Статья посвящена поиску и обоснованию факторов макросреды, влияющих на развитие бизнеса детских товаров и его инвестиционной привлекательности. В результате были выявлены и представлены в виде схемы факторы макросреды, влияющие на бизнес детских товаров. Первичные факторы — рождаемость, браки и объемов строительства жилых домов и вторичные факторы — инфляция, заработная плата, безработица, разводы и миграция.
Ключевые слова: макросреда маркетинга, бизнес детских товаров, корреляционная матрица, регрессионная зависимость, рождаемость, браки и разводы, миграция населения области, заработная плата, безработица, инфляция, данные по жилью, вводящемуся в эксплуатацию, и ожидаемой продолжительности жизни.
В настоящее время уделяется недостаточное внимание в маркетинговых исследованиях на факторы маркосреды, влияющие на инвестиционную привлекательность бизнеса детских товаров и спрос.
Характерной особенностью рынка детских товаров является целевой потребитель. На рынке детских товаров существуют 2 группы потребителей — дети и взрослые, при этом потребитель не равен покупателю, поскольку решение о покупке и ее финансировании, как правило, принимают взрослые, а потребителями продукта являются дети. С возрастом влияние ребенка на выбор товара растет. Современные дети обладают собственными финансовыми средствами, которые им выдают родители и на которые они совершают самостоятельные покупки.
Перспективы рынка детских товаров во многом обусловлены особенностями поведения потребителей, которое в этом сегменте несколько отличается от других. Во-первых, на детском рынке нет понятия «отложенный спрос». Оборот рынка детской обуви обеспечивается во многом за счет того, что детские товары, требуют постоянного обновления, поэтому спрос не имеет прямой зависимости от цен и уровня дохода семьи. Это обеспечивает оборот рынка. Во-вторых, для большинства родителей свойственно желание «дать ребенку самое лучшее» и они готовы за это платить, покупая дорогие детские товары и услуги, получая моральное удовлетворение. Расходы на детей слабо зависят от уровня дохода семьи, за исключением очень бедных и очень богатых семей. Поэтому рынок детских товаров во все времена привлекал бизнес своей стабильностью и устойчивым спросом.
Определение параметров, которые могут повлиять на инвестиционную привлекательность рынка и спрос на детскую одежду, обувь, игрушки и питание, таких как рождаемость, браки и разводы, миграция населения области, средняя заработная плата, безработица, инфляция, данные по жилью, вводящемуся в эксплуатацию и ожидаемой продолжительности жизни за период с 1990 года по 2014, дает возможность более четко охарактеризовать проблемы, на которые стоит обратить внимание возможному инвестору, а также возможности развития продуктов в данной отрасли.
По данным компании «Детский мир», проводившей исследования в 2013 году основными характеристиками потребителей являются:
1. Высокая частота покупок
2. Лояльность клиенткой базы
3. Средний чек покупателя 3 тысячи рублей
4. «Усталость» от однообразного ассортимента производителей, востребованность уникального яркого предложения.
По данным Правительства Российской Федерации [1] в качестве основных характеристик взрослого потребителя детской продукции можно выделить следующие:
1. Новое демографическое поведение матерей, желающих иметь более 2 детей;
2. Увеличение среднего возраста матери при рождении ребенка. По данным исследований, в 2008–2012 годах доля матерей, родивших первого ребенка в возрасте от 25 до 29 лет, в общем количестве матерей выросла. В настоящее время средний возраст матерей, родивших 1-го ребенка, составляет 24,5 года. Для сравнения аналогичный показатель в США составляет 25,3 года, в Японии и Германии — 30 лет;
3. Увеличение среднего возраста матерей. Группа матерей старше 30 лет с детьми составляет 46 процентов;
4. Увеличение доли населения, положительно относящегося к браку, в общей численности населения. По данным Росстата, за 2011 год коэффициент брачности (число браков на 1000 человек) составил 9,2. При этом коэффициент разводов составил 4,7 (на 1000 человек), который в динамике с 2003 года остается стабильным;
5. Повышение уровня образованности матерей. По данным исследований, в 2012 году в городах с населением более 1000 человек доля матерей с высшим образованием в общем количестве матерей выросла до 63 процентов (в 2008 году — 54 процента);
6. Совмещение работы и семьи. Это общая тенденция как для России, так и для большинства европейских стран. Доминирующим мотивом занятости для женщин с детьми является мотив экономической независимости;
7. Рост ценности здоровья, который отражается на выборе детских товаров.
