За сознательность в обучении орфографии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Миналиева, М. А. За сознательность в обучении орфографии / М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева, Н. В. Кошенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15916/ (дата обращения: 18.12.2024).

Данная статья посвящена проблеме различения ни и не в отрицательных местоимениях. В большинстве методических пособий о значении местоимений с ни и местоимений с не тоже нет ни слова. Учителя на практике, естественно, не выходят за пределы программы, опасаясь трудностей, связанных с указанным способом. Описаны методы обучения детей различать эти местоимения и правильно их использовать.

Ключевые слова: местоимения, ударение, способ.

 

Вопрос о различении ни и не в отрицательных местоимениях — один из труднейших в программе. Даже у передовых учителей изучение этого раздела не всегда дает желательные результаты, поскольку правило основывается на ударении, которое представляет для многих учащихся очень большие трудности. Учитывая эти трудности некоторые преподаватели дополняют традиционный способ различения не и ни в местоимениях,- основанный на нахождении ударения, указанием на смысловые оттенки, вносимые: частицами не и ни (частица ни — усилительная, она усиливает отрицание. Частица не — сама по себе отрицательная).

Этот способ позволяет различать рассматриваемые орфограммы в подавляющем большинстве случаев. Случаи, когда местоимение с ни употребляется при отсутствии отрицания (Кто был ничем, тот станет всем) или при подразумеваемом отрицании (ничего — подразумевается «не добился»), единичны, и о них можно не говорить в школе.

Однако о таком различении не, ни в местоимениях не говорится в школьных учебниках, нет в них и соответствующих упражнений. Все строится на определении места ударения. В большинстве методических пособий о значении местоимений с ни и местоимений с не тоже нет ни слова. Учителя на практике, естественно, не выходят за пределы программы, опасаясь трудностей, связанных с указанным способом. Между тем рекомендуемый способ разграничения не и ни в отрицательных местоимениях имеет ряд преимуществ. Он заставляет учащихся глубже вдумываться в значение, больше активизирует их мыслительную деятельность и этим облегчает усвоение орфографии.

Опора на значение при изучении отрицательных местоимений подготавливает к изучению отрицательных и усилительных частиц в шестом классе. Познакомившись с не и ни в местоимениях, учащиеся узнают в частицах не и ни своих старых знакомых. Опора на значение избавляет, наконец, от необходимости (или, по крайней мере, ослабляет эту необходимость) давать специальное правило для разграничения не и ни в оборотах не кто иной — никто иной, поскольку это разграничение тоже зависит от смысла и от наличия другого отрицания, усиливаемого частицей ни.

На первый взгляд может показаться, что правило, основанное на значении, формулируется сложнее, чем правило, опирающееся на ударение. Однако можно и это правило дать в очень краткой форме: для усиления отрицания пиши в местоимениях ни, для отрицания пиши не.

Описываемый способ имеет большую ценность для развития связной речи, так как значение местоимений с ни я местоимений с не, в отличие от ударения, раскрывается только в контексте..

Указанный путь изучения открывает более широкие возможности для разнообразных упражнений, связанных с развитием речи. Однако указанный способ в некоторых отношениях сложнее традиционного способа, основанного на нахождении ударения. Помимо понимания смысловых оттенков, отличающих ни от не, он предполагает осознание синтаксических связей между словами, умение быстро найти в предложении отрицательное слово не, которое может стоять и до, и после местоимения.

Несколько труднее уяснить роль не и ни в местоимениях никакой, ничей, играющих роль определения в. отрицательных предложениях (ни с чьей стороны не было возражений, никакая работа не страшна и т. п.). Но здесь поможет сопоставление предложений с не и ни, выбрасывание отрицательного местоимения.

Изучение не и ни в местоимениях с ориентацией на значение требует несколько иных упражнений. Осознанию этого значения прямо послужит замена отрицательными местоимениями с ни противоположных по значению местоимений весь, всякий, каждый, например:

Заменить определительное местоимение противоположным по смыслу отрицательным местоимением.

Образец: У всех оказались нужные инструменты.– Ни у кого не оказалось нужных инструментов.

У всех было желание поехать за город. Все беспокоило больного. Докладчик со всем согласился. Все знали о том, что занятие кружка отложили. Наш гость обо всем расспрашивал, всем интересовался.

