Под травмой зуба понимают нарушение анатомической целостности зуба и окружающих тканей или изменение положения зуба в зубном ряду. Рост распространенности травм зубов у детей объясняется популярностью различных видов спорта (хоккей, футбол, разные виды борьбы, бокс и др.). Другими часто встречающимися причинами травмы зубов являются случайные падения или удары на улице и во время игры, бытовое травмирование, травмы в школе, травма в результате драки, а также автодорожная катастрофа. Травмированию зубов также способствует ортодонтическая патология. У детей с протрузией верхней челюсти (дистальный прикус) травма встречается в 5 раз чаше, чем у детей с ортогнатическим прикусом. Часто случаются травмы зубов у детей с дефектами зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, у психоневрологических больных.
Согласно статистическим данными, чаще травмируются передние зубы, особенно верхние резцы, у детей в возрасте от 6 до 10 лет. Следует отметить рост посттравматических осложнений, таких, как периодонтит, одонтогенные кисты и др., которые часто приводят к остановке развития корней травмированных зубов и их быстрой потере.
Лечение травм зубов у детей сложное, требует значительных усилий, имеет правовые и социальные последствия.
Весь период реабилитации ребенка с травматическим повреждением зубов разделяют на 3 этапа (Т. Ф. Виноградова, 1987):
I— этап первичной медицинской помощи;
II— этап специализированной медицинской помощи;
III— этап диспансерного наблюдения, последующего лечения, восстановления функции.
Этап первичной медицинской помощи продолжается от момента обращения к врачу до получения специализированной медицинской помощи. На этом этапе медицинская помощь может быть оказана в любом медицинском учреждении, в которое обратился ребенок после травмы зубов. Врач-стоматолог или другой специалист должен оценить общее состояние ребенка, установить диагноз, провести (в случае необходимости) обезболивание, назначить анальгетики, анестетики, антибиотики и при отсутствии повреждений мяг-kilx тканей, костей челюстей направить к стоматологу-терапевту.
Любое промедление или неправильно определенная тактика лечения приводит к осложнениям или потере зуба.
Этап специализированной медицинской помощи включает:
1) правильное оформление истории болезни;
2) сбор анамнеза;
3) проведение клинических методов исследования (осмотр, пальпация.
4) перкуссия и др.);
5) проведение вспомогательных методов исследования (рентгенография.
6) электроодонтодиагностика — ЭОД):
7) постановка диагноза;
8) лечение.
Правильное оформление истории болезни имеет не только медицинское, но и юридическое значение. Во время сбора анамнеза необходимо в первую очередь выяснить: где, когда и при каких обстоятельствах случилась травма; каково общее соматическое здоровье ребенка; имели ли место проявления симптомов, указывающих на повреждение головного мозга (головная боль, обморок, амнезия, рвота, нарушение зрения, судороги, затруднение речи), местных симптомов (отек, боль); обращался ли ребенок за медицинской помощью, что было сделано на этапе первичной медицинской помощи? Была ли ранее травма этого зуба? При подозрении на черепно-мозговую травму ребенка должен немедленно осмотреть специалист соответствующего профиля.
Вторая группа вопросов определяет юридическую и социальную направленность последствий травмы. Среди них могут быть такие: кто ударил, чем, при каких обстоятельствах, где, когда и т. д.
Третья группа вопросов связана с определением возможности применения тех или иных лекарственных средств (аллергологический анамнез). Необходимо выяснить судьбу отломанной части зуба или целого зуба. Если имеется подозрение на попадание его в легкие, нужно сделать рентгенографию легких. При травме челюстно-лицевой области, полученной инородными предметами, проводится вакцинация против столбняка, если она не проводилась ранее.
Цель проведения клинического обследования — установить диагноз травматического повреждения и определить оптимальную тактику его лечения.
Каждого ребенка с травмой зубов необходимо обследовать с помощью основных и вспомогательных методов, включающих осмотр, перкуссию, пальпацию, инструментальные методы, определение температурной чувствительности пульпы зуба, рентгенографию, ЭОД, трансиллюминацию [2, с. 90].
Во время осмотра полости рта обращают внимание на смещение зуба в зубном ряду, изменение его цвета, оценивают уровень отлома части коронки, наличие кровотечения из пульпы, зубодесневой борозды, цвет пульпы, возможный перелом альвеолы, повреждение прилегающих тканей, нарушение окклюзии зубов.
Пальпация дает возможность определить подвижность зуба или его части, конфигурацию мягких тканей, альвеолярной кости. Если зубы двигаются в «блоке», это может свидетельствовать о переломе альвеолярной кости.
Перкуссия травмированного зуба практически всегда болезненна. Она также дает возможность определить, вовлечены ли в травму на вид неповрежденные зубы, расположенные рядом с травмированным. Изменение звука во время перкуссии дает возможность заподозрить заапикальное кровоизлияние или разрыв сосудисто-нервного пучка.
Инструментальные методы применяют, если возникает в этом необходимость.
Рентгенологическое исследование является обязательным при любом травматическом повреждении зубов и может проводиться несколько раз. На основании данных рентгенографии выясняют степень сформированности корня зуба, а также возможность перелома корня, который может сопровождать перелом коронки или быть самостоятельным, определить степень вывиха. Правильная оценка данных рентгенограммы является залогом успешного лечения травмы. При травме применяются следующие виды рентгенографии:
- ортопантомография;
- прицельная рентгенография;
- боковой снимок нижней и верхней челюсти;
- окклюзионная рентгенограмма.