8. Экологичность, безопасность и ценность для здоровья являются ключевыми факторами выбора родителей товаров для новорожденных, детского питания и косметики.
Для определения части значимых факторов, характерных для Калининградской области, создадим корреляционную матрицу по основным статистическим и экономическим показателям с 1990 по 2014 год.
Корреляционная матрица данных службы Государственной статистики по Калининградской области по факторам: рождаемость, браки и разводы, миграция населения области, средняя заработная плата, безработица, инфляция, данные по жилью, вводящемуся в эксплуатацию, и ожидаемой продолжительности жизни за период с 1990 года по 2014 имеет вид:
Таблица 1
Корреляционная матрица данных службы Государственной статистики по Калининградской области за период с 1990 года по 2014
Коэффициент корреляции (r) — очень удобный показатель степени взаимосвязи между двумя переменными. Он представляет собой безразмерную величину, которая изменяется от −1 до +1. При независимом варьировании переменных, когда связь между ними отсутствует, r=0. Чем сильнее связь, тем больше величина коэффициента корреляции. При этом положительные значения r указывают на положительную (= прямую) связь (т. е. при увеличении значений одной переменной в среднем возрастают значения и другой переменной), а отрицательные — на отрицательную (= обратную) связь (при возрастании одной переменной другая уменьшается).
Инвестиционная привлекательность рынка и факторы, стимулирующие спрос на детскую одежду, обувь, игрушки и питание характеризуются:
Рис. 1. Схема факторов, стимулирующих спрос на детскую одежду, обувь, игрушки и питание. Первая категория философии
Чтобы определить степень зависимости между переменными, которые влияют на фактор-регулятор рождаемости составим уравнение регрессии:
Таблица 2
Регрессионная зависимость факторов, стимулирующих спрос на детскую одежду, обувь, игрушки и питание в Калининградской области
Уравнение регрессии имеет вид:
y=-2127,167+0,841x1+0,387x2+0,058x3+0,099x4+0,094x5+0,029x6–0,27x7+0,165x8
Коэффициент детерминации =0,903 или 90 %. Таким образом, линейная модель объясняет 90 % вариации времени поставки, что означает правильность выбора фактора (расстояния). Не объясняется 10 % вариации времени, которые обусловлены остальными факторами, влияющими на время поставки, но не включенными в линейную модель регрессии.
Первичные факторы, влияющие на отрасль детских товаров Калининградской области:
1. Детская продукция относится к товарам ежедневного спроса, так как непосредственный потребитель растет и меняется очень быстро.
2. Демографическая ситуация в Калининградской области, по данным Калининградской службы статистики, характеризуется сохранением положительной динамики увеличения населения.
3. Увеличение доли населения, положительно относящегося к браку. Количество браков в Калининградской области постоянно превалирует над разводами, что увеличивает фактор рождаемости в Калининградской области.
4. Введение в эксплуатацию жилых домов. Одним из немаловажных факторов для создания спроса на рынке детских товаров является наличие жилищной площади у домохозяйства. Отсутствие своего жилья отрицательно сказывается на решении семьи завести детей, что сказывается на рождаемости, количестве заключенных браков и спросе в данной отрасли в целом.
Второстепенными факторами, влияющими на спрос и привлекательность рынка являются:
1. Уровень доходов граждан Калининградской области и безработица оказывают довольно сильное влияние на рождаемость и браки. Люди решают завести семью в том случае, если есть возможность её обеспечить.
