Ключевые слова: орфоэпические нормы, произносительные навыки, речедвигательный аппарат, фонетические ошибки.
Процесс усвоения орфоэпических норм языка происходит в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому трудно преувеличить роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи.
В начальной школе уделяется большое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени на обучение нормам литературного произношения — орфоэпии русского языка.
В системе речевого развития учащихся важное место занимает работа над произносительной (звуковой) стороной речи. Долгое время этому направлению не уделялось должного внимания. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем сформированности произносительных навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако исследование произносительных навыков речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения этой стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, учащиеся не умеют правильно пользоваться дыханием и голосом, у многих наблюдаются физиологические нарушения дикции (нечеткое проговаривание отдельных звуков и звукосочетаний). Все это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика.
Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи.
Закрепление звуков, выработка четкой дикции осуществляются и в процессе описания иллюстраций. При назывании ребенком предметов, игрушек, изображенных на рисунках, учитель следит за тем, чтобы ученик отчетливо произносил отрабатываемые звуки. Работа по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия ведется параллельно. Иллюстрации, речевой материал подобраны так, чтобы одновременно с совершенствованием произносительной стороны речи упражнять ребенка и в различении определенных пар звуков на слух (свистящих и шипящих, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, звуков л и р). При рассматривании иллюстрации ребенку предлагают среди разных предметов, игрушек найти и перечислить те, в названии которых есть определенные звуки (например, найти и перечислить сначала предметы — в названии которых есть звук с, потом те из них, в названии которых есть звук ш) [1, с.6].
После отгадывания загадок, заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определенные пары звуков, ученику предлагают назвать слова, в которых есть дифференцируемые звуки.
В процессе заучивания стихотворений, загадок, пословиц, а также при повторении отдельных слов следует обращать внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения.
Поэтому вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка. У ребёнка-дошкольника, который слышит и воспринимает лишь устную форму речи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. Младшие школьники, соблюдая объективные для всех говорящих по-русски законы произношения в обычной устной речи, нарушают их в процессе чтения, когда буквенный облик слова оказывает прямое воздействие на произношение. Для чтения учащихся начальных классов характерны следующие фонетические ошибки:– нередуцированное произношение безударных гласных — [м’а]чи вместо [м’иэ]чи, [в’эс’э]лятся вместо [в’ис’иэ]лятся; — произношение парных звонких согласных на конце слова и перед шумными глухими вместо глухих –эта [ж] вместо эта [ш], ска [з]ка вместо ска [с]ка; — чтение сочетаний стн, здн со средним согласным звуком — сви [стн]ули вместо сви [сн]улии др.
Фонетические ошибки находятся в прямой зависимости от темпа чтения школьника: чем он ниже, тем последовательнее проявляются отклонения от фонетического произношения. Ученикам, овладевшим навыком беглого чтения целыми словами, фонетические ошибки не свойственны. Присущее чтению «орфографическое» произношение не переносится на процесс говорения: в обычной устной речи младших школьников фонетические ошибки не встречаются (исключение составляют дети, выросшие в диалектном окружении). Главной особенностью орфоэпических ошибок, вызванных несоответствием звукового и буквенного состава слова, является их широкое распространение не только в озвученной письменной, но и в естественной разговорной речи детей, не связанной с книжным текстом (рассказ, беседа). С приходом ребёнка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Поэтому учитель должен говорить, соблюдая все правила русской орфоэпии.
Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием работы над правильным произношением в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками.
Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения сочетания «чт» в местоимении что и его производных: сочетания чн в отдельных словах (конечно, нарочно и т. д.); сочетания щн в существительном помощник, окончания -ого, -его (зимнего) и слова сегодня; слов иноязычного происхождения типа почтальон, район; сочетаний гк, гч в словах лёгкий, мягкий; твёрдых и мягких согласных перед е в заимствованных словах.
Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка:
1. Слова с трудным ударением: алфавит, библиотека, водопровод, гусеница и т. д.
2. Заимствованные слова: (произносится твёрдо) антенна, бутерброд, компьютер, свитер, тире, термос, шоссе; (произносится мягко) музей, паштет, рельс, фанера,. шинель.
3. Слова с трудным звукосочетанием: асфальт, балерина, бульон, велосипед и т. д.
Необходимо научить детей правильно ставить ударение, ведь правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.
Довольно часто, под влиянием окружающей речевой среды (в основном речи родителей), ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. Так, в нашей местности в речи детей наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения: в существительных в именительном падеже (гусеница, крапива, щавель, творог и др.), в существительных в родительном падеже (волка, гуся, торта и т. д.), в глаголах прошедшего времени (взяла, дала, отняла, поняла), в правильном употреблении предлогов (до бабушки, со школы и т. п.). Часто встречается неправильная постановка ударения в сравнительном прилагательном красивее[4, с.9].
К сожалению, рассмотренные орфоэпические ошибки не всегда оцениваются учителями начальных классов как серьезные нарушения произносительных норм русского литературного языка.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к слову, предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
Упражнения выполняются параллельно с работой над текстом до чтения, после чтения. Это способствует регулированию силы голоса, темпа чтения, тона, в зависимости от изображенных картин, расположения духа, жанровых особенностей произведения; выбирать интонацию и пантомимические средства выразительности во время произнесения слов и реплик персонажей.
Учитель должен знать о различных концепциях, понимать сущность, достоинства и недостатки тех, на которые опирается школьный курс русского языка.
В связи с вышеизложенным мы рекомендуем с первых дней обучения ребенка в школе следить за правильной постановкой ударения в словах, неправильно произносимых не только детьми, но и их родителями, проводить разъяснительную работу на родительских собраниях. Необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе уделять внимание работе с артикуляционным аппаратом, используя для этого логопедический материал. Нельзя забывать о примере живой речи. И, конечно же, учитель должен владеть инновационными методами и видеть перспективы развития школьного обучения русскому языку.
Литература:
1. Блягоз З. У.Жемчужины народной мудрости. Майкоп, Адыгейское книжное издательство, 1992 г.
2. Бондаренко А. А.,. Калинчук М. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников.- М., Просвещение, 1990 г.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 2001 г.
4. Борунова, С.Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударения, грамматические формы/ Под. ред. Р. И. Аванесова. М., 2003
5. Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Пеленг, 1992 г.
6. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997 г.