Мировая история культуры характеризуется разной степенью внимания к женщине в обществе. Существовали эпохи матриархата, активного подъема женской самостоятельности, которые сменялись патриархатом, подчиненным и угнетенным положением женщины. ХХ век прошел под знаком женской эмансипации, результаты которой плачевным образом сказались на развитии культуры, на состоянии семьи, на духовном облике современницы, которая, к сожалению, забыла о своем назначении — дарить жизнь [4, с. 252–259].
Основной задачей данной статьи не является доскональное изучение отдельных персонажей мифологии различных стран, мы рассмотрим особенности строения мифологии на примере Греции, общие гендерные стереотипы и изменяющиеся гендерные роли, закрепленные за женскими и мужскими образами в мифологических, этнических и социальных системах различных культур, а также выявим причины перехода отдельных ролей от персонажа к персонажу по половому признаку в зависимости от уровня развития общества во временном континууме [1, с. 195–197].
В первую очередь, нужно рассмотреть культ Великих Матерей, поскольку данное явление наиболее четко отображает изменение гендерных позиций в различных структурах — от полного почитания женского начала в мифологиях различных стран до перехода женской власти на вторые и третьи позиции по отношению к мужскому началу, а часто и вовсе сведение женского главенства к нулю и передача всех функций мужским божествам. Важно отметить, что под матриархатом мы понимаем не женское всевластие, а влияние женского начала на социум в родоплеменном и других обществах. Примером может служить наследование по материнской линии, при этом большое влияние имеют женские жреческие сообщества.
Рассмотрим мифологию Древней Греции в качестве примера распределение ролей между мужскими и женскими персонажами. (Ученые много спорили по временных рамках происхождения религиозной основы Греции. В итоге, на данный момент считается, что религия Древней Греции формировалась до 2000 года до нашей эры, так как позднее уже начинали строиться города в честь некоторых богинь и богов). Как во многих мифологических сказаниях, в древнегреческой мифологии ЖИЗНЬ начинает свое существование из хаоса, но хаос порожден мглой (женский персонаж).
Что появляется первым после хаоса? — Нюкта (ночь), Эреб (мрак) и Эрос (любовь) — это так называемое первое поколение богов. Дальше идет второе поколение богов: Эфир (воздух), Гемера (день), близнецы Гипнос (тяжелый сон) и Танатос (смерть), Керы (несчастья), Мойры (женские образы, определяющие судьбу всех существ, включая богов) и другие персонажи- дети Эреба и Нюкты. Далее появляется земля- Гея (олицетворение женского начала, дочь Эфира и Гемеры), которая символизирует Богиню-Мать и является прародительницей всего живого, началом всех начал. У Геи нет равного ей мужского персонажа, так сказать прародителя, что свидетельствует об особом почитании женщин.
Небо — Уран (порождённый Геей, по некоторым источникам он является братом Геи) -становиться супругом своей «матери», они рождают на свет титанов, но это не дает Урану (мужскому персонажу) равной власти, так как его же ребенок (Крон) свергает его. А так же в сюжете первого сказания о происхождения мира можно увидеть, что не только створяющая функция отдана женскому образу, но и уничтожающая. Вспомним Богиню ночь, именно, она порождает богиню Танату — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, бога уничтожение Кера, Гипнос — мрачный и ужасающий сон, Немесиду — отмщение за преступления — и множество других.
Далее идет отчетливая дискриминация по половому признаку: страх Крона, что и его может свергнуть кто-то из детей, поэтому он поглощает их, дабы оставаться властителем. Однако это продолжается недолго. История повторяется и тогда, когда к власти приходит Зевс — один из самых могущественных богов в мифологии Древней Греции, являющийся верховным богом Олимпа (боги Олимпа отличаются особым могуществом и бессмертием). Здесь можно подумать, что вот он переход власти от женщины к мужчине, но нет. Зевс имеет равных себе по значению богов — своих освобождённых братьев и сестер. Нужно ли говорить о том, что хотя Зевс и считался царем богов, он не в праве был управлять своей судьбой. Судьбой Зевса управляют три Мойры (женский образ). Первая — Лахесис — определяет судьбу до рождения. Вторая — Клото — прядет нить человеческой жизни. Третья мойра — Атропос -предписывает смерть. Издавна определение судьбы является исключительно женской ролью, эту особенность можно назвать гендерным стереотипом. Но такая функция не приносила счастья женщинам, так как считалось, что женщины, предсказывающие судьбы, — ведьмы (они могли знать больше, чем обычный человек-это пугало людей, существует небезызвестный список примерного описания ведьмы «Молот ведьм». Были и такие времена, когда женщины сжигались, изгонялись и пр. только из-за злых языков).
Итак, Олимп считался «домом» главных божеств, их было двенадцать:
1. Зевс- громовержец, бог молнии и грозы (покровитель воинов, главный из богов, так как могущество и смелость — самые ценные качества для мужчин древности, это объясняется постоянной опасностью нападения, непрерывные завоевания, в которых побеждает сильнейший).
