В статье рассматриваются некоторые вопросы о коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях указанной категории.
Ключевые слова: коррупция, криминологическая характеристика, коррупционные преступления, международные правовые акты, российское законодательство, официальная статистика, анализ, подходы.
Вопросам анализа коррупции в Российской Федерации [21] (далее — РФ, России), криминологической и уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений [23] посвящено немало публикаций. В тоже время актуальность криминологических и уголовно-правовых вопросов о коррупционных преступлениях не становится меньше, а поэтому предметом данного исследования будут некоторые вопросы о коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений.
Как известно для многих стран мира коррупция в органах власти и экономической деятельности является одной из актуальных проблем. При этом влияние коррупции в этих странах настолько возросло и продолжает нарастать, что в ряде случаев оно достигает угрожающих размеров и сопоставимо со значительной частью госбюджета стран.
В свою очередь глобализация мирового сообщества привела к тому, что коррупция в одной стране может негативно сказываться на развитии других стран. Учитывая угрожающий характер коррупции и ее значение для международного сообщества со второй половины XX века коррупция стала международной проблемой. Поэтому Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее — ООН) 16.12.1996 г. утверждена «Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» [3], а 31.10.2003 г. принята Конвенция ООН против коррупции и учрежден Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря) [8]. Советом Европы также приняты международные правовые акты по борьбе с коррупцией — Конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (8.11.1990 г.) [9], Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» (27.01.1999 г.) [10] и др.
Россия по международным и отечественным экспертным оценкам относится к числу стран мира с «высоким» уровнем коррупции в государственном управлении и экономической деятельности.
На основании Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, в России не только подтверждено сотрудничество в международной борьбе против коррупции (о чем свидетельствуют Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [29] и Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» [30]), но и приняты соответствующие законы (например, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») [31], Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [32], Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [33], Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [34] и др.), Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [26], Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» [27] и др.), Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» [18] и др.) и иные нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции.
В юридической литературе достаточно дискуссионными являются вопросы в части определения преступных деяний, которые образуют коррупционные преступления, их юридической характеристики и классификации, определения понятий «коррупция», «коррупционные правонарушения» и «коррупционные преступления», а также анализа отдельных элементов криминологической характеристики коррупционной преступности.
Прежде чем перейдем к анализу криминологической характеристики коррупционных преступлений, целесообразно определиться в значении используемого термина «коррупция».
Термин «коррупция» происходит от латинского термина «corruptio», который переводится как подкуп, порча, упадок [20]. В научной литературе используется также английский термин «corruption», который переводится в нескольких значениях: 1) коррупция; 2) развращение; 3) искажение; 4) разложение; 5) порча; 6) испорченность; 7) продажность; 8) извращение; 9) гниение [1]. В юридическом словаре коррупция определяется как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц [35].
В действующем российском законодательстве используются термины «коррупция» и «коррупционные правонарушения». В Федеральном законе «О противодействии коррупции» [31] (далее — ФЗ «О противодействии коррупции») определяются основные понятия, правовые основы, принципы, дается характеристика деятельности по противодействию коррупции и ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Так, в подпункте «а» п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» дается понятие коррупции — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [31]. В тоже время используемый в данном законе термин «коррупционные правонарушения» соответствующим понятием не определяется.
Одним из дискуссионных вопросов, имеющим законодательное значение и характеризующим коррупционные преступления является определение правового (нормативного) понятия этих преступлений. В ФЗ «О противодействии коррупции» и в Уголовном кодексе РФ [25] (далее — УК) не дается определение понятия «коррупционные преступления». Между тем определение коррупционных преступлений значимо не только для достижения задач уголовного законодательства, но и в не меньшей степени для правоприменительной практики.
В УК также нет состава преступления, называемого коррупционным (коррупцией). При этом к антикоррупционным нормам УК относятся предусмотренные в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» должностные и связанные с ними иные преступления — злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1–285.2 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК), служебный подлог (ст. 292 УК); в главе 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» — злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), коммерческий подкуп (ст. 204 УК) и т. д. Антикоррупционные нормы имеются и в других глава УК.
