Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гайсумова, Л. Д. Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы / Л. Д. Гайсумова, Р. С. Эльмурзаев, М. А. Иразова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 446-448. — URL: https://moluch.ru/archive/85/16039/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая способствует формированию целостного представления об окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих [4].

Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспитательное значение. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д.. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве. Природные ресурсы и условия в школьной географии рассматриваются с точки зрения возможности их использования в хозяйстве [1].

Формирование представлений на уроках географии — это формирование зрительного образа ранее воспринятого объекта или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением. В процессе учебной деятельности формируется два вида представлений: представление памяти и представление воображения.

Представление памяти — это зрительный образ, который формируются в результате непосредственного наблюдения объекта или явления или восприятия его с помощью различных средств наглядности. В настоящее время процесс формирования зрительных образов особенно эффективен в результате применения электронных дидактических средств обучения, когда на экране принтера или на интерактивной доске возникает или моделируется образ географического объекта или явления [2].

Представление воображения — это образы географических объектов или явлений созданные продуктивным воображением без непосредственного их наблюдения и восприятия. Представления в таком случае формируются в процессе яркого образного рассказа учителя, чтения учащимися дополнительного текста о географических открытиях, путешествиях, исследованиях.

В процессе преподавания географии формируются обобщенные и единичные представления, пространственные и картографические представления, представления графической интерпретации представления о приборах, с помощью которых осуществляются наблюдения, предусмотренные учебной программой.

Обобщенные представления — это представления учащихся о географических объектах, не имеющих собственных названий. Формирование таких представлений осуществляется одновременно с формированием общих понятий. Единичные представления — это представления о конкретных географических объектах имеющих собственные географические названия. Их формирование осуществляется одновременно с формированием единичных понятий [3].

Картографические представления формируются о пространственном расположении на земной поверхности материков и океанов, форм рельефа, отдельных крупных географических объектов, их величине, простирании, особенностей береговой линии и др.

Графическая интерпретация (истолкование, объяснение) позволяет формировать образные представления о системе понятий раскрывающих базовое понятие. Например, схема внутреннего строения вулкана формирует представление учащихся о магматическом очаге вулкана, его боковых кратерах, о жерле вулкана, лавовых потоках и других продуктах извержения, формируя тем самым полное образное представление учащихся о базовом понятии «вулкан».

Источниками формирования представлений являются:

-          окружающая учащихся географическая действительность;

-          наглядные средства обучения: картины, таблицы, графическая наглядность, дополнительный текст и иллюстративный материал учебника, модели географических объектов и явлений;

-          электронные средства обучения: компьютерные программы, презентации к урокам, учебные компакт-диски, веб-сайты и веб-страницы с материалами по темам школьных курсов географии;

-          географические карты, в том числе и контурные карты;

-          яркий образный рассказ учителя;

-          познавательные телевизионные программы;

-          хрестоматии по географии с описанием изучаемых территорий.

Основными условиями и особенностями формирования географических представлений являются: Формирование представлений осуществляется в результате наблюдений географических объектов или явлений в природе или их рассмотрении и восприятии с помощью средств наглядности: картин, таблиц, графической наглядности, коллекций минералов, горных пород, полезных ископаемых, рисунка учителя на классной или интерактивной доске, при демонстрации динамических моделей. Формирование представлений осуществляется одновременно с формированием понятий. Это единый процесс познания географических объектов и явлений. Так, формируя базовое понятие «горные страны», учитель с помощью наглядных средств обучения одновременно формирует образные представления о понятиях раскрывающих сущность базового: горный хребет, перевал, вершина горы, горная долина, горное ущелье, нагорье и др. Наиболее оптимальным приемом одновременного формирования системы понятий и образных представлений является использование электронных средств наглядности. Учитель сам может разработать такие электронные образовательные слайды по наиболее значимым темам курса и, при проведении урока по соответствующей теме, осуществлять формирование понятий и образных представлений демонстрируя образы этих понятий моделируя географические процессы с помощью компьютера и интерактивной доски; Формирование представлений — это активный управляемый учителем процесс. При демонстрации слайдов учитель акцентирует внимание учащихся на отличительных признаках изучаемых объектов, явлений, формулирует вопросы как репродуктивного, так и проблемного характера, организует составление учащимися схем, таблиц, описание продемонстрированных объектов по предложенному плану. В результате выполнение заданий по нанесению объектов на контурную карту у учащихся формируется образное представление о величине объекта, его простирании, пространственном расположении на земной поверхности и расположения относительно других объектов; Формирование представлений возможно при условии обучения учащихся умению наблюдать объекты и явления в природной среде, рассматривать их, работая с различными наглядными средствами обучения, в том числе и с электронными.

Представление — это зрительный образ ранее воспринятого географического объекта или явления. В результате непосредственного наблюдения географических объектов или явлений формируются представления памяти. Представления воображения формируются продуктивным воображением без непосредственного наблюдения изучаемых объектов или явлений. При изучении географии у школьников формируются обобщенные, единичные, пространственные, картографические представления и представления в результате графической интерпретации содержания школьных курсов географии в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, профилей и др.

Успех в формировании у школьников представлений во многом определяется преемственностью, развитием умений от одного курса к другому. В целом же проблема формирования представлений относится к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной методики обучения географии. Одна из причин сложности данной проблемы состоит в том, что формирование представлений во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний.

Значение преподавания географии велико, как единственного предмета, охватывающего широкий спектр взаимодействующих проблем и способствующего осознанию учащимися взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества.

 

Литература:

 

1.                          Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное обозрение. 2014. № 4.

2.                          Галай И. П. Методика обучения географии, Минск.2006.

3.                          Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.2012.

4.                          Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского № 3 (9) /2007

Основные термины (генерируются автоматически): представление, формирование представлений, представление памяти, явление, зрительный образ, интерактивная доска, наглядное средство обучения, непосредственное наблюдение, представление воображения, целостное представление.


Похожие статьи

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование исторического мышления на уроках истории

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях

Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование исторического мышления на уроках истории

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях

Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос