Данная статья посвящена сопоставительному анализу результатов семантического исследования значений своего образа мира, профессиональной деятельности, а также представителя своей профессии государственными служащими, а также студентами, обучающимися по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Ключевые слова: государственная служба, семантический дифференциал, образ мира, семантические универсалии, развитие значения.
This article is devoted to comparative analysis of the results of the se-mantic research values his image of the world, professional activities as well as the representative of his profession civil servants, as well as students studying in the specialty «State and municipal management».
Keywords:public service, semantic differential, the image of the world, semantic universals, development of the meaning.
Проблема повышения качественного уровня управленческой деятельности в государственных органах власти представляется нам важной и актуальной. Профессионализм государственного служащего может выступать в качестве фактора, обеспечивающего гармоничное развитие общества. Вместе с тем, качественная реализация государственными служащими профессиональной деятельности связана не только с профессиональной компетентностью, но и с психологическими характеристиками, определяющими её эффективность и направленность [3]. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость исследования профессионального образа мира и образа жизни государственного служащего.
Характеризуя существующие исследования в данном направлении [2,3], следует отметить, что в них рассматривается вопрос профессиографического исследования государственных служащих или же описания совокупности черт профессионала, без учета их востребованности в различных деятельностных контекстах. В нашей работе осуществлено применение инструментария психологии субъективной семантики, что позволяет осуществить построение содержательной модели профессионального видения мира посредством рассмотрения психологических особенностей субъекта профессии, представления структуры его смыслов, значений в языковых конструктах, характерных для данной профессии.
Методологической основой нашего исследования выступила концепция профессиональной специфичности образа мира, предложенная В. П. Серкиным [4]. Согласно данной концепции, образ мира представляет собой интегральную систему значений человека, развитие которой детерминировано двумя факторами. Первым фактором является процесс сознания, осуществляющий конструирование образа мира посредством генерации значений. Вторым детерминантом развития образа мира является образ жизни, представляющий собой систему осуществляемых субъектом деятельностей. При этом профессиональная деятельность, являясь составной частью образа жизни, оказывает влияние на формирование системы значений в целом.
Для изучения развития представлений государственных и муниципальных служащих об их образе жизни, профессиональной деятельности и типичном государственном/муниципальном служащем в процессе освоения профессиональной деятельности нами были использованы специализированные семантические дифференциалы (СД) В. П. Серкина для оценки образа жизни, работы и профессионала [5]. Выборка исследования была представлена двумя группами испытуемых. В первую группу вошли составили государственные и муниципальные служащие города Магадана в количестве 22 человек в возрасте от 24 до 45 лет. Из них: 8 — мужчин, 14 — женщин. Вторая группа была представлена студентами Магаданского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, обучающимися по специальности «Государственное и муниципальное управление» в количестве 20 человек в возрасте от 19 до 49 лет. Из них: 7- мужчин и 13 — женщин.
Для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» характерны следующие (ниже изложенные) представления об их образе жизни, их профессиональной деятельности и себе как «типичном государственном /муниципальном служащем).
Испытуемые оценивают понятие «образ жизни» (Таблица 1) с использованием следующих характеристик: достойный, дружеский, понимающий, подвижный, уверенный, настоящий, комфортный, интересный, осмысленный, нравственный, ответственный, истинный, миролюбивый, смелый, сытый, уважительный, веселый.
В семантическую универсалию оценки студентами понятия «профессиональная деятельность» (Таблица 2) вошли такие дескрипторы, как квалифицированная, высокоответственная, востребованная, связанная с людьми, легальная, коммуникабельная, социальная, официальная, ответственная, обязательная, стабильная.
Испытуемые оценивают понятие «типичный государственный/муниципальный служащий» (Таблица 3) с использованием таких дескрипторов как: квалифицированный, способный, компетентный, образованный, знающий, ответственный, умелый, востребованный, выполняющий, эффективный, целеустремленный, заинтересованный, развивающийся, уверенный, работоспособный, инициативный, предприимчивый, подготовленный, полезный, умный.
Для государственных и муниципальных служащих города Магадана характерны следующие (ниже изложенные) представления об их образе жизни, их профессиональной деятельности и себе как «типичном государственном /муниципальном служащем).
