Что такое память? Зачем она необходима человеку и обществу? Как она формирует личность и культуру? Что произойдет с человеком, если он потеряет память? В чем состоит ее важность? Почему память необходимо сохранять и передавать следующим поколениям? Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной статье.
В толковом словаре Даля мы видим, что память — это способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего [1, с. 10]. Здесь важны такие слова, как «свойство души», душа — это бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом [2, с. 519]. То есть память это свойство человека, а значит без памяти нет и человека. Память это важная составляющая каждого из нас. Наш психологический мир широк и разнообразен. Благодаря развитию психики мы многое умеем и знаем. В свою очередь это основывается на накопленном опыте и воспоминаниях. Память носит индивидуальный опыт человека. Без памяти человек перестает быть личностью. Она является самой долговечной способностью. В старости мы можем помнить события давно ушедшего детства, школьных лет и т. п. В своих рассуждениях Лихачев говорит нам о том, что: «память — это, прежде всего, творческий процесс, а не механический» [3, с. 50]. Ею обладает все вокруг: птицы, рыбы, животные, бумага, если ее сжать, и вода. Да, та самая вода, которую мы пьем. «Но как?» — спросите вы. Ведь в отличие от бумаги, ее нельзя сжать. Ученые давно доказали это. Известен один случай, когда при обсуждении ядерного оружия отравились люди. На столе была только вода. Негативные мысли сделали ее ядом. И так, мы с вами видим, что все вокруг нас обладает памятью.
Изучение такого феномена как память началось очень давно. Первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся приблизительно к VI веку до нашей эры. Так Парменид считал память смесью света и темноты или тепла и холода. Если смеси взболтать, то это приведет к забвению. И наоборот, оставляя их в покое, память будет оставаться превосходной. В пятом веке до нашей эры Диоген предположил, что память — это процесс, состоящий из событий, которые являются причиной равномерного распространения воздуха в организме. Он также полагал, что если нарушить равновесие, то наступит дремота. Следующим был Платон. В его теории воск символизирует память, которая оставляет на нем свои следы, т. е. воспоминания. Эти следы остаются некоторое время, а потом стираются. Первым, кто научно охарактеризовал память, был Аристотель. Он связывал ее с циркуляцией крови в организме. Забвение, по его мнению, является следствием замедления циркуляции крови. После Аристотеля были и другие философы, которые также изучали память, но следующим, кто внес большой вклад в развитие учений о памяти, был врач Галлен, живший во втором веке до нашей эры. Он связывал память с вырабатывающимися жидкостями в мозгу. Эта жидкость растекалась по всему телу и наполняла чувствами. Позднее эту идею поддержала церковь, поэтому данная мысль оставалась актуальной в течение 1500 лет. Даже такие мыслители как Декарт и Гоббс разделяли эту теорию. В девятнадцатом веке произошло переосмысление этой идеи. Первая научная теория о памяти появилась в 1885 году. Немецкий психолог Эббингауз установил, что память состоит из нескольких уровней и определил для них объем информации [4, с. 6–11]. В двадцатом веке многие ученые активно занимались изучением памяти. Все они пришли к выводу о том, что она локализуется в определенном участке мозга. И так мы с вами видим, что проблема памяти была и остается актуальной во все времена.
Память, несомненно, важна для человека. Она формирует его личность. Этот процесс длится на протяжении всей жизни. Самыми главными формирователями личности являются родители. Они передают мудрость, накопленную веками. Они рассказывают, что делать можно, а что нельзя, делятся традициями и обычаями. А главной целью традиций является сохранение памяти. Если бы память не передавалась из поколения в поколение, человек так и оставался бы первобытным дикарем. Память формирует моральный облик. Так, например, память о детстве многих русских правителей оказала непосредственное влияние на их дальнейшую политику. Иван Грозный, русский царь, рано лишился родителей и воспитывался в кругу чужих людей. Как писал великий русский историк В. О. Ключевский: «В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чём он твердил при всяком случае; «родственники мои не заботились обо мне» [5, с. 95–98]. Иван с братом рос в кругу жестоких бояр, которые вели свою игру за влияние на царя. Они возносили его как правителя, но унижали как ребенка. Иван Грозный вырос подозрительным, тревожным и нравственно неустойчивым человеком. Следствием этого являются многие казни в Московском государстве и введение опричнины. Известен также случай, когда в 1570 году по приказу царя опричное войско убило около 10–15 тысяч неповинных людей, тогда как население всего города не превышало 30 тысяч. В 1581 году, Иван в припадке гнева убил своего наследника, тем самым обрек свой род на вымирание. Другим примером влияния памяти на формирование личности может служить первый русский император Петр I. Его память о детстве стала причиной всех дельнейших преобразований. В то время произошло столкновение между боярами рода Нарышкиных и Милославских. Петр видел казни близких людей, его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти. Чувство неприязни к Милославским перешло в ненависть, когда Петр узнал, насколько они виноваты в стрелецких движениях. С ненавистью относился он и к стрельцам, называя их «семенем Ивана Михайловича» (т. е. Милославского), потому что с представлением о стрельцах у него соединялось воспоминание об их бунтах 1682 года. Как известно позже, Петр упразднил стрелецкое войско и ввел полки нового строя. Все его детство прошло в окружении иностранцев из немецкой слободы. Там же он познакомился с Лефортом, который доказывал Петру превосходство Западной культуры. Память о детских годах привела к тому, что Петр I искоренил старые традиции и ввел новые, тем самым «прорубив окно в Европу». Память о детстве другого русского императора Александра I привела к либеральным реформам, а впоследствии к их отмене. Воспитываясь своей бабушкой Екатериной, Александр вбирал в себя идеи просвещенного абсолютизма, а присутствие рядом швейцарца Лагарпа только усиливало его либеральное начало. Однако, как мы знаем, заговор против его отца Павла оказал огромное влияние на императора, когда он в страхе перед дворянством свернул проекты о даровании свободы крестьянам. Память о детстве сформировала личность Николая Иртеньева в повести Толстого «Детство». «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» — вспоминает взрослый Николай [6, с 25]. Маленький Николенька стремился к добру, любви и красоте. Воплощением всего самого прекрасного для него была мама. Она привила ему любовь к Богу. Позднее его любовь к матери и к Богу «как-то странно сливались в одно чувство». Становление характера Николеньки происходило среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Память о детстве сделала Николая добрым, наблюдательным, честным и отзывчивым человеком в будущем. А вот для другого героя память о детстве сформировала безвольного, нецелеустремленного и ленивого человека. Я говорю сейчас о главном герое романа И. А. Гончарова «Обломов». В детстве маленького Ильюшу все ласкали и баловали. Его постоянно оберегали от различных опасностей. Такая опека сделала Обломова беззаботным и беспечным в будущем. Она отбила у него всякое желание, что-либо делать самостоятельно.
