Становление и развитие консалтинговых услуг в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 20.03.2015

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Мамажонова, С. В. Становление и развитие консалтинговых услуг в Узбекистане / С. В. Мамажонова, С. И. Холбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/86/15907/ (дата обращения: 18.12.2024).

Для обеспечения высоких устойчивых темпов роста, макроэкономической сбалансированности, модернизации и диверсификации экономики необходимо достичь устойчивого развития сферы услуг. В республике приняты дополнительные меры по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в 2013–2016 годах. В прошлом году создано свыше 13 тысяч предприятий по оказанию услуг, в том числе торгово-бытовых комплексов, филиалов мини — банков, страховых компаний и других. По итогам 2014 года объем оказанных услуг возрос на 13,5 процента, а их доля в структуре ВВП составила 53 процента против 37 процентов в 2000 году [1].

В Узбекистане для большинства предпринимателей, да и самих консультантов, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы. Поэтому консультантам приходится решать вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности предприятий, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта и заниматься много еще чем — от взыскания дебиторской задолженности до приватизации, реструктуризации и поиска иностранных инвесторов. Это делает границы исследуемого рынка очень расплывчатыми. Поэтому анализ конъюнктуры рынка в строгом смысле этого слова невозможен. Получилось скорее «структурное» исследование, т. е. попытка определить, на какие основные сегменты делится консалтинговый рынок Узбекистана и какие из них развиваются наиболее динамично, в каких случаях чаще всего обращаются к консультантам предприниматели и какие проблемы у самих консультантов.

Статистики объемов консультационных услуг, оказанных бизнесу, не существует, как нет и сколь-либо точных данных о количестве работающих в этой сфере организаций и занятых в них людей. Тому есть две причины. Первая — объективная: спектр оказываемых консультантами услуг весьма широк и поэтому подвести их под какой-то единый стандарт достаточно сложно. Вторая — скорее из разряда субъективных: не очень серьезное отношение к этому бизнесу со стороны государственных органов. Считается, что консультации в первую очередь нужны начинающим предпринимателям или даже тем, кто хотел бы стать предпринимателем, а опытные бизнесмены сами способны найти выход из любого затруднительного положения или тех, кто поможет им в этом. Поэтому развитию консалтинга внимание уделяется, прежде всего, в рамках палат товаропроизводителей и предпринимателей и бизнес — инкубаторов, для которых основные задачи — создание нового бизнеса и оказание помощи малым предприятиям, микрофирмам и индивидуальным предпринимателям [2].

Первая проблема, с которой сталкивается исследователь отечественного рынка консалтинговых услуг, — отсутствие систематизированной информации об этом рынке. Для решения данной проблемы потребуется усовершенствовать систему статистической отчетности таким образом, чтобы консалтинговые услуги бизнесу можно было вычленить из общего комплекса услуг и других видов деятельности.

Второй немаловажный вопрос — сегментация этого рынка, т. е. изучение того, из каких однородных групп производителей и потребителей консалтинговых услуг он состоит. Видов консультаций может быть столько же, сколько типов проблем существует в бизнесе. Поэтому для удобства исследования необходимо объединить их, а затем выделить сегменты, получившие наибольшее развитие в Узбекистане.

По сегментации рынок консультационных услуг делится в Узбекистане на два больших сектора: обязательные услуги, оказание которых предписывается законодательством (регистрация предприятий, правовая экспертиза договоров, аудит для акционерных компаний, банков и некоторых других видов организаций, оценка имущества при переоценке основных фондов и т. п.), и добровольно приобретаемые услуги (маркетинговые исследования, управленческое консультирование, разработка бизнес-планов, внедрение автоматизированных систем управления и многое другое). Если предприятие собирается взять кредит, оно должно представить банку» бизнес-план».

Существуют следующие основные сегменты отечественного рынка консультационных услуг: юридические услуги; аудит, бухгалтерский учет, налоговое консультирование; управленческий консалтинг; консалтинг в области консалтинга; инвестиционный и производственный консалтинг; консалтинг на рынке ценных бумаг.

Определенным толчком в развитии и совершенствовании рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA), в рамках реализации проектов которых были привлечены как известные иностранные консалтинговые фирмы, так и лидеры местного консалтингового рынка.

Программа развития консультационных услуг (BAS) Европейского банка реконструкции и развития при поддержке правительства Японии реализуется в Узбекистане с октября 2001 года. Она нацелена на помощь малому и среднему бизнесу (посредством содействия в получении квалифицированных консалтинговых услуг по вопросам ведения бизнеса и покрытия 50 % стоимости консультаций на грантовой основе) и на дальнейшее развитие рынка консультационных услуг.

Спектр консалтинговых услуг, поддерживаемых Программой BAS, достаточно широк: разработка бизнес-планов для получения финансирования; проведение маркетинговых исследований; содействие в поиске партнеров и инвесторов; реструктуризация и реорганизация предприятия; разработка и внедрение энергосберегающих технологий; содействие во внедрении автоматизированных систем управления и бухгалтерского учета; совершенствование системы учета и контроля; совершенствование системы корпоративного управления.

На сегодняшний день сотрудниками Программы BAS координируется более 90 проектов по различным направлениям консалтинга, и уже можно с полной уверенностью утверждать, что по отдельным видам услуг сложились устойчивые сегменты рынка. На них активно работает ряд специализированных компаний, имеются все признаки конкуренции и сложившийся ценовой диапазон. К таким услугам относятся разработка

бизнес-планов для получения кредитов и оборудования в лизинг, привлечения инвесторов и выпуска корпоративных облигаций.