Таким образом, к коррупционным преступлениям следует относить достаточно широкий круг общественно опасных деяний, квалифицируемых по различным статьям Особенной части УК. При этом уголовно-правовой анализ коррупционных преступлений требует самостоятельного исследования.
В отечественной криминологической науке термины «коррупция», «коррупционные преступления» и «коррупционная преступность» используются достаточно давно [16, с. 404], в том числе исследуются особенности и латентность коррупционной преступности [16, с. 409–410]. При этом в криминологической литературе определение понятий «коррупция», «коррупционные преступления» и «коррупционная преступность» имеет дискуссионный характер.
Автор разделяет научный подход Н. В. Бугаевской [2] и других ученых, которые считают, что термин и понятие «коррупционные преступления» должны иметь уголовно-правовое значение, анализ которых требует также самостоятельного исследования.
Как известно в науке криминологии, признавая структурный характер преступности, принято выделять и классифицировать преступления по различным основаниям (критериям).
Н. Ф. Кузнецова выделяет криминологические и уголовно-правовые основания классификации видов преступлений [13, с. 93]. На основе такого криминологического критерия, как характер мотивации преступлений [15, с. 488] выделяются преступления: корыстные, политические, коррупционные и т. д. В зависимости от сферы криминальной деятельности выделяются [17, с. 24]: насильственные преступления, общеуголовные корыстные преступления, экологические преступления, преступления коррупционного характера и др. При этом в отношении отдельных преступных деяний используется, как правило, термин «коррупционные преступления», а к массовому социально-правовому явлению — «коррупционная преступность».
В литературе дается достаточно много научных понятий коррупционных преступлений. В общем виде под коррупционными преступлениями понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния и предполагающие незаконное использование лицом своего служебного положения или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемые с прямым умыслом и целью получения выгоды для себя или других лиц. Следовательно, коррупционная преступность — это совокупность коррупционных преступлений, совершенных лицами за определенное время и на конкретной территории.
В науке криминологии изучение преступности, ее состояния, динамики и структуры, особенностей и различий отдельных видов преступлений, выявление причин и условий преступности — это первоначальные этапы криминологического исследования для последующего анализа личности преступника и организации борьбы с преступностью [6, с. 834].
В свою очередь, криминологическая характеристика отдельных видов преступности, в том числе и коррупционных преступлений, включает в себя следующие элементы: 1) состояние, динамика, удельный вес, структура, уровень латентности и т. д. рассматриваемого вида преступности и ее отдельных групп; 2) причины и условия, способствующие совершению преступлений; 3) криминологическая характеристика личности преступника; 4) меры предупреждения и профилактики преступлений. Указанные элементы криминологической характеристики коррупционных преступлений и будут предметом данного исследования.
Рассмотрим первый криминологический элемент коррупционной преступности. Согласно официальной статистике в России за 2014 год всего зарегистрировано 2190,6 тыс. преступлений, в том числе преступлений коррупционной направленности 32204 (– 24,6 %), удельный вес этих преступлений, в общем числе составил 1,5 % [24]. В тоже время за 2010 год было зарегистрировано 2628,8 тыс. преступлений, из них — 59283 преступлений коррупционной направленности, удельный вес преступлений данной категории — 2,3 % [12]. Из этих данных следует, что за 2014 год в сравнение с 2010 годом зарегистрировано на 27079 меньше коррупционных преступлений. При этом в последние годы наблюдается тенденция снижения регистрируемых преступлений, как в целом, так и коррупционных преступлений.
Криминальная обстановка в России, в том числе в виде коррупционной составляющей, свидетельствует, что в последние годы по официальным данным наблюдается тенденция к снижению регистрируемых преступлений, как в целом, так и коррупционных преступлений. Вместе с тем по экспертным оценкам в официальной статистике отражается только одна пятая (или десятая) часть совершаемых преступлений данной категории. Все это порождает недоверие граждан к деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, а также к правовому нигилизму и неполному выполнению государством в целом правоохранительных функций.
Это подтверждает и общественное мнение о масштабах коррупции в России. Более 60 % респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности РФ, а свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств [4].
