Понятие об общении. Типы и каналы общения. Фрагмент методической разработки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 05.03.2015

Статья просмотрена: 8145 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, З. В. Понятие об общении. Типы и каналы общения. Фрагмент методической разработки / З. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15872/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование профессиональных качеств

Профессиональные качества

Возможность их формирования на различных этапах занятия

1.Чувство организованности.

1 этап — организационный момент

2 этап — определение целей занятия

5 этап — самостоятельная работа

2. Аккуратность.

1 этап — взаимопроверка внешнего вида

5 этап — самостоятельная работа

7 этап — подведение итогов

3. Интерес к профессии.

2 этап — мотивация темы

5–6 этап — самостоятельная работа, подведение итогов

4. Дисциплинированность, исполнительность.

4 этап — предварительный контроль

5 этап — самостоятельная работа

5. Коммуникативные способности.

4 этап — предварительный контроль

5 этап — самостоятельная работа

6. Ответственность.

4 этап — предварительный контроль знаний

5 этап — самостоятельная работа

7. Концентрация внимания и наблюдательность.

5 этап — самостоятельная работа

 

Общение в сестринском деле

Общение — способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого с помощью устной и письменной речи, жестов, мимики и символов.

Информация, которая идет от отправителя к получателя доходит лишь в 20 % объеме. Есть определенные законы, которые приводят к потере информации (интеллект человека, его активный словарь, объем памяти и наличие коммуникативных барьеров). Для того, чтобы человек захотел понять и запомнить информацию, он должен испытывать интерес к ней и потребность ее воспринять. Должна быть определенная концентрация внимания. Также должна быть соответствующая организация времени и места общения.

 

сообщение

отправитель — кто передает информацию

сообщение — посылаемая информация

канал — форма отправки сообщения (устная, письменная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза)

получатель — кому посылается сообщение

подтверждение — способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

Каналы общения:

-          Вербальный канал, когда используется устная речь.

Что может помочь эффективному общению в системе сестра — пациент.

1)                 говорить медленно, с чистым произношением, простыми короткими фразами,

2)                 не злоупотреблять специальной терминологией,

3)                 выбрать оптимальную скорость и темп речи,

4)                 правильно выбирать время и место для общения,

5)                 не начинать беседу сразу же после того, как врач (посетитель) сообщил пациенту информацию о неблагоприятном исходе заболевания (о проблемах в семье), в этот момент можно лишь морально поддержать пациента,

6)                 следить за интонацией голоса и убедиться, что она соответствует информации (хорошее сообщение с радостью),

7)                 выбрать нужную громкость голоса,

8)                 убедиться в том, что человек понял информацию,

9)                 показать свою заинтересованность в делах пациента,

10)             создать видимость, что вы проверяете себя, а не его.

Письменное общение. В сестринском деле используют следующие случаи:

-        написание заметок;

-        написание инструкций;

-        при общении с глухонемыми;

-        при общении медсестры с врачом.

Эффективному письменному общению способствует:

1)                 убедиться, что человек знает язык на аккуратно (если надо прописными буквами),

2)                 выбирать правильный размер и цвет букв (зеленый — расслабляет и отвлекает сообщение, красный — раздражает, синий, фиолетовый, серый, черный — внимательное чтение),

3)                 убедиться, что в сообщение включена вся необходимая информация,

4)                 писать грамотно,

5)                 обязательно подписать сообщение,

6)                 тактично убедиться, что пациент умеет читать,

7)                 убедиться, что пациент видит и понимает написанное,

8)                 для пациентов, не умеющих читать, надо рисовать картинки, схемы, т. е. использовать символы, на котором написано сообщение,

9)                 писать

10)             (например: рисовать телефон, чашку, стакан),

11)             точно указывать время (утро, вечер),

12)             выбирать простые слова.

-                   Невербальный канал.При помощи этого канала передается 70 % информации. Невербальные средства общения дополняют, усиливают, а иногда и заменяют устную речь. Если невербальные средства не будут соответствовать произносимым словам, то эффект от сообщения будет разрушен и нарушаются доверительные отношения.

Позитивные жесты:

-                   раскрытие руки ладонью вверх — дружелюбие, открытость, желание сотрудничать;

-                   манипуляции с очками (медленно снять очки и протереть) стекла, даже если этого не требуется (пауза для размышления);

-                   почесывание подбородка, переносицы — процесс принятия решения;

-                   манипуляция с предметами (прикусить зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, карандаш) требуется дополнительная информация;

-                   потирание уха, глаза — обдумывание ответа, желание высказаться;

-                   подпереть щеку сжатыми в кулак пальцами, указательный палец упирается в висок — оценка и заинтересованность;

-                   наклоненная набок голова — интерес;

-                   прищуривание глаз — поиски решения;

-                   устойчивый визуальный контакт с собеседником — открытость;

-                   обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула, наклон корпуса вперед — готовность к действиям;

Негативные жесты

-                   руки скрещены на груди — оборонительная реакция;

-                   большой палец поддерживает подбородок, а указательный направлен вертикально к виску -негативное или критическое отношение к сообщению или к собеседнику;

-                   пальцы сцеплены в замок — закрытость для общения;

-                   руки на бедрах — агрессия;

-                   прикрывает рот рукой или дотрагивается до кончика носа — говорит неправду или чувствует, что Вы говорите неправду;

-                   поправляет часы, проверяет сумочку, кошелек — частичный барьер для восстановления эмоциональной безопасности (при неуверенности, взволнованности);

-                   сбор несуществующих ворсинок — не согласен с мнением других, но не решается высказать свою точку зрения;

-                   ноги (все тело) обращены к выходу — желание закончить беседу;

-                   преувеличенно внимательная манипуляция каким-либо предметом (ручкой), отстукивание им каждого слова — раздражение;

-                   взгляд в сторону — подозрение и сомнение;

-                   наклон головы вниз — отрицательное, осуждающее отношение;

-                   пальцы во рту — внутренняя потребность в одобрении и поддержке.

Как сделать эффективным невербальное общение (рекомендации для сестры)

1.                  При интерпретации невербальных сигналов, исходящих от пациента надо учитывать следующие факторы:

-                   во внимание надо брать всю совокупность жестов;

-                   совпадение вербальных и невербальных сигналов;

-                   конкретную ситуацию, в которой проявляются жесты;

-                    возраст (дети более откровенны в выражении жестов, взрослые их маскируют);

-                   социальный статус, словарный запас (чем выше, тем беднее жесты);

-                   профессия (адвокаты, политики, актеры владеют жестами).

2.         Избегайте использовать негативные жесты, чаще используйте позитивные.

3.         Старайтесь при беседе с пациентом обеспечить контакт глазами, важно чтобы они находились на одном уровне. Если Вы будете смотреть на пациента сверху вниз, то у него может появиться мысль, что ему навязывают мнение (сядьте на стул, опустите на корточки, если это ребенок).

4.         Общение будет эффективным, если Вы уважительно относитесь к личной, интимной, сверхинтимной зонам.

5.         Для установления полного взаимопонимания с пациентом используйте прием отзеркаливания, скопируйте его позу.

6.         Если пациент использует руку в качестве барьера, необходимо разрушить его (например, дайте ему в руки книгу, ручку).

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, этап, жест, пациент, сообщение, какой-либо предмет, письменная речь, предварительный контроль, сестринское дело, устная речь.


Задать вопрос