Сущность интернационального воспитания в контексте всестороннего развития пионеров (60−80-гг. ХХ в.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 2715 раз

Библиографическое описание:

Карташова, Ю. А. Сущность интернационального воспитания в контексте всестороннего развития пионеров (60−80-гг. ХХ в.) / Ю. А. Карташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 475-480. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15948/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье рассматриваются содержание и основные задачи интернационального воспитания подрастающего поколения в 60−80-е гг. ХХ в. Подчеркивается, что интернациональное воспитание было в центре внимания пионерской организации. Его задачи решались в контексте всестороннего развития подростков и в связи с другими направлениями воспитания: умственным, физическим, нравственным, трудовым, патриотическим.

 

Главным содержанием воспитания подрастающего поколения в 60−80-е гг. ХХ в. было коммунистическое воспитание, которое предусматривало всестороннее гармоническое развитие личности и включало такие направления, как идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Труды педагогов тех времен (И. Верба, В. Заслуженюк, Г. Иващенко, К. Радина, З. Ходоровская, Б. Ширвиндт и др.) свидетельствуют о том, что в этой системе видное место занимало интернациональное воспитание, которое было связано со всеми составляющими и использовало их формы и методы [1; 2].

В педагогической литературе рассматриваемого периода интернациональное воспитание (воспитание в духе любви к Родине, к народам, борющимся за свободу, солидарности) было включено в содержание идейно-политического воспитания и осуществлялось в комплексе с трудовым и нравственным воспитанием [3, с. 8].

Анализ литературных источников показал, что в 60−80-е годы ХХ в. интернациональному воспитанию подрастающего поколения уделялось много внимания. Это было обусловлено теми общественно-политическими условиями, которые сложились в СССР, и международной политикой, которую осуществляла Коммунистическая партия. «Необходимость интернационального воспитания, − отмечал А. Жумаканов, − определялась сущностью советского государства и политикой Коммунистической партии, направленной на укрепление международной пролетарской солидарности, братских связей с трудящимися всех стран» [2, с. 28].

Дальнейшее углубление единства, сплоченности и всестороннего сотрудничества стран социализма на принципах равноправия, взаимопомощи и уважения, рост международного авторитета СССР, который обеспечивался внутренней и внешней политикой КПСС, ориентированной на союз, сотрудничество и дружбу с другими социалистическими странами, сплочение международного коммунистического и рабочего движения, размах антиимпериалистической и национально-освободительной борьбы, возникновение новых национальных государств − все это объективно способствовало усилению внимания к интернациональному воспитанию подрастающего поколения. Об этом говорилось во многих документа партии и правительства: материалах съездов (ХХІІ − XXVІІ), постановлениях, решениях партийных пленумов (июльский 1972 г., майский и сентябрьский 1974 г. пленумы ЦК Компартии Украины; июньский 1983 г., февральский 1988 г. пленумы ЦК КПСС). В частности, в постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик» была поставлена задача «воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической идейности, преданности нашей Советской Родине, нерушимой дружбе народов, социалистического интернационализма» [4].

Таким образом, интернациональное воспитание выступало как важный фактор, который создавал основу для сближения и сотрудничества народов всех стран социализма, укрепления их дружбы и рассматривалось как одно из условий строительства нового общества [5, с. 6−7].

С одной стороны, интернациональное воспитание было составляющей коммунистического воспитания, с другой, − это было система, которая имела свои компоненты: цель и задачи, содержание, организацию и методику. В то же время она взаимодействовала с другими сторонами коммунистического воспитания, «образуя целостный процесс формирования личности социалистического типа» [1, с. 29].

Так, в процессе умственного воспитания, в первую очередь во время изучения учебных предметов, у учащихся формировали интернационалистское мировоззрение, вооружали их необходимыми знаниями о развитии общества и классовой борьбе, о национальном вопросе и дальнейшем развитии наций, о межнациональных отношениях СССР, об общности путей революционной борьбы всех народов и закономерностях коммунистического строительства в странах социалистического содружества. В свою очередь, интернационалистские идеи и чувства, социальный опыт укрепляли знания школьника, обогащали его интеллект. Таким образом, наполняя процесс обучения интернационалистским содержанием, школа не только развивала учащихся умственно, но и вводила, как писал В. Сухомлинский, «ребенка в сложный мир человеческих отношений» [6, с.83].

