Нефтеперерабатывающая промышленность России обладает огромным производительным потенциалом. Суммарная мощность заводов по переработке нефти превышает 260 млн. тонн.
Рассмотрим работу недавно начавшего свое функционирование завода по переработке нефти ЗАО «НефтеХимСервис», примыкающего к железнодорожной станции Судженка. В настоящее время мощность завода составляет 3 млн. тонн нефти в год, на официальном сайте предприятия отмечено, что мощность в скором времени составит 6 млн. тонн нефти в год с глубиной переработки до 93 %. Это означает, что Кемеровская область сможет обеспечивать себя и другие районы топливом самого высокого мирового уровня, так как средняя глубина переработки нефти на российских заводах составляет 70 %.
Рассмотрим детально существующую технологию работы пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис». Технологический график обработки состава представлен на рисунке 1. Из общего технологического времени значительная часть приходится на технический, коммерческий осмотры, погрузочные работы и опробование тормозов.
Согласно существующей технологии работы ЗАО «НефтеХимСервис» построены суточные планы-графики обработки двух и трех составов в сутки, которые приведены на рисунках 2 и 3 соответственно.
Определим резервы парков по путям.
Рассчитаем пропускную способность парков по путевому развитию по формуле:
, (1)
где — число путей в парке, без ходового, без перспективных, путь;
— простой в парке, мин.
Для пути приема:
поездов в сутки.
Для путей отправления:
поездов в сутки.
Рис. 1. Технологический график обработки состава на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис»
Рис. 2. Суточный план-график обработки двух составов на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис» при существующей технологии: ПОП — приемо-отправочные пути; СП — сортировочные пути
Рис. 3. Суточный план-график обработки трех составов на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис» при существующей технологии
Перерабатывающая способность эстакад:
группы вагонов в сутки.
Для оценки пропускной и перерабатывающей способностей каждого элемента, определяется величина её резерва Р (%) по формуле:
, (2)
где — пропускная (перерабатывающая) способность данного элемента в поездах (составах, локомотивах);
— фактическое число обслуживаемых на данном элементе составов.
Резерв парков по путям при обработке двух составов в сутки:
Путь приема: %, резерв достаточен.
Пути отправления: %, резерв достаточен.
Эстакады: , резерв достаточен.
Резерв парков по путям при обработке трех составов в сутки:
Путь приема: %, резерв достаточен.
Пути отправления: %, резерв достаточен.
Эстакады: , резерв достаточен.
Из вышеприведенного расчета видно, что путевое развитие позволяет увеличивать объемы переработки на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис». По существующей технологии обработку состава в техническом отношении производят два осмотрщика-ремонтника вагонов (ОРВ), в коммерческом отношении — один приемосдатчик. На рисунке 4 приведен суточный план график обработки четырех составов в сутки при существующей технологии. В таком случае резерв парков по путям при обработке четырех составов в сутки будет равен:
Путь приема: %, резерв достаточен.
Пути отправления: %, резерв достаточен.
Эстакады: , резерв достаточен.
При увеличении объема переработки до пяти составов в сутки наблюдаются следующие значения резерва парков по путям:
Путь приема: %, резерв достаточен.
Пути отправления: %, резерв достаточен.
Рис. 4. Суточный план-график обработки четырех составов на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис» при существующей технологии
Эстакады: , резерв не достаточен.
Анализируя вышеприведенный расчет, можно сделать вывод, что для увеличения объемов переработки на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис» необходимо увеличить перерабатывающую способность, для этого потребуется либо увеличить количество путей (что требует больших капитальных вложений), либо сократить время на операции, выполняемые на данных путях.
Проанализируем работу ЗАО «НефтеХимСервис» при предполагаемом увеличении штата работников, занятых на техническом и коммерческом осмотрах составов. При этом, согласно новой технологии, осмотр состава в техническом отношении будут производить три ОРВ, вместо двух (по старому варианту), а в коммерческом отношении — два приемосдатчика, вместо одного.