2. В связи с географической расположенностью области существует возможность частых переездов из России в европейские страны Балтики, такие как Польша, Литва и т. д. Эксклавность Калининградской области накладывают свою специфику на отрасль. Так как одним из второстепенных факторов, влияющих на перспективность отрасли и спрос в ней, является миграция. Именно она отрицательно сказывается на первичных факторах, таких как количество введенных жилых домов в эксплуатацию и количество заключенных браков в области.
3. Высокий темп инфляции на строительство и браки. Неуверенность в завтрашнем дне и экономике России в целом отрицательно влияет на решения жителей Калининградской области создавать семью. Кроме того, жилой дом возводится довольно продолжительное время, поэтому высокий темп инфляции сказывается и на этом факторе отрицательно.
Мы определили три основных показателя, которые влияют на рынок детских товаров в целом — это строительство жилых домов, рождаемость и браки. Построим три варианта прогноза по каждому показателю
Так, для показателя рождаемость используем модель АРИМА для будущего прогноза с учетом остальных показателей, влияющих на этот показатель прогноз будет:
Таблица 3
Прогноз рождаемости населения Калининградской области с учетом остальных факторов макросреды, влияющих на спрос инвестиционную привлекательность бизнеса
Год |
Прогноз |
Пессимистический прогноз |
Оптимистический прогноз |
Std.Err. |
2015 |
11892,68 |
7669,78 |
16115,59 |
2459,258 |
2016 |
11886,25 |
6022,89 |
17749,61 |
3414,600 |
2017 |
11878,13 |
4738,70 |
19017,56 |
4157,736 |
2018 |
11892,81 |
3673,19 |
20112,44 |
4786,799 |
2019 |
11961,59 |
2788,10 |
21135,09 |
5342,296 |
2020 |
11980,90 |
1943,78 |
22018,01 |
5845,236 |
2021 |
11992,48 |
1160,39 |
22824,58 |
6308,203 |
2022 |
11985,48 |
412,89 |
23558,07 |
6739,439 |
2023 |
12005,63 |
-262,84 |
24274,10 |
7144,694 |
2024 |
12038,08 |
-888,87 |
24965,02 |
7528,163 |
2025 |
12042,85 |
-1510,61 |
25596,30 |
7893,022 |
2026 |
12039,66 |
-2112,60 |
26191,93 |
8241,744 |
Рис. 2. Прогноз рождаемости в Калининградской области с учетом остальных факторов макросреды
Литература:
- Правительство Российской Федерации Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года / Правительство Российской Федерации Распоряжение от 11 июня 2013 года № 962-р — 93 стр.
- Данные Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области
- Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / Малхотра, Нэреш К., 4-е изд.: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. — 1200 с.
- Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. / Е. П. Голубков — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2003. — 496 с.
- Иванова Е. Обзор рынка, тренды, сделки в индустрии детских товаров / Е.Иванова — Электронный ресурс [http://www.slideshare.net/startupwomen/kids-startups-2014–2014]
- Компания Maprex Калининград в цифрах — / Компания Maprex — Электронный ресурс [http://www.maprex.ru/kaliningrad-v-tsifrakh]
- Информационно — аналитический портал БФУ им.И.Канта Население и трудовые ресурсы / Информационно — аналитический портал БФУ им.И.Канта — Электронный ресурс [http://science.kantiana.ru/history/dinamika-formirovaniya-naseleniya-ko-v-period-1945–1990-goda/]
- Уровень инфляции.рф Таблица Инфляции по годам / Уровень инфляции.рф — Электронный ресурс [http://xn----ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/ %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B0_ %D0 %B8 %D0 %BD %D1 %84 %D0 %BB %D1 %8F %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8.aspx]
- СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ (EHIPS) рф — Электронный ресурс [http://www.iki.rssi.ru/ehips/dict1.htm#5]