Нравственное воспитание наполняло деятельность школьников особенным характером отношений к окружающему миру и людям, формировало у детей сознание, чувства, поведение, а также такие важные для патриота-интернационалиста качества, как гуманизм, толерантность, уважение к другим людям, солидарность, сочувствие и др. Трудовое воспитание выдвигало задачу воспитания любви к труду и людям труда. Труд во имя общих интересов, братская взаимопомощь и трудовые традиции народов СССР, социалистическое соревнование были важными источниками как трудового, так и интернационального воспитания. В совместном труде у детей вырабатывалось чувство солидарности и взаимопомощи.

В единстве с эстетическим воспитанием интернациональное воспитание развивало у школьников чувство прекрасного, в том числе и в его национальном проявлении, вооружало их идейными критериями понимания искусства, учило распознавать, критически оценивать чужие взгляды, вкусы и в то же время уважать прогрессивные традиции в искусстве, литературе, быте других наций и народностей, стремиться изучать и правильно воспринимать достижения мировой культуры.

В единстве с военно-патриотическим и физическим воспитанием интернациональное воспитание формировало у школьников любовь к Родине, волю, настойчивость в достижении целей, готовило молодежь к труду и защите Отчизны. Много форм и методов военно-патриотического и физического воспитания способствовали укреплению интернациональной дружбы детей. Так, участие во всесоюзных спартакиадах и международных соревнованиях укрепляло дружбу детей разных народов СССР, советских школьников с детьми из других социалистических стран, давало возможность общаться детям разных национальностей. Спорт был важным способом в борьбе за мир, за укрепление международного детского и молодежного демократического движения.

Интернациональное воспитание было тесно связано с воспитанием чувства коллективизма. Более того, интернационализм вырастал из коллективизма: сначала школьник осознавал интересы сравнительно небольшого коллектива, а потом, с развитием его связей с окружающим миром, расширялся и круг его взаимоотношений с разными коллективами. «Наш воспитанник, − писал А. Макаренко, − кем бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель личностного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, который отвечает за поступки не только свои, но и своих товарищей» [7, с. 49]. На основе чувства коллективизма происходило развитие чувства интернационализма уже на высшем уровне становления личности школьника [1, с. 30−34].

Особенно тесной была связь интернационального воспитания с патриотическим. Большинство педагогов (И. Вовканич, В. Заслуженюк, Б. Кобзарь, В. Опаленик, В. Панибудьласка, Н. Терновая, В. Фарфоровский) ставило задачу воспитания патриотов-интернационалистов. Так, В. Заслуженюк считал интернационализм и патриотизм ведущими чертами всесторонне развитой личности [8, с. 8]. О. Опаленик подчеркивала, что воспитание патриотизма и интернационализма имело общую идеологическую и моральную основу. В их содержании она выделяет два аспекта: идейно-политический (формирование идейной убежденности, преданности делу коммунизма, любви к Родине и странам социалистического содружества) и нравственно-деятельный (воспитание чувства долга, чести, гуманности, непримиримости к недостаткам, готовности стать на защиту Родины и др.) [9, с. 38].

По мнению В. Опаленик, «интернациональное воспитание подрастающего поколения обогащает патриотические стремления и чувства, расширяет и углубляет знания школьников о роли международного объединения трудящихся в борьбе за мир, против капитализма и эксплуатации, формирует готовность отстаивать дело мира, придерживаться братских отношений между народами» [10, с. 50]. Педагоги подчеркивали, что в условиях многонационального государства, каким был СССР, воспитание патриотов и интернационалистов должно выступать как единый процесс.