Автор разделяет научный подход, что коррупция является неотъемлемой частью организованной преступности. Различные организованные преступные структуры свой криминальный бизнес во многих случаях соединяют с теневой и легальной экономикой, входят в контакт с коррумпированными должностными лицами. В свою очередь эти лица становятся «крышей» для преступных структур, предоставляют информацию и юридическую помощь, обеспечивают их безопасность, а зачастую и блокируют деятельность органов государственной власти, правоохранительных органов по противодействию организованной преступности.
Криминологическая характеристика коррупционной преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные коррупционные преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и иного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов [5, с. 388].
К причинам коррупционной преступности в России принято относить [11]: нестабильность в экономике, зависящая от политических и внешних факторов; инфляционные и кризисные процессы; проникновение организованной преступности в государственные органы и легальный бизнес; материальная необеспеченность чиновника, идущего на поборы и взятки ради удовлетворения собственных нужд и своей семьи; отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не работой, подкупом; непомерное количество чиновников, что снижает возможность их высокой оплаты; коррупция в правоохранительных органах; низкий уровень антикоррупционной культуры населения, должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, их правосознания; недостаточно эффективное взаимодействие правоохранительных органов с другими государственными органами по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений; недостаточное информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов по организации борьбы с коррупционными правонарушениями; отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с коррупцией и др.
Следующим криминологическим элементом коррупционной преступности является криминологическая характеристика личности преступника. Общепризнано, что личность преступника включает совокупность индивидуальных свойств и качеств, обуславливающих совершение преступления, в котором проявляется антиобщественная направленность его поведения [5, с. 390].
Проведенные криминологические исследования в части личности преступников-коррупционеров показывают следующую их структуру: работники министерств, ведомств и других исполнительных органов на федеральном, региональном и местном уровнях — 40 %; работники правоохранительных органов — 25 %; работники медицинских, образовательных и социальных организаций — 20 %; работники контролирующих, налоговых и таможенных служб — 12 %; депутаты различных уровней — 1 %; иные лица — 2 % [14].
В юридической литературе предлагается следующая криминологическая типология преступной коррупции [11]: коррупция в высших эшелонах власти на федеральном, региональном и местном уровнях (часто связана с организованной преступностью, крупными хищениями, отмыванием «грязных» денег и т. д.); коррупция в правоохранительных органах (одна из причин организованной преступности, крупных и особо крупных хищений и др.; высокой латентности преступности в России); коммерческий подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческий подкуп в коммерческих и иных организациях; коррупция в средних и низших структурах исполнительной и законодательной власти; коррупция в медицинских и образовательных организациях; коррупция в средствах массовой информации и т. д.
Безусловно, предложенный перечень коррупционных сфер жизни российского общества является примерный. При этом коррупция пронизывает практически все сферы общества и его уровни, а поэтому требует исследовать ее взаимосвязи с другими социальными явлениями, в том числе с коррупционными преступлениями.
Заключительным элементом криминологической характеристики коррупционной преступности является определение мер по противодействию коррупции, предупреждению коррупционных преступлений.
Как отмечалось выше, за последнее время под эгидой ООН и Совета Европы приняты многочисленные международные правовые акты (конвенции, декларации, резолюции) по борьбе с коррупцией. Советом Европы создана международная организация Группа государств по борьбе с коррупцией (далее — ГРЕКО). Россия является членом группы ГРЕКО с 2007 года. Основной целью ГРЕКО является оказание помощи странам-участницам в борьбе с коррупцией. При этом ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам [28].
Россия, осуществляя международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, проводит в соответствии с антикоррупционными стандартами, как на законодательном, так и на практическом уровне работу по противодействию коррупции.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» в этой части определяется понятие «противодействие коррупции», указываются полномочия и основные принципы противодействия коррупции, меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и сведений о расходах, обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, а также ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Во многих субъектах РФ также приняты нормативные правовые акты и программы по противодействию коррупции (например, в Республике Татарстан принят закон от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» [7] (далее — Закон РТ «О противодействии коррупции» и др.).
