Ключевые слова: продовольственная безопасность страны, экспорт продовольственных товаров, отечественные производители, импортозамещение.
Основная цель продовольственной безопасности страны — это обеспечение населения нашей страны безопасной сельскохозяйственной продукцией. Достигается она посредством стабильности внутреннего производства, а также наличием необходимых запасов.
Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.
В январе 2010 г. президентом была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая определила цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны. В Доктрине определены показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки, возможные риски и угрозы, основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности страны.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении [1]:
- зерна — не менее 95 процентов;
- сахара — не менее 80 процентов;
- растительного масла — не менее 80 процентов;
- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85 процентов;
- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90 процентов;
- рыбной продукции — не менее 80 процентов;
- картофеля — не менее 95 процентов;
- соли пищевой — не менее 85 процентов.
Несмотря на то, что сегодня многие макроэкономические показатели страны демонстрируют положительную динамику, проблема продовольственной безопасности дополнительно обострилась в связи с введением запретов на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции.
Поэтому одним из основных направлений государственной политики является импортозамещение.
По оперативным данным Федеральной таможенной службы, в январе-ноябре 2014 г. в Российскую Федерацию ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 36321,4 млн. долл. США или на 4,9 % меньше, чем за соответствующий период 2013 г., когда его было импортировано на 38188,8 млн. долл. США.
По сравнению с январем-ноябрем 2013 года существенно возросли физические объемы импортных закупок масла сливочного (на 10,8 %), сахара-сырца (на 33,0 %), сахара белого (в 3,8 раза), изделий и консервов из мяса (в 1,8 раза), и не так значительно увеличились по табачным изделиям (на 7,0 %) и кофе (на 6,7 %),
Вместе с тем сократился ввоз мяса свежего и мороженого (на 20,2 %), мяса птицы (на 13,4 %), рыбы (на 12,5 %), молока и сливок сгущенных (на 12,2 %), цитрусовых (на 2,8 %), чая (на 0,6 %), какао-бобов (на 3,6 %), продуктов, содержащих какао (на 25,2 %), масла подсолнечного (в 2,1 раза), алкогольных напитков (на 1,8 %).
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-ноябре 2014 г. составил 17141,3 млн. долл. США, что на 19,1 % больше, чем в январе-ноябре 2013 г.; за указанный период в 1,6 раза увеличился экспорт пшеницы и меслина, а экспорт водки сократился на 9,8 процента.
В целом, как показывают расчеты, проведенные ВНИИ экономики сельского хозяйства, если в полной мере реализовать потенциал аграрного сектора России при наиболее благоприятных экономических условиях можно было бы не только достигнуть параметры Доктрины продовольственной безопасности, но выйти на баланс экспорта-импорта на уровне 20–25 млрд. долл. США, даже с учетом роста потребления до рациональных норм [2].
Таблица 1
Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией по Российской Федерации, %
Продукция |
2012 год |
2013 год |
2020г. Государственная программа |
Зерно |
108 |
99,4 |
99,7 |
Сахар |
86 |
84,6 |
93,2 |
Растительное масло |
209 |
81,1 |
87,7 |
Картофель |
97,5 |
99,4 |
98,7 |
Мясо и мясопродукты |
76,1 |
78,5 |
91,5 |
Молоко и молокопродукты |
80,2 |
77,5 |
90,2 |
Результаты 2014 года в целом опережают показали прошлых годов, что будет способствовать дальнейшему процессу импортозамещения.
В 2014 году валовый сбор зерновых и зернобобовых культур превысил 105 миллионов тонн после доработки. Намолочено более 2,5 миллиона тонн сои и почти 1,5 миллиона тонн рапса, что является максимальными результатами за всю историю выращивания этих культур в нашей стране. Получен рекордный урожай овощей — 15,4 миллиона тонн, плодов и ягод — без малого 3 миллиона тонн. В производстве скота и птицы в сравнении с прошлым годом ожидается прибавка — 4 процента. Основной прирост обеспечит увеличение объемов производства свиней — на 6 процентов и птицы — на 6,1 процента. Более чем на 1 миллион тонн увеличился объем молока, поступившего на переработку.