Таким образом, интернациональное воспитание было частью целого, в состав которого оно входило, и осуществлялось в тесной связи со всеми другими направлениями коммунистического воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим, а также коллективистским воспитанием молодежи. Взаимосвязь интернационального воспитания детей и подростков с другими составляющими коммунистического воспитания обеспечивалось единством задач, методов и форм воспитания.

Педагоги (В Заслуженюк, В. Опаленик, В. Панибудьласка и др.) рассматривали интернациональное воспитание школьников также как часть учебно-воспитательного процесса − оно осуществлялось во время изучения основ наук, в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы, в ходе деятельности комсомольской и пионерской организаций, в процессе совместной работы школы, семьи, общественных организаций, производственных коллективов, объединений и советов ветеранов партии, комсомола, Великой Отечественной войны и труда. В частности, В. Заслуженюк отмечал, что как целостный педагогический процесс интернациональное воспитание представляло собой «запланированную систему воздействий на личность, в результате которых школьник усваивает идеи, принципы, традиции дружбы народов как общественно ценные и руководствуется этими принципами в своей жизни» [1, с. 41−42]. Оно предусматривало «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства, волю с целью превращения соответствующих идей и принципов в глубокие убеждения, нормы поведения и деятельности советской молодежи» [8].

Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что интернациональное воспитание подростков имело своей целью:

-          расширить и углубить знания учащихся о роли международного объединения трудящихся в борьбе за мир, сформировать готовность отстаивать дело мира, придерживаться правил братских отношений между народами [9, с. 38];

-          формировать интернационалистские убеждения личности, которые определяли всю структуру ее ценностных ориентаций, установок и чувств, побуждали и направляли ее общественно-политическую, трудовую и познавательную активность [11, с. 17];

-          выработать в учащихся соответствующее поведение, которое проявлялось в соблюдении принципа равенства, уважения достоинства людей всех наций, во внимательности и доброжелательности к представителям других национальностей, к их традициям, обычаям и языку [8, с. 10];

-          формировать у подростков интернационалистические потребности, интересы, цели, социальные чувства, эмоции, настроения, навыки и т. под. [12].

В основе интернационального воспитания лежало чувство интернационализма. Социалистический интернационализм подразумевал братскую солидарность между трудящимися разных стран. Он проявлялся в таких принципах, как дружба, единство и сплоченность на основе марксизма-ленинизма, товарищеская взаимопомощь и поддержка; равноправие и равная ответственность при выполнении интернационального долга; единство патриотизма и интернационализма, национальных и интернациональных интересов; борьба с национализмом и шовинизмом; уважение национальных чувств и достоинства других народов [13].

А. Жумаканов утверждал, что интернационализм − это глубокое нравственное чувство, которое было одним из регуляторов поведения и деятельности личности. Интернационалистские чувства, отмечал он, социальны по своему источнику, содержанию и способу проявления. В основе их лежали общественные отношения, и они сами выступали как элемент нравственных отношений. Чувство интернационализма начинали формироваться с раннего возраста. В процессе развития они ставали лишь более зрелыми и осознанными [2, с. 42−43].

Интернационалистские понятия развивались и формировались на основе стройной системы научных знаний, которые учащиеся приобретали в процессе обучения. Убеждения, которые определяли линию нравственного поведения, были предпосылкой для сознательного отношения к окружающей среде и активной деятельности, направленной на преобразование мира. Формирование интернационалистских убеждений было связано с общественной деятельностью, практикой людей [2, с. 46].

Конечным результатом интернационального воспитания было формирование единства чувств, убеждений, взглядов, т. е., по словам А. Жумаканова, всей совокупности общественно-психологической структуры, которая определяла поведение личности [2, с. 47].

А. Жумаканов выделял 3 этапа интернационального воспитания. На І этапе происходило понимание и усвоение сущности и основных признаков социалистического интернационализма. Эта задача решалась благодаря организации этического просвещения в процессе обучения и во внеклассной работе. Школьникам разъясняли или показывали на практике значение интернационалистских чувств и качеств в жизни человека и государства, рассказывали, как эти качества должны проявляться в поведении. При этом добивались, чтобы усвоение детьми этих знаний, представлений, понятий опирались на эмоции и чувства. Тогда ребенок не просто понимал и осмысливал то, о чем ему говорили, что внушали, но и чувствовал, переживал это, у него возникало определенное, как правило, положительное, отношение к тому качеству, которое хотели у него воспитать.