Автор разделяет научный подход, что проблема коррупции в России не столько криминологическая и уголовно-правовая, а больше социально-политическая. Очевидно, что стратегия противодействия коррупции должна ориентироваться на правовые, экономические, социальные, психологические, нравственные и политические меры. При этом ликвидировать коррупцию, как и любое иное социальное зло такого же уровня, имеющую прочные корни в экономических, политических, социальных, психологических основах российского общества, невозможно. В настоящее время, может идти речь о значительном сокращении масштабов коррупции в государственном управлении и экономической деятельности, «введении ее в цивилизованные рамки», защите населения от различных форм коррупции, в том числе повсеместных поборов на всех уровнях — от рядового работника конторы, полицейского и до высших эшелонов власти [19].
Поэтому, исходя из действующих и принимаемых нормативных правовых актов и программ по противодействию коррупции на федеральном, региональном и местном уровнях, определяемых ими форм и методов, объектов и субъектов, сроков и т. д., необходима последовательная и целенаправленная борьба с этим социально-правовым злом. Самое главное, необходима политическая воля руководства страны и регионов в постоянной и активной борьбе с коррупцией. Как отмечается экспертами «нет команды начать ее, а без этого соответствующая деятельность не будет реализовываться, поскольку неизбежно будут затронуты интересы богатых и влиятельных людей» [19].
В тоже время, как следует из комментариев в средствах массовой информации, а об этом свидетельствует и правоприменительная практика последних лет, в России предметом расследования становятся уголовные дела по общественно резонансным коррупционным злоупотреблениям (например, в Федеральном космическом агентстве о растрате средств на развитие системы навигации ГЛОНАС (дело Роскосмоса), в Министерстве обороны (дело Оборонсервиса), в сферах сельского хозяйства (дело Росагролизинга) и рыболовства (дело Росрыболовства), приватизации и регистрации недвижимости (дело Рсреестра), ремонта и обслуживания Саяно-Шушинской ГЭС (дело РусГидро) и др.). При этом суммы причиняемого коррупционерами ущерба исчисляются миллиардными цифрами, а коррупционные преступления не являются единичными.
Автор разделяет научный подход, что в качестве общего начала противодействия коррупции необходимо исключать использование коррупции как средства становления и развития новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать легализацию (отмывание) и приумножение криминальных капиталов [22].
При этом специальными мерами предупреждения коррупции и коррупционных преступлений называются [22]: установление высокого материального содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни; повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих, за кадровой политикой; обеспечение безопасности лиц (а также их семей), осуществляющих борьбу с коррупцией, коррупционной преступностью; введение режима служебного использования государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности; производство всех выплат из бюджетной системы РФ только на основе закона и т. д.
В свою очередь организация борьбы с коррупционной преступностью должна базировать на [22]: постоянном анализе изменений коррупции и ее причин; мониторинге коррупционных преступлений в целом и отдельных их видов; антикоррупционном воспитании, образовании и пропаганде; определении стратегии и тактики борьбы с коррупцией с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, системы правоохранительных органов; основе законодательства, а не подзаконных актов; проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; разработке комплексных целевых антикоррупционных программ в РФ и ее субъектах, контроле их исполнения; мониторинге антикоррупционных нормативных правовых актов и программ, использовании зарубежного опыта; специализированной подготовке кадров и создании в правоохранительных органах специальной службы (например, Федеральной службы по противодействию коррупции); ротации государственных служащих (перемещение их внутри структуры), которая позволяет снизить межличностные связи и разрушить групповую, профессиональную солидарность; использовании помощи различных институтов гражданского общества и населения; оказании государственной поддержки по созданию и функционированию антикоррупционных общественных объединений; опубликовании отчетов о реализации мер антикоррупционной политики и программ; систематической оценке результатов работы и корректировке мер и др.
Таким образом, на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства в области противодействия коррупции, официальной статистики и научных подходов о коррупционных преступлениях, а также авторского понимания рассмотрена криминологическая характеристика преступлений данной категории.
Литература:
1. Английский по Skype [электронный ресурс]. URL: http://dic.your-english.ru/word/corruption (дата обращения: 22.02.2015).
2. Бугаевская Н. В. Коррупционные преступления: особенности определения термина [электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2014/Pravo/5_156933.doc.htm (дата обращения: 22.02.2015).
3. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (принята резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи от 16.12.1996 г.) [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bribery.shtml (дата обращения: 22.02.2015).
