Актуальность. Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи не нова. Но, рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и у детского сада и у семьи, как отдельных воспитательных систем, есть как преимущества, так и недостатки.
Для детского сада недостатками являются деловая форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. Преимуществом, конечно, является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.
Для семьи характерны сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня, возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. А, говоря о недостатках семейного воспитания, можно сказать, что в семье, как правило, у родителей сформированы отрывочные представления о воспитании, и поэтому они, как правило, используют случайную педагогическую литературу. Так же для семей характерен стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка, непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, стремление оценивать не его поведение, а его личность, малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения с детьми в игре.
Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Но, к сожалению, до сих пор не хватает разработанных методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада с родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры и обладающими различными взглядами на процесс развития, воспитания и обучения детей, тем более, на выбор приоритетных направлений взаимодействия с педагогами и специалистами ДОО.
Однако учет данных типологических групп родителей может стать основой для разработки методических рекомендаций по оптимизации семейного воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для организации педагогических условий эффективного сотрудничества педагогов и психологов ДОО с семьями своих воспитанников.
Анализ исследований педагогической теории и практики показал, что в системе взаимодействия детских садов и семьи отсутствовали единые требования к задачам и содержанию воспитательной работы ДОУ и семьи, и как следствие преемственности в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОО и семьи, и формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче. Поэтому для целесообразного и эффективного взаимодействия необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей; планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Наличие в ДОО документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение); подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания, а так же организация участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников, обеспечит полноценное взаимодействие системы дошкольного воспитания и семейного.
Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи позволил нам выделить в нашем научном исследовании в качестве педагогических условий выбора эффективных методов и приемов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада следующие:
- формирование у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;
- согласование представлений родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье в процессе проведения систематической работы на проблемных семинарах;
- постановка специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;
- обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;
- развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.
Организация констатирующего этапа эксперимента показала, что педагогу необходимо повышать свой профессиональный уровень, учитывая интересы дифференцированных групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах для полноценного взаимодействия с родителями. Родителям необходимо сформировать установки на сотрудничество и повысить педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития своих детей при организации в дошкольном учреждении педагогически целесообразных условий эффективного взаимодействия педагогов ДОО и семьи.
Формирующий эксперимент был направлен на формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОО; определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников; повышение педагогической компетентности: родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара-практикума. Для решения данных задач была разработана программа организации педагогических условий работы с родителями, включающая три этапа:
1 этап. Проведение проблемного семинара;
2 этап. Организация семинара-практикума;
3 этап. Презентация семейных творческих проектов.
На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей: вопросы к родителям по излагаемому материалу; постановка дискуссионных вопросов; предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников, решение педагогических задач и др.
Результаты апробации методики взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и программы семинара-практикума для родителейподтвердили эффективность предложенных нами педагогических условий.
Значительно улучшились взаимоотношения (коммуникативная функция) с детьми и воспитателями, что инициировало подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.
Улучшились показатели совместимости позиций взрослых и детей, а отношение между родителями и детьми стали более конструктивными. Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.
Литература:
1. Арнаутова, Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями [Текст] / Е. П. Арнаутова. — М.: Школьная Пресса,2012.-120 с.
2. Арнаутова, Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада [Текст] / Е. П. Арнаутова-М.:Владос,2009–213 с.
3. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова-М,:Сфера,2009.-256с.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия,2011–416 с.
5. Меренков, А. В. Родители и педагоги: Растим ребенка вместе [Текст] / А. В. Меренков. — Екатеренбург:Изд-во дома учителя,2009.-143 с.
6. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей [Текст] / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.-80 с.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] /С. И. Ожегов. -М.:Издательство(Русский язык), 2008.-680 с.
8. Организация обратной связи с родителями воспитанников [Текст] //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2013.-№ 1.-С.76–78 с.
9. Прищепа, С. С. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста [Текст] / С. С. Прищепа,Т. С. Шатверян // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2011.-№ 10.-.35–41 с.
10. Шитова, Е. В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет [Текст] / Е. В. Шитова. -Волгоград:Учитель,2009.-169 с.