На ІІ этапе нужно было пробудить желание и стремление к интернационалистской деятельности. Возникновение у детей эмоциональных переживаний и позитивного отношения к правилам и нормам интернационалистского поведения определяло поступки, ставало мотивом поведения, основой нравственных убеждений. А убеждения, под которыми подразумевались твердые, основанные на мировоззрении, моральных принципах и жизненном опыте взгляды, определяли жизненную позицию, служили руководством в делах и поведении. Воспитание и формирование убеждений − сложный и длительный процесс. Тут необходима была организация деятельности, наличие собственного опыта интернационалистского поведения.

Третий этап − организация практической деятельности школьников интернационального характера. Формирование и развитие личности вообще и этих качеств, в частности, происходило эффективнее, если воспитание было связано с общественно-активной деятельностью школьников, их посильным участием в коммунистическом строительстве. Практический опыт и упражнение в интернационалистском поведении позволяли сформировать убеждения, а также переводили нравственные поступки и действия в навыки, в норму повседневного поведения [2, с. 40−41].

Таким образом, интернациональное воспитание подростков представляло собой научно обоснованную систему деятельности, организованной и направленной на обеспечение глубокого усвоения ими идей и принципов социалистического интернационализма, на превращение их на глубокие убеждения и норму поведения [13, с. 3−4].

В воспитании подрастающего поколения большую роль играла пионерская организация. Следует отметить, что в теории коммунистического воспитания не было ни одного вопроса, который не был связан с её деятельностью. Среди разнообразных направлений содержания пионерской работы ведущим было направление воспитания патриота-интернационалиста. В Положении о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В. И. Ленина, в частности, отмечалось, что «пионерская организация воспитывает юных ленинцев в духе интернационализма, укрепляет дружбу с детскими коммунистическими и демократическими организациями всех стран» [14, с. 93].

Публикации рассматриваемого периода свидетельствуют о том, что вопросы интернационального воспитания детей всегда были в центре внимания Коммунистической партии, Ленинского комсомола и пионерской организации. Так, Е. Сахарова подчеркивала, что «пионерская организация, которая объединяла детей всех национальностей Советского Союза, одним из своих основных задач считает воспитание пионеров в духе дружбы народов СССР с пионерами социалистических стран, с детьми трудящихся всего мира» [15, c. 74−75].

Задачи интернационального воспитания пионеров выплывали из общей направленности воспитания подрастающего поколения − формирования всесторонне развитой личности, основными чертами которой были: верность делу коммунизма и непримиримость к его врагам, трудолюбие и нетерпимость к тунеядству, братская солидарность с трудящимися всех стран.

Интернациональная направленность деятельности пионерской организации была отображена в Торжественном обещании и Законах пионеров Советского Союза, в пионерских символах и атрибутах, в содержании программы Всесоюзного марша юных ленинцев. В них были отражены идеи пролетарского интернационализма, коллективная деятельность пионеров по воплощению их в жизнь, что способствовало «воспитанию интернационалистской убежденности, выработке единства интернационалистского сознания и поведения» [16, с. 79].

Так, социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм подчеркивались в Законах как главные качества пионера (8-й Закон «Пионер − друг пионерам и детям трудящихся всех стран»). В соответствии с 8-мым Законом пионеры обязались укреплять дружбу с детьми других стран, делать всё во имя мира на Земле. Учителя, классные руководителя, вожатые организовывали работу по выполнению пионерами Законов. Например, в программе «Ориентир» были указания для учителей о том, как воспитывать высокое чувство гордости единством всех республик Советской страны, чувство братства и равенства детей всех национальностей. Что касается 8-го Закона, в «Ориентире» были очерчены соответствующие направления для пионеров младшего возраста: «Пионеры СССР, пионеры социалистических стран», среднего возраста: «За мир и дружбу на Земле» и старшего возраста: «За мир во всем мире» [17, с. 21].

