Межличностные истатусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности
Курникова Нина Олеговна, магистрант
Тольяттинский государственный университет (Самарская обл.)
Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений младших школьников, в ходе командообразования в игровых видах спорта (на примере волейбола), и влияние данного процесса на эффективность игровой деятельности в команде, за счет внедрения в учебно-тренировочный процесс программы тренинговых заданий и упражнений.
Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, младшие школьники, комадообразование, эффективность игровой деятельности.
Межличностные отношения в команде оказывают огромное влияние на уровень спортивных достижений, наряду с такими компонентами тренировочного процесса как: теоретическая, тактическая и техническая подготовка. Юных спортсменов нужно обучить, как правильно строить свои взаимоотношения в коллективе, отношения с людьми, от этого будет зависеть успех в дальнейшей жизни. Ведь общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в том числе и спортивной [1].
Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формированию благоприятной «психологической атмосферы» спортивных команд.
Н. В. Костикова с соавторами (2013) отмечают, что командообразование — это внутриколлективный процесс, подчиненный повышению сплоченности коллектива на основе общих ценностей и представлений ставит перед собой цели: формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях; повышение уровня личной ответственности за результат; переход из состояния конкуренции к сотрудничеству; повышение уровня доверия между членами команды; переключение внимания участника с себя на команду; повышение командного духа, вывод команды на лидирующие позиции турнира 2, С.88.
На современном этапе в нашей стране можно отметить возрождение ранее актуальных психолого-педагогических проблем командной подготовки в спорте. Это требует особого внимания ученых для получения научной информации о причинах подъема общественного интереса к ранее актуальным проблемам психологии спорта, к спортивной педагогике как средству развития личности, сохранения и укрепления здоровья нации.
Следовательно, проблема исследования обусловлена значимостью исследования динамики межличностных отношений в спортивной команде как средства развития личности, сохранения и укрепления здоровья юных спортсменов.
Для решения данной проблемы мы разработали программу и решили внести в нее игры-тренинги, которые позволили нам эффективно использовать время для формирования спортивного коллектива в тренировочной деятельности.
Такая форма как тренинг был выбран нами не случайно, так как данная форма обучения позволяет закрепить навык командного взаимодействия и делает учебно-тренировочный процесс более содержательным и качественным.
При этом, как отмечает Н. В. Костикова с соавторами (2013), среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются ролевые игры (исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации) и групповые дискуссии совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи, так как, выполняя в процессе игры роль юные спортсмены имеют возможность знакомства с комплексом моделей поведений, косвенной ориентации на них 2, С.89.
Реализация нашей программы состоит из трёх этапов:
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Заключительный этап.
I. Подготовительный этап— упражнения тренинга общения.
Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.
Задача данного этапа — подготовить учеников к их совместной деятельности в игре, наблюдая за общением детей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом.
Основной принцип тренинга данного этапа — освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.
II. Основной этап— упражнения, направленные на сплочение группы.
Цель этапа — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу.
Задача этапа — организовать коллективную спортивную деятельность внутри группы.
III. Заключительный этап. Этот этап является самым сложным иодновременно важным— упражнения, направленные на разрешение, профилактику иуправление конфликтом.
Цель этапа — ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами; формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Задача этапа — обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.
Гипотеза нашего исследованиясостояла в том, что существует взаимосвязь между процессом командообразования в игровых видах спорта и динамикой межличностных отношений младших школьников, причём высокий уровень гармоничности межличностных отношений определяет достаточный для эффективного командообразования уровень сплоченности и социально-психологический климат группы (коллектива).
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МОУ СОШ № 165 г.о. Самара. Общее количество школьников составляло 52 человека, 28 человек — 2 «А» класс (контрольная группа) и 24 человека — 2 «Б» класс (экспериментальная группа). Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной программы проходило с 2013 — по 2015 год, в ходе чего были получены следующие результаты исследования.
Изменились показатели включенного наблюдения, которое проводилось по шкале разработанной В. Л. Марищуком и Л. К. Серовой (таблица 1) [3].
По исходным данным оценки межличностного взаимодействия были получены следующие показатели:
1) 2 «А» класс — 2,35±0,63 балла;
2) 2 «Б» класс — 3,18±0,81 балла.
Как видно из таблицы 1 процент продуктивного общения на начало исследования был значительно выше во 2 «Б», а процент непродуктивного общения во 2 «А».
Эти показатели характеризуют уровень межличностного взаимодействия ниже среднего. Учитывая, что учащиеся, которые участвовали в эксперименте, отличаются низким уровнем спортивного мастерства, полученные данные следует считать достаточно объективными. Факт уровня достоверности различий между классами равный Р>0,05 свидетельствует о том, что учащиеся обеих групп в начале исследования обладали равными показателя межличностного общения и спортивного взаимодействия.