Для дальнейшего уменьшения зависимости от импорта продовольствия Правительством России разработан комплекс мер, призванных в 2015–2020 годах, повысить производство и поддержать отечественных производителей [3].
В частности, для этого в декабре 2014 года была утверждена новая редакция Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы, основной целью которой является обеспечение продовольственной безопасности России. Приоритетное направление — ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, тепличных овощей, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции.
По данным Минсельхоза преимущество будет отдано новым инвестиционным проектам в регионах с низким обеспечением собственного производства мяса и избыточным производством зерна, а также эпизоотически благополучных в отношении африканской чумы свиней, это Урал, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток.
Увеличение финансирования, по расчетам Минсельхоза, позволит снизить импортные поставки мяса скота и птицы, а также овощей к 2020 году почти на 70 процентов, молочных продуктов — на 30 процентов, плодово-ягодной продукции — на 20 процентов.
На реализацию новых и действующих мероприятий госпрограммы в 2015 году пока предусмотрено выделение дополнительных 20 миллиардов рублей из федерального бюджета. В целом объем средств в рамках госпрограммы на 2015 год составляет 187,9 миллиарда рублей. С учетом предложений Минсельхоза, на 2015–2020 годы на поддержку аграриев в рамках госпрограммы дополнительно направляется 568,2 миллиарда рублей.
Однако в соответствии с предложением Минсельхоза России в целях ускоренния импортозамещения эти субсидии необходимо увеличить на 77 миллиардов рублей в 2015 году.
По данным ВНИИ экономики сельского хозяйства для реального исполнения программы и обеспечении продовольственной независимости страны нужно направить дополнительные 300 миллиардов рублей в 2015 году и соответственно 2,8 триллиона рублей на период до 2020 года [2]. В противном случае произойдет замена одних импортеров другими.
Вместе с тем, существенный рост цен на продовольствие, не способствует в должной степени росту доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Доля производителей в конечной розничной цене пищевой продукции составляет от 24 до 60 процентов. В то же время происходит удорожание кредитов, вызванное корректировкой денежно-кредитной политики России. В структуре затрат на производство животноводческой продукции имеются импортозависимые позиции, в частности, ветеринарные препараты, в том числе вакцины, племенная продукция, витамины и премиксы. Также не могли не отразиться на конечной цене продукции повышение стоимости зерна и кормов, минеральных удобрений, ГСМ, коммунальных платежей.
По данным Минсельхоза при сложившейся макроэкономической ситуации затраты сельхозпроизводителей, связанные с проведением сезонных полевых работ и реализацией инвестиционных проектов, возрастают примерно в 1,5 раза [3].
Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции служит основой устойчивого развития производства продукции сельского хозяйства, что обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Таким образом, механизмы действующей государственной поддержки АПК должны корректироваться с учетом макроэкономической ситуации. Важным является совершенствование государственной аграрной политики и повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей, а также увеличение инвестиционной привлекательности отрасли сельскохозяйственного. В свою очередь доходность отрасли связана с увеличением доли сельскохозяйственных производителей в конечной розничной цене продовольствия, что предполагает развитие кооперации; и с совершенствованием ценообразования на рынках материально-технических ресурсов; и с увеличением государственной поддержки аграрного производства.
Литература:
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом президента Российской Федерации от 30 января 2010г. № 120.
2. Ушачев, И. Г. Социально-экономическое развитие АПК в условиях членства России во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе / И. Г. Ушачев // Вестник ОрелГАУ.- 2014.-№ 5(50). — С. 3–11.
3. Выступление Министра сельского хозяйства российской Федерации Н. В. Федорова на Всероссийском аграрном совещании.
4. Чекалин, В. С. Экономические проблемы развития сельского хозяйства / В. С. Чекалин // Мясные технологии. — 2011.- № 7.
5. Ушачев, И. Г. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в ЕАЭС / И. Г. Ушачев, А. Ф. Серков, А. Г.
6. Папцов, В. И.Тарасов, В. С. Чекалин // АПК: Экономика, управление. — 2014. — № 10.