2. Аполлон (или Феб) — бог света и солнца, олицетворение гармонии (мирное время очень ценилось греками, поэтому данное божество входило в список наиболее почитаемых).
3. Артемида — изначально богиня охоты, с развитием общества ее функции менялись, она стала богиней луны и покровительницей рожениц, Артемида являлась сестрой- близнецом Аполлона, что говорит об одинаково важном значении этих божеств (функции Артемиды менялись не случайно. Богиня охоты — это огромное значение при родоплеменном строе, так как охота являлась одним из главных источников пищи, а так же умение охотиться сопоставлялось с умением защитить себя и свое племя, что тоже немало важно в неспокойные времена. Затем функции ее меняются: покровительство роженицам — главной функцией женщин всегда считалось рождение на свет детей. А что бы роды прошли хорошо, ребенок родился здоровым, необходимо божество, которому приносились бы жертвы. К тому же роды часто сопровождались кровотечениям, а потеря крови считалась утратой энергии божества, которую нужно пополнить, принеся жертву, которая дала бы новую кровь богине, что бы та и впредь помогала при родах).
4. Арес — бог войны (военные действия часто приносили выгоду, новые земли, ценные вещи, но забирали жизни людей, Арес же должен был помочь сохранить воину жизнь и одержать победу).
5. Афина — богиня военной мудрости, покровитель знаний и ремесел (интересно появление Афины на свет, она выходит из головы Зевса в полном военном облачении. Э эта богиня является одной из наиболее почитаемых, считается любимой дочерью Зевса, обладательницей мудрости, которой так часто не хватало людям).
6. Афродита — богиня любви и красоты, ее атрибутом считается пояс (любовь- наиболее сильное и важное чувства в жизни людей, считалось, что любовь приходит и уходит по воле Афродиты, так же девушки обращались к данной богине для сохранения красоты и молодости, эта богиня так же входила в список наиболее почитаемых).
7. Гера — жена и сестра Зевса, главная из богинь Олимпа, считалась хранительницей Олимпа (отвечала за домашний уют, покровительница брака и семьи).
8. Гермес — изначально бог скотоводства и покровитель пастухов, но с течением времени, когда скотоводство перестает играть одну из важнейших ролей, Гермес становиться вестником олимпийских богов, покровителем путешественников. Так же он считается проводником умерших душ до царства Аида, а с развитием торговли приобретает функцию покровительства купцам (в данном случаи явно прослеживается изменение функции божества с развитием общества).
9. Гестия — богиня домашнего очага, покровительница вечного огня (огонь, очаг, тепло и дом- это сфера Гестии, которая была сестрой Зевса и покровительствовала женщинам-домохозяйкам).
10. Гефест — бог-кузнец, муж вечно молодой и прекрасной Афродиты (бог огня и кузнечного дела, которое считалось наиболее важным ремеслом для мужчин, сразу после военного дела так, как только благодаря хорошей работе кузнецов, воин мог пользоваться качественным оружием).
11. Деметра — богиня земледелия и плодородия (с развитием общества земледелие не уходит из жизни людей, оно всегда остается источником пищи, это говорит о важности функции Деметры).
12. На 12-е место среди Олимпийских богов претендовали: Посейдон — бог морей, источников и различных вод, брат Зевса; Аид — бог царства мёртвых, брат Зевса; Дионис (или Вакх) — бог растительности, виноградарства, виноделия, плодородия земли, самый веселый из богов, который покровительствовал виноделам (любимец народа, в честь этого божества устраивались особые праздники после сбора урожая- дионисии, когда все пили винные напитки и веселились) [2].
К наиболее почитаемым богам так же относят: Эрос (или Эрот) — бог любви. Сын Афродиты и Гермеса (Артемиды и Гермеса), крылатый, хитроумный, надменный и жестокий малыш. Геба — богиня юности, дочь Зевса. Персефона — богиня растительного мира, дочь Деметры.
Мифология античной Греции показывает, что в понимание женственности, кроме красоты и внешнего обаяния, человечество включило материнство и воспитание детей, творчество домашнего очага, помощь мужчине. Богоподобной женщину делает любовь. Когда женщина берет на себя функции мужчины, то есть стремиться быть «мужественно», это чревато драматическими последствиями для нее самой и для окружающих [3, с. 464–467].
Антагонизм женского и мужского начала в современной культуре — это показатель его неблагополучия. Культурологическое воспитание, посвященное вопросам пола, должно быть связано с возрождением проверенных временем нравственных аспектов [5., с.100–102].
Литература:
1. Валеева Е. В. Взаимодействие духовного и чувственного в сознании современного человека // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–2. С. 195–197.
2. Наговицын А. Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. — М.: МПСИ: Флинта, 2005–440 с.
3. Фортунатов А. Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1–2. С. 464–467.
4. Фортунатова В. А. Философия современной культуры: между ростом и истощением // Приволжский научный журнал. 2009. № 3. С. 252–259.
5. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная синергетика в системе образовательных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7–5 (14). С. 100–102.