Важным методом исследования травм зубов является ЭОД, применяемый в зубах как со сформированным корнем, так и с несформированным. В зубах с несформированным корнем данные сопоставляют с данными одноименного. не травмированного зуба. Метод используют для сравнения данных в динамике лечения травмы. При первом обращении сразу после повреждения показатели ЭОД могут быть значительно снижены в результате отека пульпы, периодонта, повреждения сосудисто-нервного пучка, травмы альвеолярной кости. Поэтому ЭОД следует повторить через несколько дней для определения состояния пульпы в травмированном зубе и возможного сохранения пульпы или ее части как важного элемента завершения роста корня зуба, консолидации перелома корня зуба.
На основании анамнеза, данных клинических, рентгенологических, других вспомогательных методов исследования врач ставит диагноз. С этой целью применяют классификацию травм зубов, принятую ВОЗ [5, с. 61].
Классификации травматических повреждений зубов
Первую классификацию травмы зубов ввел Эллис. Автор выделяет 9 классов повреждения зубов после травм [1, с. 532].
I. — перелом коронки зуба в пределах эмали;
II. — перелом коронки зуба в пределах эмали и дентина;
III. — перелом коронки зуба с обнажением пульпы;
IV. — травма, вызвавшая потерю жизнеспособности пульпы с переломом или без перелома коронки зуба;
V. — полный вывих зуба;
VI. — перелом корня;
VII. — подвывих зуба;
VIII. — перелом коронки зуба в пришеечной области;
IX. — повреждение молочных зубов.
Другой распространенной классификацией является классификация ВОЗ, в основу которой положена классификация Андрезена. Она учитывает не только травму зубов, но и повреждение тканей пародонта, кости, десны и слизистой оболочки полости рта.
I. Повреждение твердых тканей зуба и пульпы:
- трещины эмали (А);
- перелом коронки без обнажения пульпы (повреждение эмали — В, повреждение эмали и дентина — С);
- перелом коронки с обнажением пульпы (D);
- перелом коронки и корня с обнажением пульпы (Е);
- перелом корня (F).
II. Повреждение тканей пародонта:
- сотрясение зуба (concussion) (A) — без увеличения подвижности зуба и
- без его смещения, с незначительной реакцией периодонта на перкуссию;
- подвывих (В) — увеличенная подвижность зуба без смещения;
- вывих:
- вколачивание зуба в глубь тканей (С);
- выход зуба из лунки (D);
- смещение зуба в направлении, отклоненном от осевого (Е);
- полный вывих зуба (F).
III. Повреждение кости:
- соединение с зубной лункой (А), вколачивание зуба вглубь тканей;
- перелом стенки зубной лунки (В);
- перелом кости альвеолярного отростка (С и D);
- перелом кости нижней или верхней челюсти (Е и F).
IV. Повреждение десен или слизистой оболочки полости рта:
- ранение десен или слизистой оболочки (А);
- ушиб десен или слизистой оболочки (В);
- отслоение десен или слизистой оболочки (С).
План вмешательств. Прогноз
Во время постановки диагноза нужно учитывать возможность комбинированного повреждения зубов и других тканей полости рта. Для выбора тактики лечения определяющими являются стадия развития корней постоянных зубов у детей, степень тяжести повреждения, общее состояние больного, продолжительность периода времени, прошедшего после получения травмы, сотрудничество пациента с врачом [4, с.721]. Необходимо принять во внимание материальные затраты, пользу от проведенных мероприятий, риск возможных осложнений [3, с.441].
Показания к применению консервативных методов лечения травм зубов.
1. Перелом коронки постоянного зуба в пределах эмали
2. Перелом коронки постоянного зуба в пределах дентина
3. Перелом коронки постоянного зуба со вскрытой пульповой камерой
4. Время обращения после травмы не более 6 часов.
5. Жалобы: а) боль непостоянная, от слабой до умеренной.
б) отсутствие спонтанной боли
в) несмотря на чувствительность к холодовым раздражителям, пациенты нормально принимают пищу, избегая попадания очень горячей или очень холодной пищи.
6. Показания ЭОД менее 50 мкА.
Методы лечения.
1. Непрямой метод лечения.
Показан в случаях переломов без вскрытия пульповой камеры.
2. Прямой метод лечения.
Показан в случаях переломов со вскрытием пульповой камеры
Общее лечение.
1. Физиотерапия:
а) Лазеротерапия
в области верхушки причинного зуба в области выхода тройничного нерва (перед козелком уха причинной стороны.
б) УВЧ противовоспалительные параметры.
2. Противовоспалительная терапия:
а) Антибиотикотерапия
б) Нестероидные противовоспалительные препараты
в) Антигистаминные препараты.
Литература:
1. Хоменко Л. А. Терапевтическая стоматология детского возраста.- Киев Книга плюс.- 2010 г. — 804 с.
2. Сущенко А. В., Алферова Е. А., Дремалов Б. М., Красникова О. П., Вусатая Е. В. Сравнительная характеристика осложненного и неосложненного течения гнойно-воспалительной патологии челюстно-лицевой области у детей // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2013. — № 1. — С. 90
3. Бухтояров А. Ю., Сущенко А. В. Повышение эффективности антибактериального действия гидрокальциевого материала при лечении периодонтитов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2013. — Т.12. — № 2. — С. 440–442
4. Чучупал О. В., Сущенко А. В. Научное обоснование оптимизации антистрессового обеспечения организма при препарировании кариозных полостей твердых тканей зубов у пациентов детского возраста // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.- 2013.- Т.12.- № 3.- С. 720–722
5. Кунин В. А., Олейник О. И., Сущенко А. В. Адаптивный подход рационального выбора тактики лечения стоматологических заболеваний // Вестник новых медицинских технологий. — 2004. — Т.11. — № 6. — С.61