В данной статье анализируется категория «социальное становление», основные подходы к характеристике данного явления, обосновывается модель исследуемого феномена в образовательных учреждениях ФСИН России.
Ключевые слова:социальное становление, модель социального становления, педагогическое обеспечение, педагогические условия.
Происходящее реформирование всех сфер деятельности России сопровождается кардинальными переменами, пронизывающими весь социум. В программных документах Правительства РФ констатируется возникновение новой культурно-исторической ситуации, характеризующей переход от отраслевого общественного и промышленного производства к интегративному и нелинейному, к новым требованиям качества специалистов. В комплексе мер, направленных на предотвращение глубинных проблем, магистральными выступают: повышение качества жизненного уровня, построение гражданского общества, формирование нового типа личности в современных реалиях в соответствии с потребностями общества и государства.
На наш взгляд, важнейшим механизмом социальной зрелости личности является деятельность государства, выполняющего функцию ключевого заказчика на образовательные услуги, сочетающей в себе способность к сознательному, мотивированному ответственному поведению, усвоению и адекватному восприятию моральны и правовых норм, отраженных в палитре понятийно-категориального аппарата, принципов, законов, формирования потребности в гражданских ценностях, правосознании, патриотизме. Все это определяет новый социально-педагогический портрет выпускников образовательных учреждений, инициирует переосмысление понимания содержания социального становления молодежи.
Модернизация отечественного образования затрагивает им образовательные учреждения Федеральной Службы исполнения наказаний, от которых требуется определение технологических приоритетов в подготовке будущих офицеров, ориентированных не только на качественное выполнение своих прямых функций, но и готовых выстраивать толерантные отношения с различными социальными и этническими стратами, обладающими гибкостью и мобильностью в аналитико-синтетической деятельности, вариабельностью суждений, социальной грамотностью, способностью адекватно реагировать на модификации, релаксировать и самоорганизовываться. Это возможно в том случае, если в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях ФСИН России достойное место занимает социальное становление, социальное взросление курсантов.
Категория «социальное становление» изучается представителями гуманитарных наук и исследуется на междисциплинарном уровне.
Философия трактует «становление» как переход от одной определенности бытия к другой, как постоянную эволюцию, выступающую в качестве связующего звена между прошлым, настоящим и будущим, как совокупность социокультурных динамических циклов.
Социология рассматривает «становление» как процесс и результат социализации, протекающей под влиянием внешних и внутренних факторов.
В педагогике «становление» личности трактуется в трех ипостасях: как синоним категории «развитие», как выражение процесса создания предпосылок, структурирование предмета, возникающего на их основе, как характеристика инициального этапа уже возникшего предмета при переходе от старого к новому, упрочение нового, превращение в целостно развитую систему.
Социальное становление многие ученые (Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон, М. Р. Мирошкина, Л. Ф. Яруллина и др.) [1], [2], [5] рассматривают и как процесс, и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, самовоспитания и образования. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости индивида на определенном отрезке витального пути, свидетельствующем о его способности осознавать себя в социуме, понимать занимаемый в нем статус, автономно определять для себя цели, выстраивать стратегии для их достижения, а так же комплекс социально-значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремление к максимально возможной самоактуализации.
А. В. Мудрик, М. И. Рожков [3], [4] раскрывают сущность социального становления человека через призму социализации. С этой точки зрения, социальное становление выступает как качественный критерий развития личности в обществе, результат очередного этапа онтогенеза, основа для последующих просоциальных модификаций благодаря которым углубляется, усложняется индивидуальный социальный опыт каждого индивида.
Мы разделяем точку зрения А. В. Мудрика, подчеркивающего социальное становление индивида на каждом этапе онтогенеза обеспечивается решением определенного круга естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач. Социальное становление касается всех сущностных сфер личности — когнитивной, морально-правовой, личностно-деятельностной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, характеризуется обретением индивидом свойств самодостаточности, самоопределением, способностью принимать ответственные решения и реализовывать их на практике.
Результатом социального становления курсантов образовательных учреждений ФСИН России является социально-зрелая личность выпускника, способного осознавать себя в обществе, самостоятельно ставить для себя цели, достигать их, быть витально и профессионально компетентным.
На наш взгляд, социальное становление — это вариативный целенаправленный поэтапный процесс освоения личностью опыта общественных отношений, духовно-правового развития в результате трансформации культурных, психологических, эвохомологических задач, способствующих ее социальной зрелости и ответственности.
Модель социального становлении курсантов образовательных учреждений ФСИН России включает целевой, мотивационный, организационный и деятельностно-рефлексивный компоненты, базирующиеся на принципах культуросообразности, экзистенциальной ориентированности, индивидуализации, диалогичности, субъектности.
Целевой компонент предлагаемой нами модели включает формирование и развитие у курсантов ФСИН России гражданских и патриотических качеств, пенитенциарного профессионализма нравственно-правовых устоев, создает условия для включенности обучающихся в различные виды просоциальной деятельности с целью проявления своей индивидуальности, приобретение опыта преодоления проблем, развития творчества и самоидентификации.
Для реализации этой цели необходимо решить комплекс задач, связанных с формированием у курсантов ценностного отношения к человеческой жизни, Родине, государству, жизненной стратегии, предполагающей избавление от всего наносного, деструктивного, базирующееся на идентификации себя представителем профессионального консорциума через расширение и обогащение опыта совместной деятельности.
Основы мотивационного компонента составляет эмоциональная насыщенность, кейс-стади, развитие мотивации достижения как парадигмы первичных потребностей и мотивов (стремление к самоактуализации, самодетерминации), побуждающими курсантов быть инициативными, формирующих ситуации успеха. Достигается это через тренинги, информационный лабиринт, метод проектов, дискуссионный аквариум.
Организационный компонент подразумевает информирование курсантов, реализуемое как на занятиях, во время самоподготовки, так и во внеаудиторной деятельности, в ходе реализации планов воспитательной работы в образовательных учреждениях ФСИН России в целом. Включение курсантов в процесс конструирования коммуникации предусматривает непосредственное участие в составлении планов воспитательной работы, в разработке сценариев повседневной жизни.
Деятельностно-рефлексивный компонент предусматривает, с одной стороны, конструирование системы дел, способствующих приобретению курсантами опыта отношений и действий, создание условий для их качественного проведения, организацию комплекса индивидуальных и групповых консультаций. С другой стороны, логика организации деятельности предполагает сбор и оформление идеи, правил коммуникации, проектирование воспитывающей среды, обоснование методического инструментария осуществления. Примерами проектов, в рамках которых реализуется идеи этого компонента, являются: «Выбор жизненной стратегии», «Риск и безопасность», «Формула психического и физического здоровья», «Ты и ответственность».
Как сложный и противоречивый процесс, социальное становление нуждается в педагогическом обеспечении, под которым мы понимаем содействие курсантам в достижении результативности в учебной, служебной и внеаудиторной деятельности за счет рационального использования педагогических средств фасилитации и поддержки его участников, актуализации эндогенных ресурсов личности.
Литература:
1. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста //Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с. http://www.psylist.net/hrestomati/readerage051.htm (дата обращения. 20.02.2015)
2. Мирошкина, М. Р. Клубный век. История, теория и технология организации работы с молодежью по месту жительства: учебное пособие для работников подростково-молодежных клубов по месту жительства. — Краснодар, 2005. — 220 с
3. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 305 с.
4. Рожков М. И., Байбородова Л. В.. Теория и методика воспитания, 2010. — 98 с.
5. Яруллина Л. Ф. Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 1999. — 228 c.