Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
Ф. Шиллер
Каждый урок — это атом человеческой энергии, шаг к созреванию интеллекта, кирпичик в основании прекрасного здания, имя которому Развитие и Знание, без чего невозможен мыслящий и деятельный человек, который когда-то был обычным жизнерадостным и веселым ребенком, проводящим большую часть времени за игрой. Поскольку именно в игре дети познают окружающую действительность, учатся коммуникативным навыкам. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. А. М. Макаренко писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Обратимся к словарю: «дидактическая игра» — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактические игры характеризуются наличием структуры, задач и определенных заданных правил, которые могут иметь обучающий, организационный и формирующий характер.
Применяя дидактические игры на уроках, учитель одновременно выступает и как руководитель, который направляет и обучает детей, и в то же время сам является активным участником процесса. При этом возникает ощущение добровольности, свободы выбора, соревнования, самоутверждение и самореализация, что само по себе мотивирует учащихся к процессу обучения.
Г. К. Селевко писал: «В структуру игры как деятельности личности входят следующие этапы: целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре».
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в таких ситуациях: — в качестве самостоятельных технологий; — как элементы более обширной технологии; — в качестве технологий урока; — как технология внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Многолетний опыт преподавания химии подсказывает, что на начальном этапе обучения целесообразно использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки. Это создает непринужденную обстановку на уроке и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, их познавательную деятельность. Часто бывает, что при изучении сложного или объемного материала внимание учащихся рассеивается, они никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой. Занимательная игровая дидактика, исторические сведения, курьезные случаи из жизни ученых-химиков помогают учителю разнообразить и оживить изложение сухого материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память учащихся в процессе обучения.
Применяя дидактические игры, учитель формирует такие универсальные учебные действия, как умения анализировать различные варианты, систематизировать и классифицировать изученный материал; сравнивать и обобщать факты; излагать и аргументировать свою точку зрения; коммуникативные умения, при этом внимательно выслушивая сторонников и оппонентов. В процессе игры происходит личностное самоопределение и ценностно-смысловая ориентация учащихся, а также нравственно-этическое оценивание и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
При изучении химии крайне важно овладение терминами, т. к. они в научной практике имеют то же значение, что и слова языка, с которым связана мыслительная деятельность человека. Для запоминания и правильного употребления химических терминов можно использовать разнообразные игровые формы: составление кроссвордов и их разгадывание, химические диктанты, игра в слова, распознавание синонимов. Приведу примеры некоторых игр.
Термины-синонимы. Многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия. Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию. Проведение в дальнейшем химического диктанта позволяет достигать высоких результатов в приобретении терминологических знаний. Например, составьте пары соответствующих названий веществ:
1. Гидрокарбонат натрия. А. Угарный газ.
2. Оксид углерода (IV). Б. Поваренная соль.
3. Хлорид натрия. В. Мел, известняк.
4. Оксид углерода (II). Г. Сода пищевая.
Подобные задания можно оформить в виде так называемых карточек быстрого ответа — изготовить карточку, желательно ее заламинировать и прикрепить к ней с лицевой стороны плотную прозрачную пленку, по которой ученик фломастером проведет стрелки предполагаемых ответов. След от фломастера легко стирается, и карточка готова к дальнейшему использованию.
Карточки быстрого ответа, описанные выше, подойдут и для следующих дидактических игр:
Восстанови пропущенное. В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. По заданным критериям определить отсутствующие элементы.
Продолжи ряд. Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд.
Убери лишнее. В предложенных рядах присутствуют «лишние» формулы. Согласно задания вычеркнуть их.
«Заполни поле». Игровые карточки-задания представлены в виде таблиц, имеющих верхнее и нижнее поля, при этом верхнее поле заполнено может быть формулами (или реагентами реакций), а нижнее поле должен заполнить ученик соответствующими названиями (или продуктами реакций).
«Крестики-нолики». Также карточки-задания представлены в виде заполненных табличек (соли, кислоты, основания). Ученик должен вычеркнуть правильный ряд.
