
Стоимость минимального комплекта для юридического лица, без НДС |
1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 |
14 400 |
1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8 |
21 600 |
1С: Бюджетная отчетность 8 |
33 600 |
1С: Документооборот государственного учреждения 8 |
98 000 |
1С: Государственные и муниципальные закупки 8 |
6 300 |
Осуществление автоматизированного ведения бухгалтерского учета базируется на обширном программном обеспечении, постоянно обновляющемся и совершенствующемся во времени. Все рассмотренные выше специальные программы, разработанные в компании «1С» широко применяются в настоящее время.
Наиболее полное обеспечение автоматизации бухгалтерского учета практически по всем направлениям дает программный продукт «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8», который включает в себя как функции сбора, регистрации, обобщение первичных учетных документов, так и автоматизации заработной платы, формирования регламентированной бюджетной, бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и электронный документооборот.
Следует отметить, что программные продукты «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», «1С: Бюджетная отчетность 8», «1С: Документооборот государственного учреждения 8», «1С: Государственные и муниципальные закупки 8» разработаны более детально, так как охватывают лишь определенное направление в бухгалтерском учете.
Так для автоматизации всех этапов, связанных с закупками, необходимо использовать «1С: Государственные и муниципальные закупки» или при необходимости автоматизации учета обращения граждан следует использовать «1С:Документооборот государственного учреждения»
Исходя из этого, следует что, благодаря совокупному использованию данных продуктов можно достичь сокращения времени на ведение бухгалтерского учета в целом и наладить тесную связь с другими государственными учреждениями.
Литература:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ — URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 09.02.2012).
2. Фирма «1С» [Электронный ресурс] // http://www.1c.ru/— URL: http://www.1c.ru/ (Дата обращения 09.02.2015).