Во Всесоюзном марше пионерских отрядов (1970−1986 гг.) ведущими были маршруты «Моя Родина − СССР» и «Мир и солидарность», которые способствовали вовлечению школьников в активную политическую жизнь, расширяли их кругозор, воспитывали гражданственность, формировали навыки общественно полезной деятельности. Содержание работы на маршруте «Мир и солидарность» практически реализовывал выполнение пионерами закона «Пионер − друг пионерам и детям трудящихся всех стран».

Маршрут «Мир и солидарность» был частью Всемирной кампании «Юность обличает империализм». Принимая участие в нем, дети учились понимать идеи пролетарской солидарности, пролетарского братства, понимать смысл лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [18, с. 4].

На маршруте «Мир и солидарность» пионерские отряды должны были:

-          воспитывать пионеров в духе братской дружбы народов и пролетарского интернационализма, учить доказывать преимущества советского образа жизни перед капиталистическим, горячо откликаться на события, происходящие в стране и за рубежом;

-          знакомиться с тем, как партия и советский народ вели борьбу за мир и безопасность народов, как претворялась в жизнь Программа мира, как помогали друг другу страны социализма;

-          стремиться больше узнать о борьбе коммунистических и рабочих партий, союзов молодежи, о жизни зарубежных пионеров, принимать участие в кампании «Молодёжь за антиимпериалистическую солидарность, мир и прогресс», всемирной кампании «Нет − нейтронной бомбе!»;

-          принимать активное участие в работе клубов интернациональной дружбы, в Неделях солидарности, в мероприятиях, проводимых СИМЕА (Комитетом детских и юношеских организаций при ВФДМ);

-          вносить свой вклад в Фонд мира, участвовать в операции «Подарок советского пионера вьетнамскому другу» [19, с. 103].

Таким образом, наличие у пионерской организации программы деятельности в виде Всесоюзного марша пионерских отрядов обеспечивала систематичность интернационального воспитания, устраняла эпизодичность и случайность в работе и связывала интернациональное воспитание с другими направлениями воспитания пионеров. При этом программа позволяла отбирать содержание работы пионерского коллектива, который был бы общим для всей организации и в то же время воплощать его в конкретные формы с учетом местных условий, опыта пионерской жизни, традиций и перспектив пионерского коллектива.

Таким образом, в процессе научного поиска мы выяснили, что интернациональное воспитание в 60−80-х гг. ХХ в. было важным направлением содержания деятельности пионерской организации. Это была продуманная система целенаправленного систематического воздействия на личность школьников с целью формирования у них чувств, взглядов и убеждений, навыков и привычек интернационалистского поведения. Эта система включала цель и задачи, формы и методы воспитания, которые переплетались с другими направлениями коммунистического воспитания (идейно-политическим, умственным, нравственным, трудовым, физическим, эстетическим) на основе комплексного подхода к воспитанию

Комплексный подход к интернациональному воспитанию означал, что, во-первых, в ходе его осуществления реализовывались также задачи других направлений воспитания; во-вторых, в содержании интернационального воспитания объединялись разные виды деятельности, которые подчинялись одной идее − воспитание в духе дружбы народов; в-третьих, в рамках интернационального воспитания существовала связь между отдельными видами деятельности.

 

Литература:

 

1.         Заслуженюк В. С. Воспитание учащихся на идеях и традициях дружбы народов СССР / Под ред. доктора исторических наук, професора В. А. Чирко. − К.: Радянська школа, 1983. − 215 с.;

2.         Жумаканов А. Р. Патриотическое и интернациональное воспитание в школе / А. Р. Жумаканов. − Алма-Ата: Изд-во «Мектеп», 1971. − 140 с.

3.         Ширвиндт Б. Е. Проблемы содержания идейно-политического воспитания пионеров / Б. Е. Ширвиндт // Идейно-политическое воспитание юных пионеров: материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведенной 14−16 февраля 1977 г. в г. Москве. − М., 1977. − С. 4−19.

