В данной работе изучена динамика развития рынка упаковки из гофрокартона, проблемы дефицита микрогофрокартона на российском рынке. Рассмотрены преимущества и недостатки использования микрогофрокартона в производстве упаковки.
Ключевые слова:гофрокартон, топлайнер, флютинг, микрогофрокартон, каширование.
Гофрокартон является одним из наиболее распространённых в мире упаковочных материалов, отличающимся малым весом, дешевизной и высокими физическими параметрами. Особенностью производства гофрокартона является возможность использовать бумагу и картон, полученные из макулатуры, что положительно с точки зрения экономии ресурсов и защиты окружающей среды.
Гофрокартон состоит, как правило, из трёх слоёв: двух плоских слоёв картона (топлайнеры) и одного слоя бумаги между ними, имеющего волнообразную (гофрированную) форму (флютинг). Такая композиция слоёв делает гофрокартон, несмотря на характеристики его компонентов, особенно жёстким, обладающим сопротивлением как в направлении, перпендикулярном плоскости картона, так и в направлениях вдоль плоскостей. Для дальнейшего улучшения физических свойств упаковки из гофрокартона применяются пяти- и семислойный гофрокартон — материал, при котором слои картона и бумаги чередуются один за другим. Размеры, качество и прочие параметры упаковки из гофрокартона устанавливаются отраслевыми стандартами, накладывающими также свои требования к процессу производства [3].
Оценивая потенциал развития российского упаковочного рынка, по оценке WPO, на мировом рынке упаковки из бумаги и картона, Россия занимает десятое место, с объемом 4 768 млн. долларов. С 2007 по 20012 годы его рост составил 6,5 %, в то время как рост мирового упаковочного рынка — 4,2 % [10].
Увеличение потребления связано, в первую очередь, с развитием пищевой промышленности, на долю которой приходится около 75 % всей упаковки из тарного гофрокартона. Но, несмотря на то, что темпы роста потребления гофрокартона уже опережают западноевропейские, по потреблению гофрокартона на душу населения Россия еще значительно отстает от зарубежных стран (в 4–5 раз от уровня Европы и в 20–25 раз — от США). Среднероссийский показатель потребления упаковки из гофрокартона на душу населения составляет сейчас чуть более 7 кг в год [5, 7].
Отставание в потреблении гофрокартона особенно заметно на периферии, в то время как в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург и др.) его уровень давно превысил среднероссийское значение и составляет около 25 кг на душу населения в год (в том числе упаковка из гофрокартона, импортируемая вместе с продуктами и товарами народного потребления) [5].
На сегодняшний день в России производятся:
1. Трехслойный гофрокартон марки Т–23 с профилем С. Этот вид гофрокартона практически универсален и занимает лидирующую позицию (около 65 %) от общего количества гофрокартона, выпускаемого в России.
2. Трехслойный гофрокартон с профилем В. Он обеспечивает высокую жесткость упаковки. Его доля составляет в настоящий момент около 25 % и возрастает одновременно с развитием систем автоматической упаковки.
3. Трехслойный гофрокартон с профилем А. Этот вид чаще используется при производстве пяти- и семислойного гофрокартона для придания материалу амортизационных свойств. Доля его выпуска составляет не более 4 % от общего объема производства.
4. Пяти- и семислойный гофрокартон. Общий объем производства гофрокартона для транспортной крупногабаритной упаковки также не превышает 4 % суммарного.
5. Микрогофрокартон с профилем E, F, включая кашированный трехслойный гофрокартон. Производится в ограниченном количестве, не более 2 % от общего объемах [4].
В условиях же конкуренции с иностранцами отечественные производители вынуждены предлагать покупателю товар в упаковке европейского качества. Эти преобразования касаются, прежде всего, косметической и фармацевтической промышленности — большинство товаров этого сектора уже сегодня упаковываются в высококачественный микрогофрокартон [4].
Если в секторе тарного гофрокартона уже наблюдается значительное пополнение российскими материалами, то на рынке микрогофрокартона в ближайшее время существенного вытеснения импорта не ожидается, несмотря на то, что зарубежные новинки в этой области активно используются отечественными производителями продуктов питания, напитков, косметики, электроприборов и других товаров народного потребления. Российские предприятия в настоящий момент не в состоянии даже частично удовлетворить существующую потребность в микрогофрокартоне как с печатью, так и без нее [10].
В отличие от гофрокартона, микрогофрокартон за счет меньшей толщины имеет несколько меньшие прочностные характеристики, применяется для более легких конструкций, требующих товарного вида. Микрогофрокартон имеет более низкие амортизирующие качества по сравнению с гофрокартоном и поэтому при выборе материала для хрупкой упаковки данный недостаток стоит учитывать [3, 8, 9].
Микрогофрокартон маркируется буквой «Е» и имеет свою историю от первоначального наименования марки микрогофрокартона «Элита» (Elite), производство которого было налажено в США. Малая высота гофры и меньшая ширина гофров у этой марки, позволяет получить ровную поверхность и высокую плоскостную жесткость. Используется микрогофрокартон для индивидуальной, презентабельной картонной упаковки, как правило, с офсетной и флексопечатью [3].