Учащимся можно предложить составить описания на такие, например, темы, как «Сбор грибов и ягод» (или лучше «Неудачный сбор грибов и ягод»), «Прогулка по реке» и т. д., употребив при этом несколько местоимений с не или ни (полезно записать на доске ряд местоимений: ни у кого, ни в чьей, нечего, никаких и т. д.).

Известные в методической литературе упражнения на вставку или добавление отрицательных местоимений с ни будут служить не только раскрытию усилительной роли местоимений, но и развитию связной речи, в особенности овладению навыками правильного управления. Для этого нужно только подбирать примеры с глаголами, которые учащиеся в своей речи неправильно связывают с местоимениями {ни к чему не прикасаться, ничего не касаться).

Вот образец такого упражнения: вставить для усиления отрицательное местоимение с ни:

Не посоветоваться, не беспокоиться, не интересоваться. По радио не сообщили новостей. Эти инструменты не нужны.

Задание можно усложнить, предложив учащимся, чтобы они вставили (если это не ухудшает стиля) не одно, а два усилительных местоимения: Докладчик не согласился– Докладчик ни с кем.-.«в чем не согласился.

Чтобы обратить внимание учащихся на те отрицательные слова, которые усиливаются отрицательными местоимениями с ни (не только не, но и слова нет, нельзя), полезно предложить учащимся упражнение на перестройку предложений по образцу с заменой настоящего времени прошедшим и будущим:

Списать, заменяя слово нет глаголом быть в прошедшем и в будущем времени.

Никому нет писем — никому не было писем, никому не будет писем. Ни у кого в нашем классе нет плохих отметок — ни у кого в нашем классе не было плохих отметок и т. д.

Само собой разумеется, что такие упражнения будут служить и закреплению правила о раздельном написании не с глаголами. Примеры с нет и нельзя полезно включать и в другие приведенные нами упражнения (всем разрешается купаться — никому нельзя купаться).

Приведем еще ряд упражнений, которые удобно использовать для уяснения значения местоимений:

1.      Перестроить предложение так, чтобы местоимение стояло в косвенном падеже:

Никто не заметил ошибки.– Ошибка никем не была замечена. Ничто не сравнится по красоте с Кавказскими горами.– Ни с чем не сравнить по красоте Кавказские горы.

2.      Перестроить предложение так, чтобы вместо отрицательного местоимения с не было бы отрицательное местоимение с ни:

Мне не с кем было посоветоваться.– Я ни с кем не советовался. Не у кого было навести справку.– Ни у кого не навели справки.

3.      Заменить выделенные слова другими, близкими по смыслу с отрицательным местоимением:

Это сообщение не ново.– Это сообщение не содержит ничего нового. Не нужно зря спорить.– Не к чему зря спорить.

До изучения местоимений с ни и не была проведена в обычных условиях одна и та же контрольная диктовка. В диктанте были подобраны случаи, которые могли вызвать какие-либо специфические затруднения при том и при другом способе изучения.

Так, включены были отрицательные предложения не только с отрицанием не, но и с более редко встречающимися отрицаниями нельзя, нет; наряду с местоимениями, которые пишутся одним словом, были представлены и местоимения, разбитые предлогами (ни перед чем), тле найти ударение особенно трудно. После контрольных диктовок в обоих классах было проведено изучение не и ни в местоимениях двумя различными способами.

В других 6-х классах не и ни различались на основе правила об усилительной роли частицы ни. Сопоставлялись, с одной стороны, предложения с отрицательным местоимением, имеющим ни, и такие же предложения без местоимения (не говорил — никому не говорил), с другой стороны — местоимения с не и ни. Пробовали выбросить отрицательное местоимение и, наоборот, вставить отрицание не.

Невозможность таких предложений, как «никому говорил», «некого не позвать», хорошо убеждала учащихся в том, что в одном случае перед ними местоимение для усиления отрицания, что это местоимение неразрывно связано с не я что в другом случае местоимение, которое само отрицает и поэтому не нуждается в другом отрицании. Вся дальнейшая работа сопровождалась выяснением значения местоимений, нахождением отрицания не, усиливаемого местоимением.

Способ, основанный на ударении, всюду дал худшие результаты.

Как показали результаты второго диктанта, по всем школам после изучения отрицательных местоимений на основе ударения ошибки на не и на ни снизились на 41 %, а после изучения на основе значения–на 78 %.

Все сказанное относится к различению не я ни в отрицательных наречиях. Основываясь на рекомендуемом способе, здесь можно развернуть еще более разнообразную работу, обнимающую как отрицательные наречия, так и отрицательные местоимения.