4.         О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС // Правда. − 1972. − 22 февраля.

5.         Верба И. А., Пиковский В. И. Воспитание патриотов-интернационалистов. Опыт внеклассной и внешкольной работы / И. А. Верба, В. И. Пиковский. − М.: Педагогика, 1973. − 112 с.

6.         Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. − К.: Рад.школа, 1988. − 272 с.

7.         Макаренко А. С. Цель воспитания // Пед. соч. В 8 т. Т. 4. − М.: Педагогика, 1984. − С. 41−49.

8.         Заслуженюк В. С. Виховання школярів на ідеях і традиціях дружби народів СРСР (До 60-річчя утворення СРСР) / В. С. Заслуженюк. − К.: Знання, 1982. − 31 с.

9.         Опаленик О. В. Героїко-патріотичне і інтернаціональне виховання учнів / О. В. Опаленик // Радянська школа. — 1983. — № 9. — С. 38 −43.

10.     Опаленик О. В. Єдність патріотичного та інтернаціонального виховання / О. В. Опаленик // Радянська школа. — 1986. — № 1. — С. 50−53.

11.     Інтернаціональне і національне в соціалістичному суспільстві / Відповідальні редактори: Головаха І. П., Доронченков А. І. / За ред.. С. М. Перевертун. − К.: Наукова думка, 1973. − 179 с.

12.     Пряникова В. Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников (На опыте работы КИДа): кн. для учителя / под ред. З. И. Равкина / В. Г. Пряникова. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.

13.     Мухаммедов М. А. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся: Учеб. пособие / М. А. Мухаммедов.– Казань: КГПИ, 1981. − 112 с.

14.     Положение о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В. И. Ленина. Утверждено Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 г. // Мальцева Э. А. Учителю о работе по Законам пионеров Советского Союза. − М.: Просвещение, 1972. − С. 93−100.

15.     Сахарова Е. В. Проблемы интернационального воспитания в пионерской организации / Е. В. Сахарова // Идейно-политическое воспитание юных пионеров: материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведенной 14−16 февраля 1977 г. в г. Москве. − М., 1977. − С. 74−79.

16.     Синицина Л. А. Из опыта патриотического и интернационального воспитания пионеров / Л. А. Синицина // Идейно-политическое воспитание юных пионеров: материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведенной 14−16 февраля 1977 г. в г. Москве. − М., 1977. − С. 79−82.

17.     Мальцева Э. А. Учителю о работе по Законам пионеров Советского Союза / Э. А. Мальцева. − М.: Просвещение, 1972. − 111 с.

18.     Фуриев С. А. Маршрут «Мир и солидарность» / С. А. Фуриев. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 48 с.

19.     Теория и методика пионерской работы: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / В. В. Лебединский, А. А. Деркач, А. Г. Зуев и др. / Под ред. В. В. Лебединского. — М.: Просвещение, 1979. − 270 с.

Основные термины (генерируются автоматически): интернациональное воспитание, пионерская организация, подрастающее поколение, коммунистическое воспитание, интернационалистское поведение, мир, пионер, социалистический интернационализм, чувство, Всесоюзный марш.


Похожие статьи

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературно-исторического краеведения

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения. Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным средством, приобщает школьников к познанию истоков н...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Предмет хищения: исторический аспект

В статье рассмотрена динамика развития представлений о предмете хищения в рамках исторического развития общества и государства. Несомненно, что изучение данного вопроса всегда было актуально в связи с распространенностью данного вида преступления до ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины

В статье раскрыта актуальность выдвижения на первый план ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития современного человека: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам...

Похожие статьи

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературно-исторического краеведения

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения. Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным средством, приобщает школьников к познанию истоков н...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Предмет хищения: исторический аспект

В статье рассмотрена динамика развития представлений о предмете хищения в рамках исторического развития общества и государства. Несомненно, что изучение данного вопроса всегда было актуально в связи с распространенностью данного вида преступления до ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины

В статье раскрыта актуальность выдвижения на первый план ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития современного человека: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам...

Задать вопрос