Испытуемые оценивают понятие «образ жизни» (Таблица 1) с использованием преимущественно положительных характеристик. Так, государственные и муниципальные служащие оценивают их образ жизни как понимающий, ответственный, уважительный, положительный, дружеский, уверенный, настоящий, осмысленный, нравственный, счастливый, смелый.
В семантическую универсалию оценки государственными служащими понятия «профессиональная деятельность»(Таблица 2) вошли такие дескрипторы, как квалифицированная, активная, высокоответственная, умственная, официальная, долговременная, обязательная, профессиональная, интенсивная, напряженная, многосторонняя, связанную с людьми, легальная, коммуникабельная, социальная, постоянная, бюджетная и осуществляемая в помещении. Интерпретируя полученные дескрипторы, мы можем говорить о сочетании двух векторов направленности оценивания: когнитивный компонент и социальное наполнение профессиональной деятельности оцениваются преимущественно положительными характеристиками (квалифицированная, профессиональная, многосторонняя, социальная, постоянная), в то время как компонент аффективный оценивается негативно (долговременная, высокоответственная, интенсивная, напряжённая, ответственная, обязательная).
Испытуемые оценивают понятие «типичный государственный/муниципальный служащий» (Таблица 3) с использованием таких дескрипторов как: квалифицированный, компетентный, образованный, знающий, ответственный, эффективный, уверенный, работоспособный, способный, умелый, выполняющий, добросовестный, развивающийся. В семантическую универсалию данного понятия входят понятия, характеризующие общие аспекты профессиональной компетентности (квалифицированный, компетентный и т. д.), а также совокупность когнитивных качеств (образованный, знающий) и характеристики процесса осуществления деятельности (выполняющий, ответственный, добросовестный).
Таблица 1
Сопоставление семантических универсалий оценки понятия «Образ жизни» студентами МИЭ СПбУУЭ и государственными служащими г. Магадана (по 90 %-му интервалу)
Студенты |
Государственные служащие |
||
Признак |
Вес признака |
Признак |
Вес признака |
Дружеский |
2 |
Дружеский |
2 |
Понимающий |
2,4 |
Понимающий |
2,26 |
Уверенный |
1,8 |
Уверенный |
1,73 |
Настоящий |
2,25 |
Настоящий |
2,13 |
Осмысленный |
2,15 |
Осмысленный |
1,91 |
Нравственный |
1,95 |
Нравственный |
2,04 |
Ответственный |
2,25 |
Ответственный |
2,6 |
Смелый |
1,95 |
Смелый |
1,95 |
Уважительный |
2,1 |
Уважительный |
2,21 |
Подвижный |
1,95 |
Счастливый |
2,17 |
Достойный |
2,4 |
Положительный |
2,3 |
Комфортный |
2 |
|
|
Интересный |
1,8 |
|
|
Истинный |
2,25 |
|
|
Миролюбивый |
2,2 |
|
|
Весёлый |
2,5 |
|
|
Сытый |
1,9 |
|
|
Таблица 2
Сопоставление семантических универсалий оценки понятия «Профессиональная деятельность» студентами МИЭ СПбУУЭ и государственными служащими г. Магадана (по 90 %-му интервалу)
Студенты |
Государственные служащие |
||
Признак |
Вес признака |
Признак |
Вес признака |
Квалифицированная |
2,45 |
Квалифицированная |
2,6 |
Высокоответственная |
2,2 |
Высокоответственная |
2,6 |
Официальная |
2,1 |
Официальная |
2,48 |
Ответственная |
2,45 |
Ответственная |
2,73 |
Обязательная |
2,25 |
Обязательная |
2,56 |
Связанная с людьми |
2,1 |
Связанная с людьми |
2,47 |
Легальная |
2,15 |
Легальная |
2,82 |
Коммуникативная |
2,3 |
Коммуникабельная |
2,82 |
Социальная |
2,1 |
Социальная |
2,61 |
Востребованная |
2,26 |
Активная |
2,47 |
Стабильная |
1,85 |
Умственная |
2,47 |
|
|
Долговременная |
2,39 |
|
|
Профессиональная |
2,78 |
|
|
Интенсивная |
2,43 |
|
|
Напряженная |
2,52 |
|
|
Многосторонняя |
2,56 |
|
|
В помещении |
2,65 |
|
|
Постоянная |
2,47 |
|
|
Бюджетная |
2,56 |
Таблица 3