 

Литература:

 

1.                   Виноградов В. В. Русский язык. М., 1992

2.                   Горшкова К. В., Шанский Н. М.. Современный русский язык. М., 1993

3.                   Кузьма А. Я., Неупокоева О. В. Русский язык. М.,2002

4.                   Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика. Русский язык. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): местоимение, отрицательное местоимение, значение местоимений, нет, предложение, слово, указанный способ, учащийся, нахождение ударения, связная речь.


Ключевые слова

местоимения, ударение, способ., способ

Похожие статьи

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Как быстро и легко запомнить правила склонения имен прилагательных в русском языке

Имена прилагательные в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. Склонение этой части речи вызывает трудности у вьетнамских учащихся, так как вьетнамский язык характеризуется отсутствием словоизменения. Дидактическая практика показывает, ч...

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных приставок пере-, пре-, и при

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и п...

Простые предложения, выражающие отсутствие лица, предмета, явления в русском и персидском языках

В русском языке отсутствие лица, предмета выражается разнообразными типами предложения. При сообщении об отсутствии чего-либо, кого-либо может измениться конструкция предложения: из двусоставного оно становится односоставным, или же тип односоставной...

Обучение стилистическому использованию форм степеней сравнения прилагательных (учащихся с неродным русским языком)

Особенностью естественного языка является то, что, помимо предметно-логической информации, каждое языковое высказывание с разной степенью выраженности содержит сведения о том, кто говорит, кому говорит и в какой остановке (сфере) происходит общение. ...

Имена собственные города Железногорска и их передача при переводе

Работа посвящена способам передачи имён собственных при переводе текстов на английский язык (на примере онимов города Железногорска). Рассмотрены трудности, возникающие при переводе (существующие варианты названий одних и тех же объектов вызывают пут...

Неэффективный интерес к учёбе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме)

В данной статье исследуется «безответная любовь» школьников к учебным дисциплинам: сочетание увлечённости предметом с неудовлетворительными результатами («двойками»). Для обозначения данного явления в работе используется слово «склонность». Опираясь ...

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

В статье раскрывается вопрос изучения морфемного состава слова и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова.

Выражение оценочной семасиологии в лексических синонимах

Статья посвящена рассмотрению групп лексических синонимов со значением оценки. Автором приведены некоторые синонимические ряды, на основе «Краткого словарь синонимов узбекского языка» дано обобщенное толкование значения, прокомментировано значение от...

Похожие статьи

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Как быстро и легко запомнить правила склонения имен прилагательных в русском языке

Имена прилагательные в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. Склонение этой части речи вызывает трудности у вьетнамских учащихся, так как вьетнамский язык характеризуется отсутствием словоизменения. Дидактическая практика показывает, ч...

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных приставок пере-, пре-, и при

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и п...

Простые предложения, выражающие отсутствие лица, предмета, явления в русском и персидском языках

В русском языке отсутствие лица, предмета выражается разнообразными типами предложения. При сообщении об отсутствии чего-либо, кого-либо может измениться конструкция предложения: из двусоставного оно становится односоставным, или же тип односоставной...

Обучение стилистическому использованию форм степеней сравнения прилагательных (учащихся с неродным русским языком)

Особенностью естественного языка является то, что, помимо предметно-логической информации, каждое языковое высказывание с разной степенью выраженности содержит сведения о том, кто говорит, кому говорит и в какой остановке (сфере) происходит общение. ...

Имена собственные города Железногорска и их передача при переводе

Работа посвящена способам передачи имён собственных при переводе текстов на английский язык (на примере онимов города Железногорска). Рассмотрены трудности, возникающие при переводе (существующие варианты названий одних и тех же объектов вызывают пут...

Неэффективный интерес к учёбе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме)

В данной статье исследуется «безответная любовь» школьников к учебным дисциплинам: сочетание увлечённости предметом с неудовлетворительными результатами («двойками»). Для обозначения данного явления в работе используется слово «склонность». Опираясь ...

Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников

В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности ур...

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

В статье раскрывается вопрос изучения морфемного состава слова и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова.

Выражение оценочной семасиологии в лексических синонимах

Статья посвящена рассмотрению групп лексических синонимов со значением оценки. Автором приведены некоторые синонимические ряды, на основе «Краткого словарь синонимов узбекского языка» дано обобщенное толкование значения, прокомментировано значение от...

Задать вопрос