Важнейшей проблемой в эмоциональном развитии ребенка старшего дошкольного возраста является агрессия и агрессивное поведение. Понятие «агрессивное поведение» введено зарубежными авторами (Бандура А., Бэрон Р., Доллард Дж., Лоуренц К. и др.). Агрессия рассматривалась как инстинктивное поведение, обусловленное биологическим фактором, как ситуативно определяемое поведение, как социальное поведение, которое усваивается и поддерживается под влиянием среды. Агрессия — неотъемлемая составляющая жизни. Абсолютно неагрессивный человек окажется неадаптивным, не умеющим отстоять свои права, добиваться поставленных целей. Поэтому агрессия может быть конструктивна и деструктивна.
Тем не менее, проблема агрессивного поведения детей привлекает ученых-исследователей, педагогов-практиков и родителей. Всем им приходится выбирать средства и методы воздействия на ребенка и обосновывать их применение.
Изменение социально-экономического положения общества приводит к росту агрессии, это отражается и на детской популяции, ведь поведение детей — это отражение мира взрослых. К сожалению, агрессия среди детей является повседневным явлением, внутреннее напряжение дети выплескивают в агрессивных актах [2]. Дети испытывают удовлетворение от причиненной боли сверстникам, животным, используют такие средства агрессии как воровство, порча имущества, непослушание, игнорирование. Невозможность ребенком выразить свою злость и агрессию в результате запрета или силового подавления агрессивных действий ребенка часто может привести к аутоагрессии, психосоматическим заболеваниям, невротическим реакциям. Тем не менее, проявление детской агрессии требует срочного вмешательства взрослых, нацеленное на уменьшение или избегание подобного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Важно научить ребенка не подавлять, а адекватно выражать, контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, не ущемляя других, защищать себя социально адекватными способами, не причиняя ущерба окружающим.
Агрессии — это такое поведение индивида, целью которого является причинение физического или психического страдания (вреда) живому существу [6]. Характеризуя особенности агрессии, стоит сказать, что ее следует понимать как модель поведения, а не как мотив или установку. Хотя агрессивное поведение неразрывно связано с негативными эмоциями, мотивами и установками. Целью агрессии является причинение физического или психологического ущерба другому существу. Следовательно, агрессия — осознанный, направленный поведенческий акт, исключающий случайное причинение вреда другому существу. Способы причинения вреда могут быть различны — от обидного слова, «косого» взгляда, сплетен до уничтожения и порчи вещей и физической расправы — проявление агрессии у людей бесконечны и разнообразны [3]. Чаще агрессия проявляется как конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, физическое воздействие; или как скрытые формы — уход от контактов, бездействие, самоповреждения и пр. [6].
Итак, агрессия — это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [4, с. 34].
Агрессивное поведение может вызывать ряд негативных психологических особенностей развивающейся личности: неадекватно завышенная или заниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля; недостаточное развитие интеллекта; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.) [3]. Агрессивный человек воспринимает окружающий мир как враждебный, нападающий, стремящийся причинить ему вред.
В качестве целей агрессивного поведения ребенка многие авторы выделяют: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудач, стремление к лидерству, получение желанного предмета, манипулирование [5].
В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в том, что ребенок часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается с детьми и взрослыми, намеренно раздражает взрослого, отказывается выполнять просьбы, часто винит других в своих ошибках, поведении, ребенок завистлив и мстителен, он часто сердится и прибегает к дракам. Дети дошкольного возраста демонстрируют такие способы агрессивного поведения как плач, негативизм, отказ, кусание, обзывание, драка и пр., также дети могут проявлять акты аутоагрессии — обкусывание ногтей, пальцев, битье головой, выдергивание волос и др. [2]. Характеризуя детей дошкольного возраста, мы говорим о том, что им не свойственны агрессивность и жестокость как черты личности. Их агрессия скорее нейтральна по отношению к социальным нормам.
Большое внимание следует уделять применению приемов коррекции агрессивного поведения в образовательной деятельности воспитателя детского сада. Ведь одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Такое направление в развитии дошкольника как социально-коммуникативное предполагает усвоение моральных, нравственных норм и ценностей, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление саморегуляции собственных действий и т. д. [1].
Одним из средств коррекции агрессивного поведения, соответствующего возрастным особенностям детей дошкольного возраста, является игровая деятельность. Игра занимает центральное место в жизни ребенка. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая огромное значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются представления об окружающем мире и отношениях между людьми, навыки сотрудничества (Вегнер Л. А., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Усова А. П., Эльконин Д. Б. и др.).