К преимуществам использования микрогофрокартона относятся:
- легкая и прочная конструкция, которая лучше защищает находящийся внутри товар;
- подходит как для упаковки крупных, так и небольших по размерам товаров в любой отрасли промышленности и для пищевых продуктов.
- позволяет создавать даже очень маленькие коробки, которые имеют достаточно привлекательный внешний вид [3].
Кроме того, микрогофрокартон это недорогой и перспективный вид упаковочного материала, отличающийся по сравнению с картонными коробками повышенной устойчивостью, что в сочетании с рядом других преимуществ делает его практически идеальным для производства тары и упаковки [6].
Потребность в микрогофрокартоне по сравнению с общим потреблением гофрокартона в России незначительна и составляет в настоящее время не более 7 %. Большинство видов микрогофрокартона (всего их более 32) в России не производится и импортируется только вместе с упакованными товарами. Основными видами микрогофрокартона являются:
1. Кашированный и ламинированный микрогофрокартон (трехслойный микрогофрокартон + слой бумаги с печатью+слой полимерной пленки снаружи или внутри), предназначенный для упаковки замороженных, жиро-влагосодержащих продуктов. Если требуется защитить печать, картон ламинируется снаружи, а при необходимости исключить контакт продукта с картоном и проникновение жира или влаги через упаковку — изнутри.
2. Кашированный микрогофрокартон (двухслойный микрогофрокартон+слой бумаги с печатью) предназначен для тех же целей, что и трехслойный микрогофрокартон с профилями G, N, но благодаря отсутствию верхнего слоя лайнера он более экономичен по сравнению с последним.
3. Кашированный и ламинированный микрогофрокартон (двухслойный микрогофрокартон+слой бумаги с печатью + слой полимерной пленки), предназначенный для упаковки дорогостоящих продуктов питания (если пленка на лайнере) и элитной парфюмерии (если пленка на запечатанной поверхности).
4. Микрогофрокартон, запечатанный прямым офсетным способом (до 0,5 мм) и предназначенный для упаковки продуктов питания, электроприборов, парфюмерии, лекарственных препаратов и др.).
5. Двухслойный микрогофрокартон c широким диапазоном используемых профилей (open wave) для подарочной упаковки [4].
Однако использование микрогофрокартона наталкивается на определенные проблемы — сложность нанесения печати и дороговизну доставки. Когда появился микрогофрокартон, именно невозможность нанесения красочной полноцветной печати ограничивала возможности его использования. Флексопечать не дает необходимого эффекта. Сегодня основным способом создания красочных упаковок и иных изделий из микрогофрокартона стал метод каширования, который заключается в том, что вначале на тонком мелованном картоне офсетным способом наносится полноцветная печать, отвечающая всем требованиям современной упаковки. Затем этот картон кашируется (а попросту приклеивается) на основу — двухслойный микрогофрокартон, состоящий только из нижнего слоя и собственно «волны». Для этого существуют специальные машины. Метод каширования позволяет соединить в микрогофрокартоне все достоинства «гофры» как упаковочного материала и высокое качество офсетной печати [2].
Кашированные материалы используются в основном там, где требуется большая жесткость и толщина рекламной конструкции при высоких требованиях к качеству изображения. Метод кашировки широко применяется при изготовлении подарочной упаковки из кашированного микрогофрокартона [1].
Таким образом, существующий в настоящее время дефицит российского микрогофрокартона свидетельствует о перспективности развития производства данного вида гофрокартона в стране.
Литература:
1. База знаний МГУПечати [Электронный ресурс] // URL: http://www.mgup-dc.narod.ru/.
2. Возможности микрогофрокартона. [Электронный ресурс] // URL: http://kartonoff.ru/index.php?action=advantage.
3. Все о картоне [Электронный ресурс] // URL: http://www.grani-ural.ru/karton.html
4. Гулинкина О. Специфика российского рынка гофрокартона // Пакет.-2002.-№ 6.
5. Кокуев А. Г. Оптимальное управление технологическим процессом с использованием энергоинформационной модели:на примере производства гофрированного картона:дис..кандидат тех.наук.-Астрахань. — 2008.- 173 с.
6. Микрогофрокартон [Электронный ресурс] // URL: http://ref.unipack.ru/113/.
7. Мишурина О. А., Чупрова Л. В., Муллина Э. Р. Исследование влияния химического состава углеводородной части различных видов целлюлозных волокон на физико-механические свойства бумаг для гофрирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 8. — С. 52–55.
8. Мишурина О. А., Чупрова Л. В., Муллина Э. Р., Ершова О. В. Исследование влияния качества исходного сырья на прочностные свойства картонных втулок // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. С 254; URL: www.science-education.ru/115–12226 (дата обращения: 24.02.2015).
9. Муллина Э. Р., Мишурина О. А., Чупрова Л. В., Ершова О. В. Влияние химической природы проклеивающих компонентов на гидрофильные и гидрофобные свойства целлюлозных материалов // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 250; URL: www.science-education.ru/120–16572 (дата обращения: 24.02.2015).
10. Области применение гофрокартона [Электронный источник]: Журнал «Гофроиндустрия» / 2009. — Режим доступа: http://www.mpzp.ru/art/79226014.