При осуществлении данных мероприятий сократится время на технический и коммерческий осмотр, которое определяется по формуле:
, (3)
где — время, необходимое для выполнения технического (коммерческого) осмотра при существующей технологии, мин;
— время, необходимое для выполнения технического (коммерческого) осмотра после проведения предложенных мероприятий, мин;
— количество человек, задействованных в обработке состава при существующей технологии, чел;
— количество человек, задействованных в обработке состава после проведения предложенных мероприятий, чел.
Технический осмотр на пути приема:
мин.
Технический осмотр на путях отправления:
мин.
Коммерческий осмотр на пути приема:
мин.
Коммерческий осмотр на эстакадах:
мин.
Технологический график обработки поезда на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис» представлен на рисунке 5.
Рис. 5. Технологический график обработки состава на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимсервис» (новый вариант)
Рис. 6. Суточный план-график обработки четырех составов на пути необщего пользования ЗАО «НЕфтеХимСервис» после проведения мероприятий
Рис. 7. Суточный план-график обработки пяти составов на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимСервис» после проведения мероприятий
Как видно из технологических графиков обработки состава на пути необщего пользования ЗАО «НефтеХимсервис» (рисунки 1 и 5), время на обработку составов при увеличении количества работников можно сократить с 580 мин до 523 мин, т. е. на 57 мин.
Суточные планы-графики обработки четырех и пяти составов в сутки с учетом предлагаемых мероприятий по увеличению штата работников представлены на рисунках 6 и 7 соответственно.
Рассчитаем пропускную способность парков по путевому развитию после проведения мероприятий по увеличению штата:
Для пути приема:
поездов в сутки.
Для путей отправления:
поездов в сутки.
Перерабатывающая способность эстакад:
группы вагонов в сутки.
Резерв парков по путям при обработке четырех составов в сутки после проведения мероприятий:
Путь приема: %, резерв достаточен.
Пути отправления: %, резерв достаточен.
Эстакады: , резерв достаточен.
Резерв парков по путям при обработке пяти составов в сутки после проведения мероприятий:
Путь приема: %, резерв достаточен.
Пути отправления: %, резерв достаточен.
Эстакады: , резерв исчерпан.
Анализируя предложенные мероприятия и вышеприведенные расчеты, определяется максимальный годовой объем погрузки ЗАО «НефтехимСервис» по формуле:
Qгод = Nсут∙m∙qст∙kмес, (4)
где Nсут — суточный объем переработки на ЗАО «НефтеХимСервис», сост;
m — количество вагонов в составе, 71 ваг/сост;
qст — статическая нагрузка цистерны, т/ваг;
kдн — количество дней в году.
Qгод = 5∙71∙50∙365 = 6478750 т/год.
Исходя из выполненных расчетов, можно сделать вывод, что планируемая погрузка вполне может быть обеспечена при реализации предложенных мероприятий при увеличении количества принимаемых составов до четырех.
Однако, как видно из расчетов резервов путей приема и отправления для обработки пяти составов в сутки достаточно, но начинают лимитировать погрузочные эстакады.
Следовательно, при увеличении объемов работы ЗАО «НефтеХимСервис» до пяти составов в сутки, необходимо также разработать дополнительные меры по увеличению перерабатывающей способности погрузочных эстакад.
Литература:
1. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. М., 1997.
2. Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Эстонской Республики., М., 2001.
3. Система транспортной классификации и маркировки опасных грузов. / В. В. Наперов, И. О. Тесленко — Новосибирск, 2010.
4. Исследование и разработка мероприятий по повышению безопасности перевозок наливных грузов: дис.канд.техн.наук/ С. В. Черняков. — Новосибирск: СГУПС, 1999. — 200 с.
5. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. — М., 2003. Ч.1.
6. Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы. — М., 2000. — 151 с.
7. Семенов В. М. Организация перевозок грузов: учебник. / В. М. Семенов, В. А. Болотин, В. Н. Кустов и др. — М.: Академия, 2008. — 304 с.
8. Троицкая Н. А. Транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов: учеб. пособие для вузов по спец. “Организация перевозок и управление на транспорте” / Н. А. Троицкая, М. В. Шилимов. — М., 2010. — 231 с.