Портрет современного подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 22.02.2015

Статья просмотрена: 14367 раз

Библиографическое описание:

Котельникова, Н. П. Портрет современного подростка / Н. П. Котельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 587-589. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15860/ (дата обращения: 16.11.2024).

Какой же наш современный подросток? Деградирует ли современное молодое поколение? Кого мы воспитываем? Каждый из учителей, хоть раз задавался этими вопросами.

Подростковый возраст является в развитии личности сложным и определяющим одновременно. В это время молодые люди должны справиться с гораздо большим количеством задач развития, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания среди сверстников, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей как основу собственного поведения. Неумение справиться с какой-либо из задач может привести к нарушениям адаптации и социализации, проявлениям отклоняющегося поведения, любым негативным зависимостям, не только токсическим, но и нехимическим.

Молодое поколение XXI века — это поколение, которое формирует цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете.

В последние годы нейропсихологи активно обсуждают яркий популяционный синдром — синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, компьютерным играм. Такие дети неспособны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, крайне эмоциональны.

 Обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: родители и педагоги жалуются, что ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют — хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы. Такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным строением мозга. Это отклонение так распространено, что может считаться нормой.

Деградирует ли человечество или совершенствуется с появлением лобной несформированности — пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, гомосексуализм, компьютерные игры, общение в Интернете не случайны. Психологов уже давно интересует, в чем причина, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков — ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные — с точки зрения нагрузки на мозг — способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение.

Таким образом, то, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы.

Девиз поколения XXI века — «будь как все». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание, ничего глубокого, вся информация на поверхности. Нынешнее поколение не способно думать. И конечно, такая литература идеально подходит для режима «нового времени».

Цифровой век предлагает людям новые готовые стандарты жизни: для девушек икона стиля — это молодая, красивая, гламурная. Для мужчины — это молодой, брутальный. И обязательно богатые и не важно, какими путями ты получаешь это богатство. Неслучайно такой популярностью пользуются глянцевые журналы. Там мы читаем про красивую жизнь. Глянцевые журналы пропагандируют роскошь, а вслед за роскошью ведется пропаганда жизни не по средствам. Молодежь желает носить дорогие, статусные вещи, которые могли бы причислить тебя к категории, в которой, по сути, ты отсутствуешь. Молодое поколение здорово поддается высококачественной манипуляции к потребительству.

Завершение формирования личности происходит в период ранней юности. Тогда в том числе формируется и ее духовный облик, поэтому одно из первых мест на книжной полке должна была бы занимать классическая литература, так как это хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей.

Лишь немногие ученики читают русскую классическую литературу, да и они читают ее для того, чтобы получить хорошую отметку или для того, чтобы сдать Единый государственный экзамен. Зарубежную литературу почти никто не читает. Многие современные подростки воспитываются на историях легкой, беззаботной жизни звезд, они наивно полагают, что счастливое будущее придет им самим в руки или, что его им обеспечат родители, богатые мужья, их красота, молодость. Но последние два фактора не навсегда.

Чтение — медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться. Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам. Чтение — «это труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Правильное чтение требует умственных усилий, мыслей, чувств, поэтому многие школьники и перестают читать.

Нынешняя экономика формирует новый тип человека — человека — потребителя. И это все сказывает и на читательской деятельности. Если раньше чтение было глубоко интимным, глубоко личным процессом, то теперь оно носит групповой характер. Интересы читателя диктуются группой, к которой принадлежит человек, местом жительства, кругом общения.

«Клиповое сознание» — особенность «компьютерного поколения». Этот термин появился в 90-х годах XX века и обозначает привычку «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Молодежь читает художественные тексты в сокращенном варианте и пересказывает пересказ. На идеях, художественных деталях текста сознание вообще не фиксируется. Если человек не способен воспринимать целостную картину мира, то он не сможет найти место в нем, а, следовательно, определить цель своей жизни.

«Клиповое сознание», по мнению западного исследователя А. Моля, формирует «мозаичную культуру». «Клиповое сознание» постепенно вытесняет традиционное. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и становится таким, каким его ожидают увидеть другие люди. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «я» и стал «автоматом», идентичным с миллионами других «автоматов» вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревоги. Однако ценой этого становится потеря самого себя, потеря индивидуальности и растворенность в «массовом сознании». Взамен он получает иллюзию благополучия и спокойствия.

Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе — это результат «клипового сознания». Опора на визуальный ряд объясняет также то, что особой популярностью среди молодежи пользуются книги, которые были экранизированы. Фильм компенсирует недостаток фантазии и воображения, создает иллюзию общения с эпохой, автором.

В XXI веке формы проведения досуга становятся все более разнообразными: телевидение, компьютер, Интернет. Книга на этом фоне, даже электронная, меркнет.

Наиболее осмысленно ученики судят о тех авторах, чье творчество изучалось в школе, и нередко, весьма примитивно — о самостоятельно прочитанных книгах. Это свидетельствует о недостаточно развитом навыке самостоятельного чтения художественного произведения.

Проблема чтения активно обсуждается в обществе. На сайте «Завет.ру. Информационно — просветительский проект» авторы приходят к следующему выводу, что если в семье не принято читать, то у ребенка такой потребности и не возникнет. Ребенок перенимает на себя то отношение к чтению, которое существует у его родителей. Он учится тому, что видит у себя дома. И если родители только и смотрят телевизор, то не стоит ждать от этого ребенка, что он будет читать. Дети будут читать то, что читают родители. Если папа читает журналы про рыбалку, а мама предпочитает телевизионные сериалы, то у ребенка вряд ли возникнет желание читать классическую литературу.

Мы должны уделить особое внимание семейному чтению. Дети не будут читать, если не будут читать их родители. С ребенком надо заниматься. Читать ему вслух, читать с ним вместе, просить его, чтобы он вам читал. Если родители этого не делают, то ребенок и не будет читать. Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению. Но читают ли наши дорогие взрослые?

Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное, «не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать».

Как мы видим, если в семье даже не могут объяснить, зачем нужно читать, будет ли читать подросток, нет.

 

Литература:

 

1.         Адольф В. А., Валяева В. Е. Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы// Воспитание школьников. — 2012. — № 10.

2.         О пользе чтения <http://constructorus.ru/samorazvitie/polza-chteniya.html> (дата обращения 03. 05. 2013).

3.         Качан И. Кризис чтения <http://plusinform.ru/main/2884-krizis-chteniya.html> (дата обращения 03. 05. 2013).

4.         Петрова Е. В. Интерес к чтению: как его пробудить <http://www.gublibrary.ru/lib/Konferenciya_ %20chtenie/Petrova.htm> (дата обращения 16. 03. 2013).

5.         Васильев В. К. Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — № 9. С. 15–21.

6.         Романичева Е. С. Не потерять школьника как читателя// Литература в школе. — 2012. — № 4.

7.         Щербаненко Э. М. Чтение — лучшее учение// Воспитание школьников. — 2012. — № 8.

8.         Васев Д. В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи // Alma mater. — 2012. — № 6.

9.         Собкин В. С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе// Педагогика. — 2012. — № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, ребенок, массовая литература, родитель, книга, литература, лобная несформированность, подросток, сознание, читательская деятельность.


Задать вопрос