Педагогическая биомеханика: правильная осанка у детей — памятка родителям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 24.02.2015

Статья просмотрена: 1076 раз

Библиографическое описание:

Овчинников, Ю. Д. Педагогическая биомеханика: правильная осанка у детей — памятка родителям / Ю. Д. Овчинников, М. А. Жеребцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 511-513. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15853/ (дата обращения: 16.10.2024).

Развивая направление «Биомеханика в проектных технологиях» студенты изучали интересную проблему биомеханику осанки человека и разрабатывали различные проекты, посвященные осанке детей. Понятие правильной и не правильной осанки с точки зрения биомеханики движений не существует. Выражение правильная или не правильная осанка скорее социально-потребительское. Студентам была поставлена задача, разработать памятку для родителей о правильной осанке ребенка, какие профилактические меры на бытовом уровне принять для сохранения здоровья ребенка. Получился маленький социальный проект, приносящий пользу, как для студентов, так и для родителей.

Ключевые слова:нарушения осанки, дети, памятка для родителей, биомеханика движений, биомеханика в проектных технологиях, педагогическая биомеханика.

 

Актуальность данной темы продиктована не только жизненной потребностью вникнуть в данную проблему, так как каждый из нас является родителем. В силу своего профессионального опыта преподавания более трех десятилетий предмета «Биомеханика двигательной деятельности» слышу не однократно вопрос-просьбу как самостоятельно определить правильная или не правильная осанка у ребенка, не обращаясь к специалисту. Родители могут оценить осанку своего ребенка визуально зрительным методом. Как сохранить правильную осанку ребенку? Этот вопрос был задан студентам, изучающим предмет «Биомеханика двигательной деятельности» [10]. Вопрос оказался не простым и положил начало интересному, важному проекту «Определение параметров осанки у детей различной возрастов с использованием законов и принципов биомеханики движений» [5]. Первая часть проекта — представление информации для родителей в доступной и понятной форме (в виде памятки). Такой подход был важен с одной стороны, что студенты подошли к вопросу как будущие специалисты занимающиеся оздоровлением и лечением детей [2], с другой стороны, студентам было интересно, так как они будущие и уже настоящие родители.

Пять шагов правильной осанки. Памятка для родителей!

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы со стороны родителей и педагогов.

Первый шаг. Для самых маленьких детей есть простой тест на гибкость позвоночника. После купания, когда мышцы и связки разогреты, аккуратно и без резких движений свести локоть и колено по диагонали, то есть левый локоть к правому колену и правый локоть к левому колену. Если все нормально, то они без проблем сходятся, если же они не сходятся, не стоит сводить их силой, это просто повод, чтобы прийти на осмотр к врачу педиатру.

Второй шаг. Важным средством профилактики является сон на жесткой кровати. На кровати проводим треть жизни, важно чтобы во время сна организм полностью восстанавливался. Матрас на кровати должен быть не мягким и не проваливаться полностью под весом ребенка. Нужно, чтобы он прогибался ровно настолько, чтобы повторить естественные изгибы позвоночника. Проконсультируйтесь со специалистом и выберите для ребенка ортопедический матрас. Если нарушения осанки уже есть, то рекомендуется некоторое время поспать на досках, застеленных одеялом, тканью. Во время ночного сна позвоночник будет находиться в ровном положении, и на утро ребенок выполнит физические упражнения (приведет в движение различные группы мышц своего тела), чтобы привести позвоночник в нормальное состояние.

Шаг третий. Особое внимание следует обратить на рюкзак ребенка, так как рюкзак своим весом ослабляет не только мышцы спины, но и происходит искривление позвоночника. Раньше, в старину, в спинку рюкзака вставляли плоский, жесткий предмет, чтобы под весом он не прогибался и ребенок держал спину ровно. Выбирайте рюкзак не по красоте, а по общей конструкции. Рюкзак не должен быть большим и тяжелым (собственный вес рюкзака, ранца должен быть от 1,1 кг до 1,4 кг.). Для того, чтобы избежать искривления позвоночника и нарушения осанки ребёнка, максимальный вес заполненного ранца не должен превышать 10–12 % от веса тела ребёнка. Можно выбрать не рюкзак, а ранец.

«Правильный» школьный ранец должен идеально прилегать к спине: если лямки рюкзака, например, слишком длинные, то центр тяжести ранца сместиться назад. В этом случае нижний край ранца может вызывать болезненные вмятины в области поясничного отдела позвоночника ребёнка. В долгосрочной перспективе неправильная подгонка лямок ранца даже может привести к сутулости. Если же лямки ранца слишком коротки, то ребенок будет стараться уравновесить нагрузку, наклоняясь вперед. Это также может привести к развитию сутулости.

Очень важно, чтобы родители вместе с самим ребёнком постоянно контролировали наполнение ранца, его общий вес, подгонку лямок — иными словами, проводили своеобразный «техосмотр» ранца. Школьные преподаватели и воспитатели также должны постоянно обращать внимание школьников на то, что для нормального развития позвоночника и приобретения правильной осанки необходимо избегать перегрузки ранца.

Пять критериев «правильного ранца»:

1.      Каркас и спинка ранца должны быть жёсткими.

2.      Собственный вес ранца должен быть, не большим и адекватным возрасту ребёнка.

3.      Спинка ранца должна соответствовать спине ребёнка и не должна затруднять его дыхание.