Соответствие движению. Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов, также можно использовать в качестве физминутки. Преподаватель с учениками устанавливают определенные правила. Например, называя кислоту, ученики должны поднять правую руку, а основание — левую, соль — хлопнуть в ладоши, кислотный оксид — повернуть голову вправо, а основный оксид — влево и т. д. Игра проходит весело и оживленно, учащиеся быстро запоминают необходимые химические соединения, учатся воспринимать информацию на слух.
Кто больше вспомнит слов. Игра способствует активизации реминисценций, повторению и запоминанию химических терминов. Она ориентирована на быстроту реакции (время ограничено до 5–7 мин). Пример: выбирают короткое слово («азот»), каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы, учащиеся вспоминают и записывают химические термины, начинающиеся на данные буквы. Выигрывает тот, кто напишет больше химических терминов.
Логические цепи, Учитель задает начало фразы: «Хлор — неметалл». Первый ученик повторяет ее и придумывает продолжение со словами «потому что»,
«, следовательно»,, «поэтому». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.
Парадокс. Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее, они могут быть каверзными, тавтологическими или просто шуточными. Например, что произойдет, если растворить хлорид натрия в соленой воде? (Ничего. Это одно и то же вещество).
«Толстые» и «тонкие» вопросы. Изначально учитель объясняет суть игры — учит, как составлять «тонкие» и «толстые» вопросы, опираясь на текст учебника (возможно, при объяснении нового материала) и объясняет, какие на них должны звучать ответы. «Толстый» вопрос подразумевает развернутый ответ, а «тонкий» — односложный. Также эту игру можно применять и на других этапах урока.
Концептуальная таблица. Особенна полезна, когда предполагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов. Например, при обобщении материала по классам углеводородов предлагается таблица:
Объект сравнения |
Оксиды |
Кислоты |
Основания |
|
|
|
|
Сводная таблица «Что? Где? Когда?» позволяет организовать изучение предпосылок возникновения ведущих теорий химии — периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения химических соединений А. М. Бутлерова, пользуясь учебником или лекцией.
Также учащимся очень нравятся такие дидактические игры, как блеф-игра «Верите ли вы, что…», «Верю — не верю» («Да-нет»), «Сходства и отличия», кроссворды, загадки, ребусы, игра с кубиком «Грани», на каждой грани которого дано определенное задание.
В настоящее время одним из важных этапов современного урока выделяют этап рефлексии, который иллюстрирует обратную связь «Ученик — учитель». Здесь возможно использование таких игровых форм, как стихотворные — написание синквейна, диаманты, кластера, лимерика…; рисунок; составление рекламного объявления, текста телеграммы; вопросы для интервью.
Игра — это один из методов обучения, ее не следует как переоценивать, так и недооценивать. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы. Поэтому основная задача, стоящая перед преподавателем химии, заключается прежде всего в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно-воспитательный процесс и совершенствовать формы организации УВП. Необходимо четко понимать, что ученик — не объект, а субъект обучения согласно ФГОС 2-го поколения. Он должен быть активным соучастником учебного процесса. Ребенок может усвоить информацию только через собственную деятельность при высокой мотивации предметом.
Развитие игровых технологий является перспективным направлением в методике проведения уроков химии.
Литература:
1. Габрусевич С. А., Зорин Г. А. От деловой игры к профессиональному творчеству. — Учебно-методическое пособие. — Минск: «Университетское», 1989 г.
2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. 2-е издание, — Москва, Вита-Пресс, 2000 г.
3. Занько С. Ф. и др. Игра и учение. — Москва, 2000 г.
4. Кларин М. В. Педагогическая технология. — Москва, 1989 г.
5. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — Москва: РПА, 1996 г.
6. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. — Москва: Народное образование, 1996 г.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — Москва: Народное образование, 1998 г.
8. Интернет-ресурсы: https//ru.wikipedia.ord/wiki.