Современные инновационные технологии в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 3686 раз

Библиографическое описание:

Асророва, М. У. Современные инновационные технологии в образовании / М. У. Асророва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/86/15560/ (дата обращения: 15.11.2024).

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Раскрывается инновационная деятельность, предполагающая систему взаимосвязанных видов работ. А также даётся объяснение вопросам «Что такое инновационно-образовательная технология? Что представляет дидактическая технология?». Останавливается на разъяснении оптимального способа организации накопительной системы оценки — портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

Ключевые слова: инновационность, процесс, система, совокупность работ, деятельность, проектная деятельность, образовательные технологии, комбинация приёмов, портфолио.

 

Начнем наш анализ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности» или просто недоразумений. На самом деле «инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций». [1] А именно:

-        научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

-        проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

-        «образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование». [1]

Что же такое «инновационная образовательная технология»? «Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1.      Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2.      Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3.      Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения». [4]

В настоящий момент внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от «освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий». [4]

Сегодня в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. «В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования. Дидактические технологии Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это — самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения — система «малых групп» и др». [2]

Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами — это форма фиксации самовыражения и самореализации. «Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки». [3]

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

-        диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

-        целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-        мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

-        содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-        развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

-        рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

Следует все же добавить:

-        обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

-        корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегосяпортфолио — это организатор его учебной деятельности, для учителя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем — руководителя процесса обучения.

«Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

-        портфолио достижений

-        портфоли- отчет

-        портфолио-самооценка

-        портфолио-планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания». [3]

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

-        ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

-        ученик собирает материал;

-        в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. «Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия — процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира». /Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л. — 1969г./ «психологическое зеркало самого себя». [5]

«Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка — умения метакогнитивные». [3]

Учащийся должен научиться:

-        отбирать и оценивать информацию

-        точно определять цели, которые он хотел бы достичь

-        планировать свою деятельность

-        давать оценки и самооценки

-        отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей — способности к самообразованию. Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение. «Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности». [1]

Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий. «Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

-        источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);» [1]

-        инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

-        деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

-        инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

-        новый тип или новая форма общественной практики.

 

Литература:

 

1.      Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. — 1984

2.      Войниленко Н. В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. — № 4 (23) — 2010. — с.148–150

3.      Котова С. А., Прокопеня Г. В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. — № 5. — 2010. — с.185–191

4.      Бондаренко В. К. Технические средства обучения. М., 1975.

5.      Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л. — 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

 

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, период времени, оптимальный способ организации, технология портфолио, способ фиксирования, система, результат учащегося, проектная деятельность, портфолио, оценка работ, взаимосвязанный вид работ, общественная практика, образовательный процесс, накопительная система оценки, критическое мышление, инновация, инновационный проект, деятельность.


Похожие статьи

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Разработка системы мотивации персонала

В статье рассматриваются особенности создания системы мотивации персонала на коммерческих предприятиях. Представлена актуальность заявленной темы. Определены этапы работы руководителя по созданию системы мотивации сотрудников. Система мотивации персо...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Похожие статьи

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Разработка системы мотивации персонала

В статье рассматриваются особенности создания системы мотивации персонала на коммерческих предприятиях. Представлена актуальность заявленной темы. Определены этапы работы руководителя по созданию системы мотивации сотрудников. Система мотивации персо...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Задать вопрос