Учетно-аналитические аспекты формирования бюджетов в розничной торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 24.02.2015

Статья просмотрена: 667 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Л. М. Учетно-аналитические аспекты формирования бюджетов в розничной торговле / Л. М. Макарова, Т. А. Базарнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15846/ (дата обращения: 16.11.2024).

В условиях жесткой конкуренции, ограниченности ресурсов и быстро меняющихся условиях рынка, руководители компании стали задумываться о завтрашнем дне. О том, как то или иное управленческое решение, принятое в данный момент, в будущем повлияет на финансовое состояние и устойчивость предприятия: какими финансовыми ресурсами будет располагать компания в определенные период времени, как оптимально использовать имеющиеся ресурсы, для получения большего эффекта. Эти и многие другие вопросы решаются путем планирования деятельности предприятия.

Бюджеты предприятия можно классифицировать по различным признакам: по степени обобщения информации, по временной принадлежности, по способу планирования и механизму использования и т. д. [1].

Бюджет, который охватывает всю деятельность организации, называется генеральным бюджетом. В работах многих ученых применяется другое название — общий бюджет. По мнению А. Д. Шеремета: «общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для предприятия в целом и состоят из двух основных бюджетов: оперативного и финансового» [5, с.89].

Выходной формой операционного бюджета является отчет о финансовых результатах, с помощью которого определяется эффективность работы компании с точки зрения прибыльности и рентабельности.

Важным элементом информационного обеспечения управления является платежеспособность компании, которая зависит от баланса между краткосрочными обязательствами и всеми оборотными средствами. Добиться рационального соотношения между ними и обеспечить платежеспособность предприятия можно с помощью следующих разделов: бюджета движения денежных средств, бюджета баланса и бюджета капитальных вложений.

Однако, под действием разнообразных внутренних факторов, таких как: стратегические цели, размер предприятия, вид его деятельности, информационные потребности менеджмента система бюджетирования каждой организации становится уникальной. Общая схема генерального бюджета торговой организации представлена на рисунке 1 [3].

Формирование общего бюджета на торговом предприятии начинается с составления бюджета реализации, который является отправной точкой во всем бюджетном процессе. Объем продаж и как следствие выручка определяются возможностями сбыта на рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов: политика ценообразования, общее положение на национальном и мировом рынках, деятельность конкурентов, результативность рекламы и другие случайные колебания. Также одним из ключевых моментов при составлении данного бюджета на предприятии является анализ спроса на продукцию и его динамики.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджет реализации предопределяет уровень и общий характер деятельности всей торговой организации на планируемый период, и оказывает воздействие на другие виды бюджетов. Основными источниками информации при составлении бюджета продаж являются сведения о динамики спроса с учетом ее колебания и данные отдела маркетинга, связанные с исследованием рынка сбыта [3].

Рис. 1. Общая схема генерального бюджета торгового предприятия

 

Параллельно с бюджетом продаж составляют бюджет запасов товаров на конец планируемого периода. Вопрос количественного измерения величины товарных запасов и определение соответствия этой величины потребностям товарооборота достаточно актуален, так как при их завышении или занижении, могут возникать дополнительные расходы, связанные с хранением и ускорением доставки товаров соответственно [4].

После определения размера розничного товарооборота и величины товарных запасов на конец планируемого периода составляется бюджет закупок товаров, в разрезе каждого вида продукции или номенклатурной группы. Планируемую величину закупки товаров можно рассчитать по формуле:

П= Р — Он + Ок,

Где, П — поступление (закупка) товаров за планируемый период, тыс. р.;

Р — реализация товаров за планируемый период (розничный товарооборот), тыс. р.;

Он — остаток товаров на начало планируемого периода, тыс. р.;

Ок — остаток товаров на конец планируемого периода, тыс. р.;

Вся необходимая информация для формирования бюджета закупок берется из предыдущих бюджетов, а именно: реализация товаров за планируемый период известна из бюджета продаж, остаток товаров на начало планируемого периода берется из бухгалтерского баланса за год предшествующий планируемому году и остаток товаров на конец планируемого периода известен из бюджета запасов [4].

Четвертым этапом при составлении операционного бюджета торгового предприятия является составление бюджета расходов на реализацию. Для разработки данного бюджета необходима информация о структуре затрат предшествующего периода. При его составлении анализируют каждую статью затрат и определяют резервы их снижения.

Бюджет себестоимости проданных товаров формируется на основе данных бюджета продаж и расходов на реализацию.