А что станет с личностью человека, если он потеряет память или наоборот все будет помнить? Мне бы хотелось ответить на этот вопрос, используя рассказы О. Сакса «Заблудившийся мореход» и «Фунес» Х. Л. Борхеса. Героем рассказа Борхеса является человек, который в результате несчастного случая начал запоминать все вокруг себя. Ему открылся новый мир, который не могут увидеть люди с обычной памятью. Фунес запоминает буквально всё. Он помнил «формы южных облаков на рассвете тридцатого апреля тысяча восемьсот восемьдесят второго года и мог мысленно сравнить их с прожилками на книжных листах из испанской бумажной массы, на которые взглянул один раз» [7]. Однако, главный герой не может понять суть предмета, он разучился мыслить. Запоминая все, Фунес не может абстрагироваться от внешнего мира и наполнить смыслом его воспоминания. Другой герой Джимми из рассказа О. Сакса «Заблудший мореход» потерял память и находится в одном временном отрывке. Он не может запомнить даже то, что происходит с ним в настоящее время. Джимми потерял часть себя как личность. Существует лишь та, которая была тридцать лет назад. Джимми не существует в новом времени. На вопрос доктора он отвечает, что не живет. Из вышесказанных примеров мы видим, зачем нужна память человеку. Она необходима нам чтобы жить и быть личностью. Благодаря совершенствованию памяти человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества немыслим без постоянного улучшения этой функции.
Память формирует не только личность, но и культуру. Что же такое культура? По мнению Лихачева: «Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность» [8, с. 51]. Ю. М. Лотман также отмечал, что «с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [9, с. 200]. Из этого можно сделать вывод, что культура основывается на памяти, накопленной человечеством за все времена. Память культуры тесно переплетается с памятью личности. В приведенных выше примерах можно увидеть, как память одной личности повлияла на развитие целого государства. Люди, создающие культуру русского народа, в разные времена обращались к памяти. Например, произведение «Слово о полку Игореве» неизвестного автора является шедевром древнерусской литературы. Оно основывается на памяти о таком историческом событии, как поход 1185 года князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. Основная идея «Слова» – это страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции. Вот как оценивает значимость этого произведения Д. С. Лихачев: «Оно породило огромную исследовательскую литературу, вошло в русскую поэзию, в русскую художественную литературу, в русскую музыку, отразилось в живописи, во всех исследованиях древней русской культуры. Оно само стало явлением культуры не только древней, но и новой» [10, с. 5]. Картины великого русского художника В. И. Сурикова оставили заметный след в русской культуре девятнадцатого века. Он являлся мастером исторического жанра. Создавая картины, художник основывался на исторической памяти предков. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и «Покорение Сибири Ермаком». Последнюю картину из этого списка художник нарисовал не случайно. Красноярец Суриков был особенно страстным патриотом родного края и всегда проявлял горячий интерес к прошлому Сибири. А образ Ермака жил в семейных преданиях рода Суриковых: считалось, что далекие предки художник — донские казаки — пришли сюда вместе с отрядом отважного покорителя сибирской земли. Память являлась основополагающим моментом для творчества композиторов «Могучей кучки». Главными принципами их произведений были народность и национальность. Тематика творчества «кучкистов» связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Историю России в своих картинах также изображали «передвижники». Они воспевали красоту и мудрость народа, его величие и силу. Как мы с вами видим, память формирует нравственный климат народа. Преодолевая время, она является основой культуры.
Память несоизмеримо важна в нашей жизни. Она формирует не только личность, но и всю культуру человечества. Нашей великой задачей является сохранение и передача мудрости следующим поколениям, ведь память-это фундамент личности и общества.
Литература:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т. — СПб.-М.: Тип. М. О. Вольфа., 1880–1882. — т.3. с.10
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т. — СПб.-М.: Тип. М. О. Вольфа., 1880–1882. — т.1. с. 519
3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. — М.: Дет. лит., 1985. с. 50
4. Скоростная память: [Пер. с англ.] / Т. Бузан. — Москва: Эйдос, 1995. — с. 6–11
5. Ключевский В. О., Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., «Правда», 1990 г., с. 95–98
6. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах. М., Художественная литература., 1978–1985. — т.1. с.25
7. Борхес Х. Л. Фунес, чудо памяти. [Электронный вариант].URL: http://royallib.com/read/borhes_horhe/funes_chudo_pamyati.html#0 Дата проверки: 22.02.2015.
8. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. — М.: Дет. лит., 1985. с. 51
9. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн. 1992. с. 200
10. Лихачев Д. С. Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос о его подлинности // Слово о полку Игореве — памятник XII века / Отв. ред. Д. С. Лихачев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — с. 5