4.      Лямки ранца должны быть длиной минимум 50 см и шириной 4 см.

5.      Ручка ранца должна быть достаточно длинной и удобной (минимум 8 см).

Портфели, кейсы и сумки, которые взрослые обычно носят в руке, абсолютно недопустимы для школьников, поскольку боковые нагрузки, независимо от веса портфеля, приводят к сколиозу — опасному боковому искривлению еще неокрепшего детского позвоночника.

Шаг четвертый.

ВАША ПОМОЩЬ НУЖНА РЕБЕНКУ, а именно наблюдайте, как ребенок стоит, сидит, двигается. [3,4] Помогите без назиданий сформировать привычку правильно сидеть и двигаться, а если серьезно управлять биомеханикой своего тела [10,с.191]. Ребенку не надо тянуться за вещью рукой, вещь должна лежать под рукой. Покажите ребенку, как можно разместить удобно вещи и это будет не только полезным фактором для здоровья, но тем самым вы избежите трудного воспитательного процесса по наведению порядка в школе, дома. Если не правильно сидит, проверьте положение позвоночника и зрение ребенка, возможно, он плохо видит. Правильную осанку формирует не столько сам позвоночник, сколько мышцы корпуса тела, поскольку именно мышцы помогают удерживать тело в вертикальном положении, развивайте мышцы тела физическими упражнениями. Ребенку лучше бегать, чем сидеть у компьютера.

Шаг пятый. Стань ровно! Этот девиз ребенок слышит дома и в различных детских учреждениях. Вообще, ребенку лучше не стоять, а двигаться, уважаемые родители. В движении работают различные группы мышц тела ребенка и тем самым меньше устают, например движения в игре и в танце [6,7,8,9]. Если стоять, то стоять нужно правильно как ребенку, так и взрослому человеку. Стоять целесообразно таким образом, чтобы проекция центра масс тела проходила через середину площади опоры [1].

Это не будет сверхсложной задачей с вашей стороны, но поможет развить правильного положения позвоночника у вашего ребенка и в будущем убережет от многих проблем со здоровьем уже в зрелом возрасте.

 

Литература:

 

1.         Овчинников Ю. Д. Педагогическая биомеханика: неправильно упали. Почему? [Текст] / Ю. Д. Овчинников // Образование и воспитание. — 2015. — № 1. — С. 13–15.

2.         Овчинников Ю. Д., Выткалов С. О. Прикладная кинезиотерапия в биомеханике движений тела человека //Периодический теоретический и научно-практический журнал «Международный научно-исследовательский журнал».-2015 № 1(32).Часть3.С.97–99.

3.         Овчинников Ю. Д.,.Морозова И. Н. Программа биомеханических движений детей в трехлетнем возрасте.// Педагогика и современность.-2014.- № 3.С.60–63.

4.         Овчинников Ю. Д. Методические аспекты в педагогической биомеханике //Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал.2014.-№ 1.- С.22–25.

5.         Ovchinnikov Yury, Lyzar Oleg Studying of the principles of biomechanics in improving technologies. 10th International Scientific Conference European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches Hosted by the ORT Publishing and The Center For Social and Political Studies «Premier» Conference papers, June 5, 2014.Stuttgart, Germany.Р.27–31.

6.         Овчинников Ю. Д.,Лызарь О. Г. Игры советского периода в биомеханических движениях детей//Европейский научный вестник. Научный журнал.-2014-№ 4.Германия:Дюсельдорф.С.97–102.

7.         Овчинников Ю. Д. Биомеханика движений в игре для детей дошкольного возраста/ Н34 Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии.№ 12(21).Сборник статей по материалам XXI международной заочной научно-практической конференции.- М., Изд. «Международный центр науки и образования»,2013.- С.99–102.

8.         Овчинников Ю.Д Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей //«Дошкольное воспитание». Научно-методический журнал.-2014.№ 4. С.49–53.

9.         Овчинников Ю. Д. Оздоровительное лото//«Дошкольное воспитание». Научно-методический журнал.- 2014.№ 7.С.72–76.

10.     Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебное пособие /Ю. Д. Овчинников.- Краснодар: КГУФКСТ.2014–265с.

Основные термины (генерируются автоматически): правильная осанка, ребенок, родитель, биомеханика, двигательная деятельность, искривление позвоночника, Лямка ранца, Спинка ранца, студент, шаг.


Похожие статьи

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Кто он такой, силач? Расскажем детям вместе

Детям, часто говорят «О какой ты сильный». Дети задают вопрос «А кто такой силач?» Не надо походить на шварцнегеров … у нас были свои русские силачи. Изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности» студенты анализируют не только особенности дв...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Дартс — полезная игра и международный вид спорта

Дартс — игра или международный вид спорта? Таким вопросом задались студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Студенты исследуют биомеханику движени...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы

Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ. Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Похожие статьи

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Кто он такой, силач? Расскажем детям вместе

Детям, часто говорят «О какой ты сильный». Дети задают вопрос «А кто такой силач?» Не надо походить на шварцнегеров … у нас были свои русские силачи. Изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности» студенты анализируют не только особенности дв...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Дартс — полезная игра и международный вид спорта

Дартс — игра или международный вид спорта? Таким вопросом задались студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Студенты исследуют биомеханику движени...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы

Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ. Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Задать вопрос