Заключительным этапом операционного бюджетирования является прогнозный отчет о финансовых результатах, который составляется на основании всех ранее составленных бюджетов. Определяя финансовый результат своей деятельности, предприятие может использовать два метода. Исчисляя полную себестоимость продаж (absorption costing), а также исчисляя усеченную себестоимость продаж (direct сosting). Однако при составлении планового отчета о финансовых результатах в системе директ-кост, особенность учета затрат на торговых предприятиях приводит к определённым затруднениям. Предприятия торговли ведут учет затрат на счете 44, что затрудняет их деление на постоянные и переменные в отличие от производственной сферы, где непосредственно в системе счетов реализуется классификация затрат на прямые и косвенные (счет 20 и счета 23,25,26), прямые и постоянные (20,25 и 26), эффективные и неэффективные (20,23,25,26 и 28) [2].

Поэтому отечественные торговые предприятия в своей практике применяют первый метод учета. Тогда прогнозный отчет о финансовых результатах строиться на основе бюджета реализации (выручка), бюджета полной себестоимости (себестоимость продаж) и прибыль (убыток) от продаж (разница между выручкой и полной себестоимостью).

Для обеспечения процесса составления, контроля и анализа бюджета необходима система учета, регистрирующая все факты хозяйственной деятельности в максимально короткие сроки, т. е. процесс планирования, основывается на данных внутрифирменного учета, для повышения качества и оперативности которого, необходима его автоматизация с помощью применения специализированного программного обеспечения: 1С Управление торговлей, 1С Розница и т. д.

Причем многие из этих программ имеют широкий функционал. Например, 1С Управление торговлей, в процессе исполнения бюджета поддерживает широкий спектр торгового оборудования, позволяющего применять систему штрихкодирования, автоматизировать торговые точки. Это позволяет сократить время необходимое для учета продажи товаров и увеличить время для оперативного анализа исполнения показателей бюджета.

В процессе исполнения бюджета возможно оперативное получение информации об объемах реализуемых товаров в каждой из торговых точек, посредством ввода данных через систему штрихкодирования.

Несмотря на широкое использование бюджетирования в коммерческих компаниях существуют большие трудности реализации бюджетного процесса на предприятиях розничной торговли. Повышение эффективности работы возможно через оценку динамики плановых и фактически достигнутых параметров показателей бюджета продаж.

 

Литература:

 

1.      Грязнова И. Ю. Виды бюджетов и подходы к их классификации [Текст] / И. Ю. Грязнова // «Экономика и управление». — № 1 (8), 2012

2.      Драненко Л. П. Особенности бюджетирования в торговле [Текст] / Л. П. Драненко // Сибирский торгово-экономический журнал. — № 7 / 2011

3.      Мягкая А. В. Бюджетирование в торговых организациях [Текст] / А. В. Мягкая // Общество: политика, экономика, право. — № 1 / 2012

4.      Планирование: Бюджетирование в торговой организации [электронный ресурс]// БУСЕЛ. — 2013. — Режим доступа: http://www.busel.org/texts/cat8un/id5fwhcdx.htm

5.      Шеремет А. Д. Управленческий учет: учебное пособие/Под ред. А. Д. Шеремета.-4-е изд., испр.-М.: ИД ФБК — ПРЕСС, 2009–429с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): генеральный бюджет, общий бюджет, планируемый период, торговое предприятие, бюджет, бюджетный процесс, общая схема, операционный бюджет, полная себестоимость, предприятие, прогнозный отчет, процесс исполнения бюджета, торговая организация, Управление торговлей.


Похожие статьи

Маркетинг во внешней экономической деятельности Ульяновской области

Гендерные аспекты занятости в аграрной сфере

Современные тенденции банковского кредитования малых и средних предприятий в РФ

Благотворительная помощь как вид внешнеэкономической деятельности: значение, информационный обзор и регулирование в РФ

Проблемы формирования ипотечного рынка в Республике Беларусь

Формирование экосистемы лояльности клиентов: инновационные инструменты социально-ориентированного маркетинга в банковской сфере

Общие вопросы конкуренции в сфере туриндустрии

Современные проблемы малого предпринимательства в РФ

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Теоретические аспекты инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Похожие статьи

Маркетинг во внешней экономической деятельности Ульяновской области

Гендерные аспекты занятости в аграрной сфере

Современные тенденции банковского кредитования малых и средних предприятий в РФ

Благотворительная помощь как вид внешнеэкономической деятельности: значение, информационный обзор и регулирование в РФ

Проблемы формирования ипотечного рынка в Республике Беларусь

Формирование экосистемы лояльности клиентов: инновационные инструменты социально-ориентированного маркетинга в банковской сфере

Общие вопросы конкуренции в сфере туриндустрии

Современные проблемы малого предпринимательства в РФ

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Теоретические аспекты инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Задать вопрос