4. ЕБРР: В РФ самый высокий уровень коррупции среди стран СНГ [электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/society/11/11/2004/91135.shtml (дата обращения: 22.02.2015).
5. Жадан В. Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 387–393.
6. Жадан В. Н. Некоторые подходы к анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 834–838.
7. Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ (в ред. от 12.06.2014 № 53-ЗРТ) «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=86879 (дата обращения: 22.02.2015).
8. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003 г.) [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 22.02.2015).
9. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 08.11.1990) [электронный ресурс]. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_39137.html (дата обращения: 22.02.2015).
10. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27.01.1999) [электронный ресурс]. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/173.htm (дата обращения: 22.02.2015).
11. Коррупционная преступность. Общая характеристика коррупционной преступности [электронный ресурс]. URL: http://www.razlib.ru/yurisprudencija/kriminologija_izbrannye_lekcii/p3.php (дата обращения: 22.02.2015).
12. Коррупция как разновидность противоправной деятельности. Состояние, структура, динамика и тенденции коррупционной преступности [электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/78/314/11802.php (дата обращения: 22.02.2015).
13. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. — М.: БЕК, 1998. — 566 с.
14. Криминология. Учебник [электронный ресурс]. URL: http://lawdiss.org.ua/books/a1641.doc.html (дата обращения: 22.02.2015).
15. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 912 с.
16. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. — 608 с.
17. Петров С. С. Криминология: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2009. — 88 с.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85551 (дата обращения: 22.02.2015).
19. Предупреждение коррупционной преступности. Справочник. Криминология. Преступность в России [электронный ресурс]. URL: http://criminal.peterlife.ru/criminal/184.html#.VE_ka1crpYA (дата обращения: 22.02.2015).
20. Словари и энциклопедии на Академике [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/latphil/96 (дата обращения: 22.02.2015).
21. См.: Абашидзе А. Х. Национальные и международные меры в борьбе против коррупции // Юрист-международник. — 2007. — № 2. — С. 2–10; Гуцев П. Ю. Конституционные основы противодействия коррупции в России // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 12. — С. 9–12; Давитадзе М. Д. Коррупция: вид, причины и последствия // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: сб. науч. ст. / под ред. Н. Г. Кадникова и М. М. Малыковцева. — М., 2009. — С. 47–62; Жадан В. Н. Политика государства в целях борьбы с коррупцией в сфере образования // Педагогика и современность. — 2013. — № 6. С. — 120–128 и др.
22. См.: Артемьева М. В. Коррупция и коррупционные преступления [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-i-korruptsionnye-prestupleniya (дата обращения: 22.02.2015); Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности [электронный ресурс]. URL: http://www.elective.ru/arts/uri01-k0464-p20769.phtml (дата обращения: 22.02.2015).
23. См.: Волков К. А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. — 2011. — № 15. — С. 5–9; Воронин Ю. А., Семенов И. А., Сычева С. И., Семенов, Я. И. Борьба с коррупционной преступностью в системе государственной и муниципальной службы. — Екатеринбург: УрАГС, 2006. — 192 с.; Коломийченко Е. В., Зеленцов А. А. Общая характеристика преступлений коррупционной направленности в России [электронный ресурс]. URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id (дата обращения: 22.02.2015) и др.
24. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2014 года [электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 22.02.2015).
25. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 03.02.2015 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
26. Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 (в ред. от 14.02.2014) «О мерах по противодействию коррупции» [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159027 (дата обращения: 22.02.2015).
27. Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161699/ (дата обращения: 22.02.2015).
28. Что такое ГРЕКО и ее рекомендации [электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/59915 (дата обращения: 22.02.2015).
29. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=59047 (дата обращения: 22.02.2015).
30. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61753/ (дата обращения: 22.02.2015).
31. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156929 (дата обращения: 22.02.2015).
32. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. от 21.10.2013 № 279-ФЗ) [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153487 (дата обращения: 22.02.2015).
33. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=138550&req=doc (дата обращения: 22.02.2015).
34. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения: 22.02.2015).
35. Юридический словарь. Словари и энциклопедии на Академике [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15689 (дата обращения: 22.02.2015).