В игре ребенок может проявлять себя как личность, выражает свои эмоции, проявляет отношение к окружающему миру и учится воспринимать отношение окружающих к себе. Игры помогают формированию разных качеств и умений у ребенка. Игры идеально подходят для корректировки поведенческих реакций детей в период дошкольного детства, они дают ребенку возможность учиться социальным нормам.
При использовании игры в качестве средства коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста необходимо помнить о том, что последнее складывается из трех аспектов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции. Наконец, волевой компонент — это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции. Степень выраженности компонентов в каждом отдельном случае может варьироваться. Кроме того, уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, может принимать устойчивые формы [7].
Изучая проявления в поведении ребенка различных видов агрессии и наличие чувства агрессии у детей старшего дошкольного возраста, можно сказать, что у трети детей старшего дошкольного возраста выявлены высокий уровень агрессивного поведения, они часто проявляют вербальную, физическую и косвенную агрессию в повседневной деятельности, переживают чувство агрессии. Треть детей также проявляют различные виды агрессивного поведения, но чаще для защиты. И только 35 % старших дошкольников редко проявляют агрессивное поведение.
Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных игровой деятельности и ее возможностям (Железнова Л. А., Короткова Михайленко Н. Я., Новоселова С. Л., Славина Л. С., Трифонова О. А., Усова А. П.,Эльконин Д. Б.), специфике профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей (Лютова К. К., Монина Г. Б., Лаврентьева Г. П., Осипова А. А., Реан А. А., Хухлаева О. В., Шулина Т. Н.) позволил нам сформулировать ряд положений.
При разработке содержания игр, способствующих преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, необходимо опираться на следующие принципы:
- реализация в работе с ребенком зоны ближайшего развития, что позволит добиться максимального развивающего эффекта,
- учет индивидуально-психических особенностей ребенка в процессе подбора содержания игровой деятельности и его реализации в группе детей,
- создание благоприятного микроклимата социальной среды, что позволит детям чувствовать себя максимально комфортно и отработать поведенческие навыки, а затем перенести их в повседневную жизнь,
- осуществление единства диагностики и коррекции позволит отслеживать промежуточные результаты и своевременно вносить изменения в содержание и организацию работы с детьми, что в свою очередь даст наибольший коррекционный эффект,
- деятельностный подход к коррекционной работе позволит быть максимально приближенным к специфике детской психики и добиться закрепления приобретаемых знаний и умений.
Итак, используя игровую деятельность с целью коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, следует подбирать комплекс игр таким образом, чтобы:
- во-первых, в комплекс были включены игры, направленные на отреагирование детьми чувства злости, гнева, агрессии в приемлемых формах;
- во-вторых, в процессе игровой деятельности должно происходить обучение детей навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля своего эмоционального состояния;
- в-третьих, подбирать сюжеты игр необходимо так, чтобы они способствовали развитию у детей эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям;
- в-четвертых, игры должны быть направлены на формирование у детей навыков общения и развитие умения взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
В процессе осуществления процесса коррекции агрессивного поведения посредством игровой деятельности важно создавать положительный эмоциональный фон в процессе игры дошкольников и опираться на актуальные для данной группы детей и индивидуальные проявления агрессивного поведения у детей, чтобы не провоцировать немотивированные и бесконтрольные агрессивные реакции.
Анализ результативности проведенной работы показал, что в результате использования игровой деятельности как средства коррекции агрессивного поведения у 40 % детей старшего дошкольного возраста произошло снижение изучаемых показателей. Тем не менее, при оценке результатов необходимо учитывать тот факт, что, с одной стороны, большое количество детей с положительной динамикой обусловлено тем, что агрессивное поведение еще не переросло у детей данного возраста в агрессивность и не зафиксировалось как черта личности, а с другой стороны, в рамках данного исследования, невозможно было отследить причины возникновения агрессивного поведения, что может объяснить нестабильную динамику у отдельных детей. В целом, необходимо продолжение работы по профилактике и снижению агрессивного проведения у детей.
Литература:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 26.02.2014 г.).
2. Болотникова, О. П. Психология девиантного развития и поведения: учеб.-метод. пособие [Текст] / О. П. Болотникова. — Тольятти: ТГУ, 2010. — 59 с.
3. Егошкин, Ю. В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: дисс. … канд. психол. наук [Текст] / Ю. В. Егошкин — М., 1995. — 154 с.
4. Реан, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
5. Смирнова, Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 17–26.
6. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И. А. Фурманов. — СПб.: Речь, 2007. — 408 с.
7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. — М.: Академпроект, 2013. — 303 с.