Формирование профессиональных качеств
Профессиональные качества |
Возможность их формирования на различных этапах занятия |
1.Чувство организованности. |
1 этап — организационный момент 2 этап — определение целей занятия 5 этап — самостоятельная работа |
2. Аккуратность. |
1 этап — взаимопроверка внешнего вида 5 этап — самостоятельная работа 7 этап — подведение итогов |
3. Интерес к профессии. |
2 этап — мотивация темы 5–6 этап — самостоятельная работа, подведение итогов |
4. Дисциплинированность, исполнительность. |
4 этап — предварительный контроль 5 этап — самостоятельная работа |
5. Коммуникативные способности. |
4 этап — предварительный контроль 5 этап — самостоятельная работа |
6. Ответственность. |
4 этап — предварительный контроль знаний 5 этап — самостоятельная работа |
7. Концентрация внимания и наблюдательность. |
5 этап — самостоятельная работа |
Общение в сестринском деле
Общение — способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого с помощью устной и письменной речи, жестов, мимики и символов.
Информация, которая идет от отправителя к получателя доходит лишь в 20 % объеме. Есть определенные законы, которые приводят к потере информации (интеллект человека, его активный словарь, объем памяти и наличие коммуникативных барьеров). Для того, чтобы человек захотел понять и запомнить информацию, он должен испытывать интерес к ней и потребность ее воспринять. Должна быть определенная концентрация внимания. Также должна быть соответствующая организация времени и места общения.
сообщение
отправитель — кто передает информацию
сообщение — посылаемая информация
канал — форма отправки сообщения (устная, письменная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза)
получатель — кому посылается сообщение
подтверждение — способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.
Каналы общения:
- Вербальный канал, когда используется устная речь.
Что может помочь эффективному общению в системе сестра — пациент.
1) говорить медленно, с чистым произношением, простыми короткими фразами,
2) не злоупотреблять специальной терминологией,
3) выбрать оптимальную скорость и темп речи,
4) правильно выбирать время и место для общения,
5) не начинать беседу сразу же после того, как врач (посетитель) сообщил пациенту информацию о неблагоприятном исходе заболевания (о проблемах в семье), в этот момент можно лишь морально поддержать пациента,
6) следить за интонацией голоса и убедиться, что она соответствует информации (хорошее сообщение с радостью),
7) выбрать нужную громкость голоса,
8) убедиться в том, что человек понял информацию,
9) показать свою заинтересованность в делах пациента,
10) создать видимость, что вы проверяете себя, а не его.
Письменное общение. В сестринском деле используют следующие случаи:
- написание заметок;
- написание инструкций;
- при общении с глухонемыми;
- при общении медсестры с врачом.
Эффективному письменному общению способствует:
1) убедиться, что человек знает язык на аккуратно (если надо прописными буквами),
2) выбирать правильный размер и цвет букв (зеленый — расслабляет и отвлекает сообщение, красный — раздражает, синий, фиолетовый, серый, черный — внимательное чтение),
3) убедиться, что в сообщение включена вся необходимая информация,
4) писать грамотно,
5) обязательно подписать сообщение,
6) тактично убедиться, что пациент умеет читать,
7) убедиться, что пациент видит и понимает написанное,
8) для пациентов, не умеющих читать, надо рисовать картинки, схемы, т. е. использовать символы, на котором написано сообщение,
9) писать
10) (например: рисовать телефон, чашку, стакан),
11) точно указывать время (утро, вечер),
12) выбирать простые слова.
- Невербальный канал.При помощи этого канала передается 70 % информации. Невербальные средства общения дополняют, усиливают, а иногда и заменяют устную речь. Если невербальные средства не будут соответствовать произносимым словам, то эффект от сообщения будет разрушен и нарушаются доверительные отношения.
Позитивные жесты:
- раскрытие руки ладонью вверх — дружелюбие, открытость, желание сотрудничать;
- манипуляции с очками (медленно снять очки и протереть) стекла, даже если этого не требуется (пауза для размышления);
- почесывание подбородка, переносицы — процесс принятия решения;
- манипуляция с предметами (прикусить зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, карандаш) требуется дополнительная информация;
- потирание уха, глаза — обдумывание ответа, желание высказаться;
- подпереть щеку сжатыми в кулак пальцами, указательный палец упирается в висок — оценка и заинтересованность;
- наклоненная набок голова — интерес;
- прищуривание глаз — поиски решения;
- устойчивый визуальный контакт с собеседником — открытость;
- обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула, наклон корпуса вперед — готовность к действиям;
Негативные жесты
- руки скрещены на груди — оборонительная реакция;
- большой палец поддерживает подбородок, а указательный направлен вертикально к виску -негативное или критическое отношение к сообщению или к собеседнику;
- пальцы сцеплены в замок — закрытость для общения;
- руки на бедрах — агрессия;
- прикрывает рот рукой или дотрагивается до кончика носа — говорит неправду или чувствует, что Вы говорите неправду;
- поправляет часы, проверяет сумочку, кошелек — частичный барьер для восстановления эмоциональной безопасности (при неуверенности, взволнованности);
- сбор несуществующих ворсинок — не согласен с мнением других, но не решается высказать свою точку зрения;
- ноги (все тело) обращены к выходу — желание закончить беседу;
- преувеличенно внимательная манипуляция каким-либо предметом (ручкой), отстукивание им каждого слова — раздражение;
- взгляд в сторону — подозрение и сомнение;
- наклон головы вниз — отрицательное, осуждающее отношение;
- пальцы во рту — внутренняя потребность в одобрении и поддержке.
Как сделать эффективным невербальное общение (рекомендации для сестры)
1. При интерпретации невербальных сигналов, исходящих от пациента надо учитывать следующие факторы:
- во внимание надо брать всю совокупность жестов;
- совпадение вербальных и невербальных сигналов;
- конкретную ситуацию, в которой проявляются жесты;
- возраст (дети более откровенны в выражении жестов, взрослые их маскируют);
- социальный статус, словарный запас (чем выше, тем беднее жесты);
- профессия (адвокаты, политики, актеры владеют жестами).
2. Избегайте использовать негативные жесты, чаще используйте позитивные.
3. Старайтесь при беседе с пациентом обеспечить контакт глазами, важно чтобы они находились на одном уровне. Если Вы будете смотреть на пациента сверху вниз, то у него может появиться мысль, что ему навязывают мнение (сядьте на стул, опустите на корточки, если это ребенок).
4. Общение будет эффективным, если Вы уважительно относитесь к личной, интимной, сверхинтимной зонам.
5. Для установления полного взаимопонимания с пациентом используйте прием отзеркаливания, скопируйте его позу.
6. Если пациент использует руку в качестве барьера, необходимо разрушить его (например, дайте ему в руки книгу, ручку).
Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.