Анализ показал, что отсутствие международного сертификата снижает цены наших товаров на зарубежных рынках на 20–25 %. Поэтому в рамках Программы BAS предприятиям-экспортерам оказывается помощь не только в разработке и внедрении таких систем, но и в софинансировании расходов по международной сертификации. По данной специализации осуществляется 11 проектов как в традиционных для Узбекистана направлениях пищевой промышленности — производство сухофруктов, джемов, фруктовых соков, так и новых — производство сухоовощей, продуктов питания глубокой заморозки. Кроме того, проекты по созданию системы управления качеством реализуются и на предприятиях химической и легкой промышленности, специализирующихся на выпуске экспортоориентированной продукции. В числе предприятий, внедривших системы управления качеством, — «HanBioTech», «BerAd», «Наманганмаш», «Гауч», «МузимпэксТижорат».

К результатам реализации Программы BAS можно отнести внедрение некоторых стандартов консалтинговой деятельности; содействие предприятиям малого и среднего бизнеса в идентификации проблем, формулировании технического задания по проекту; достижение понимания необходимости привлечения признанных экспертов для решения конкретных задач по оптимизации бизнеса; развитие культуры взаимоотношений клиентов с консультантами. Подавляющая часть управленческого звена предприятий, получивших консультационную помощь в рамках нашей Программы, либо продолжают двухсторонние отношения с консультантами, либо готовы привлекать их при возникновении потребности.

1.         Юридические услуги. Юристы являются главными консультантами в условиях рынка. В работе адвокатских фирм преобладают два направления юридической помощи: взыскание просроченной задолженности и опротестование незаконных решений должностных лиц.

2.         Аудит, бухгалтерский учет, налоговое консультирование. Существует несколько групп предприятий, которые в соответствии с законодательством обязаны проходить процедуру аудита: акционерные общества; банки и иные кредитные организации; страховые компании; инвестиционные фонды и их управляющие компании; благотворительные и иные общественные фонды; внебюджетные фонды; хозяйствующие субъекты, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую государству.

Значительное место в работе аудиторских фирм занимает консультирование юридических и физических лиц по налогообложению. Спрос на эти услуги будет возрастать в связи с введением системы всеобщего декларирования доходов.

3.         Управленческий консалтинг. Все предприятия, независимо от формы собственности и хозяйственной организации, сталкиваются с проблемами управления. Частные предприятия, масштабы деятельности которых растут, рано или поздно оказываются перед необходимостью смены стиля управления. Как показывает накопленный за годы реформ опыт, у руководителей крупных предприятий зачастую недостаточно информации и нет соответствующих навыков для построения эффективной системы управления, способной сделать предприятие конкурентоспособным на внутреннем и внешних рынках. Многие из таких руководителей хотели бы получить квалифицированную консультацию, даже если состояние их предприятия вполне удовлетворительное, но недостаток знаний мешает им правильно сформулировать проблему.

4.         Консалтинг в области консалтинга. Сегодня практически общепризнано, что неэффективное управление маркетингом — одна из основных проблем предприятий Узбекистана. На многих предприятиях маркетинг как система рыночной ориентации работы вообще отсутствует. По данным опроса, проведенного в рамках исследования «Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса» при поддержке Международной финансовой корпорации, лишь 30 % малых и 38 % средних предприятий считают, что им нужны консультации в сфере маркетинга и рекламы. Это можно объяснить тем, что, во-первых, несмотря на уже достаточное развитие рыночных отношений в республике, маркетинг не стал для отечественных предпринимателей необходимым, а во-вторых, стоимость маркетинговых мероприятий достаточно велика.

5.         Инвестиционный и производственный консалтинг. В настоящее время консультанты не только помогают получить деньги, но и оказывают помощь в выборе места для создаваемого предприятия, в строительстве нового или реконструкции действующего предприятия, приобретении оборудования и сырья, налаживании технологии производства и реализации других «технических сторон» предпринимательского проекта.

6.         Консультации на рынке ценных бумаг. Процессы приватизации и акционирования повышают спрос на консультации, связанные с обращением ценных бумаг. Они нужны предприятиям при выпуске своих ценных бумаг, поиске банка-андеррайтера (осуществляющего первичное их размещение), источников финансирования эмиссии, подготовке проспекта эмиссии и других документов для государственной регистрации, а также при проведении рекламной компании. Консультационные фирмы оказывают содействие и в подборе стратегических инвесторов, в том числе зарубежных. Новым направлением эмиссии ценных бумаг стал выпуск корпоративных облигаций, способный стать альтернативой банковскому кредитованию.

Таким образом, Программа Деловых Консультаций (BAS Programme) в Узбекистане имеет две стратегические цели: содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении своего бизнеса и поддержка профессионального развития и роста местных консультантов.

 

Литература:

 

1.                          Каримов И. А. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2015 год. Газета Народное слова от 17 января 2015 года.

2.                          Уткин Э. А. Консалтинг. — М.: ЭКМОС. 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): BAS, Узбекистан, услуга, предприятие, бизнес, бухгалтерский учет, консультант, разработка бизнес-планов, налоговое консультирование, Управленческий консалтинг.


Задать вопрос