Таблица 1
Динамика показателей межличностного взаимодействия (МВС) учащихся по шкале наблюденияВ.Л.Марищуком иЛ.К.Серовой
Класс |
Кол-во (n) |
Исходные данные (М1) |
Δδ1 |
Р, Р1 |
Итоговые данные (М2) |
δ, δ2 |
Р, Р2 |
Уровень повышения (М2– М1) |
δ, δ3 |
РР3 |
3 «А» |
28 |
2,35 |
0,63 |
Р>0,05Р |
3,02 |
0,47 |
Р<0,05 |
0,67 |
0,33 |
Р<0,05 |
3 «Б» |
24 |
3,18 |
0,81 |
4,69 |
0,61 |
1,51 |
0,57 |
Примечания: δ1 — среднее квадратическое отклонение исходных данных; δ2 — среднее квадратическое отклонение итоговых данных; δ3 — среднее квадратическое отклонение уровня повышения показателей ОТТД; Р1 — уровень достоверности различий между исходными данными; Р2 — уровень достоверности различий между итоговыми данными; Р3 — уровень достоверности различий между приростом показателей.
Согласно итоговым данным МВС наблюдалось повышение успешности действий учащихся в условиях тренировки и соревнований. В обоих классах произошел уровень прирост показателей, однако в исследуемых группах он был не одинаковым и в среднем составил:
1) прирост показателей 2–3 «А» класса составил в среднем 0,67±0,33 балла (Р>0,05);
2) прирост показателей 2–3 «Б» класса составил в среднем 1,51±0,57 балла (Р<0,05) (см.табл.1).
Полученные результаты показали, что улучшение функционального взаимодействия в исследуемых классах позволило повысить эффективность игровых взаимодействий, прежде всего за счет снижения количества нарушений, связанных с согласованной оценкой игровых действий, что положительно сказалось на эффективности технико-тактических действий в команде.
Успешность игрового взаимодействия изучалась по профилю Ю. Ханина используемый для изучения характера внутригруппового общения в команде [4].
Анализ успешности игрового взаимодействия и характера внутригруппового общения показал, что повысился процент продуктивного общения в обеих группах, а так же снизился процент отсутствия общения и непродуктивного общения (таблица 2).
Таблица 2
Успешность игрового взаимодействия ихарактер внутригруппового общения
Характер реагирования игроков |
Контрольная группа 3 «А» класс (в%) |
Экспериментальная группа 3 «Б» класс (в%) |
Продуктивное общение |
21,3 |
31,2 |
Отсутствие общения |
15,7 |
22,1 |
Непродуктивное общение |
5,4 |
1,8 |
Однако прирост показателей продуктивного общения в контрольной группе составил всего 3,1 %, в то время как в экспериментальной группе прирост составил 21,1 %. Следовательно, уровень продуктивного общения в экспериментальной группе относительно показателей контрольной группы повысились на 18 %.
В экспериментальной группе наблюдается больший процент отсутствия общения в игре, однако если сравнить результаты до и после эксперимента, мы увидим, что отсутствие общения в экспериментальной группе снизилось на 18,9 %, в контрольной группе на 4,5 %. Следовательно, уровень отсутствия общения в игре в экспериментальной группе относительно показателей контрольной группы снизился на 14,4 %.
Рис. 1. Показали общения на основе группового профиля
Как видно из рисунка 1 процент продуктивного общения значительно выше в экспериментальной группе, а процент непродуктивного общения в контрольной группе, таким образом, из полученных результатов можно сделать вывод, что в целом уровень успешности игрового взаимодействия стал значительно выше в экспериментальной группе.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что в процессе спортивной подготовки, отношения в группе характеризуются определенной разницей психолого-педагогического влияния на психологическое состояние каждого учащегося.
Таким образом, в динамике социально-психологических позиций учащихся в процессе данного исследования, можно отметить наличие достоверного (Р<0,05) повышения показателей межличностных отношений, что подтверждает гипотезу исследования, которая состояла в том, что существует взаимосвязь между процессом командообразования в командных видах спорта и динамикой межличностных отношений младших школьников, причём высокий уровень гармоничности межличностных отношений определяет достаточный для эффективного командообразования уровень сплоченности и социально-психологический климат группы (коллектива).
Следовательно, применяемая нами программа, на основе тренинговых упражнений оказалась эффективной, что подтверждается результатами исследования.
Литература:
- Ильин, Е. П. Психология спорта/ Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
- Костикова, Н. В. Тренинговые технологии как инновационный проект в подготовке спортивного резерва в футболе/ Н. В. Костикова, Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева // Сборник материалов IX-ой Международной научно-практической конференции психологов спорта и физической культуры. — М.: РГУФКСМиТ, 2013. — С.88–90.
- Психодиагностика в спорте: Учебное пособие/ Под ред. В. Л. Марищук, Ю. М. Блудова, Л. К. Серовой. — М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
- Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте/ Ю. Л. Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 208 с.