Сопоставление семантических универсалий оценки понятия «Типичный государственный/муниципальный служащий» студентами МИЭ СПбУУЭ и государственными служащими г. Магадана (по 90 %-му интервалу)
Студенты |
Государственные служащие |
||
Признак |
Вес признака |
Признак |
Вес признака |
квалифицированный |
2,35 |
Квалифицированный |
2,3 |
компетентный |
2,2 |
Компетентный |
2 |
образованный |
2,45 |
Образованный |
2,15 |
знающий |
2,2 |
Знающий |
1,95 |
ответственный |
2,1 |
Ответственный |
2,2 |
умелый |
2,2 |
Умелый |
1,85 |
выполняющий |
2,35 |
Выполняющий |
2,25 |
развивающийся |
2 |
Развивающийся |
1,8 |
уверенный |
2,05 |
Уверенный |
1,9 |
работоспособный |
2,3 |
Работоспособный |
2,1 |
способный |
2,35 |
Способный |
2,05 |
эффективный
|
2,25 |
Эффективный |
1,9 |
востребованный |
2,1 |
Добросовестный |
1,95 |
целеустремленный
|
2,45 |
|
|
заинтересованный |
2,26 |
|
|
инициативный |
2 |
|
|
предприимчивый |
2 |
|
|
подготовленный |
2,3 |
|
|
полезный
|
2,4 |
|
|
умный
|
2,15 |
|
|
При сопоставлении оценки профессиональной деятельности государственного служащего студентами, обучающимися по специальности «Государственное и муниципальное управление» и государственными служащими, мы можем отметить как увеличение общего числа дескрипторов, входящих в семантическую универсалию, так и больший вес универсалий в группе государственных служащих по сравнению с группой студентов. На наш взгляд, это связано с увеличением степени групповой сплочённости оценивания профессии в процессе освоения профессиональной деятельности. Примечательно, что дескрипторы, входящие в универсалию оценки профессиональной деятельности государственными служащими, в значительной степени характеризуют характер её протекания, представления о котором формируются непосредственно в процессе деятельности.
При сопоставлении оценки образа жизни студентами и государственными служащими мы можем отметить наличие противоположной тенденции. В группе студентов мы можем наблюдать большую степень групповой сплочённости оценивания, проявляющуюся в большем количестве дескрипторов и большем весе повторяющихся дескрипторов (Табл. 2). На наш взгляд, это может свидетельствовать о большей многогранности образа жизни студента, в то время как у государственных служащих большая часть образа жизни занята профессиональной деятельностью и именно на нее проецируется большая часть дескрипторов в их групповой оценке.
При оценке профессионала, также как и в случае с образом жизни, мы можем наблюдать уменьшение числа дескрипторов. На наш взгляд, это может быть обусловлено тем, что часть характеристик профессионала, формирующиеся в процессе обучения (востребованность, целеустремленность, заинтересованность и др.), редуцируются в процессе осуществления профессиональной деятельности, не являясь основополагающими для её реализации, в то время как другие характеристики (добросовестность) выходят на передний план.
Литература:
1. Бондарчук, Н. В. Психологическое содержание старательского труда. Автореф… дисс. … канд. психол. наук. На правах рукописи. Магадан, 2007. — 26 с.
2. Деркач А. А., Марасанов Г. Л. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М: РАГС, 1996. — 128с.
3. Елина И. Е., Елин А. В. Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных служащих//Регион. К новому качеству правления. М.: Луч,2000. — с.37–42
4. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. — 384 с.
5. Серкин, В. П. Специализированные семантические дифференциалы для оценки работы, профессии и профессионала// — Ученые записки кафедры психологии СМУ / под ред. В. П. Серкина, И. Ю. Кузнецова, Ю. Е. Якуниной. Вып. 6. Магадан: Изд. СВГУ, 2007. — С.104–117
6. Склейнис В. А. Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях. Дисс. … канд. психол. наук. На правах рукописи. Магадан, 2011. — 25 с.