Целью статьи является формирование валеологической компетентности будущих учителей в процессе физического воспитания. Результативность обучения должна признаться, как овладение умением учиться, формированием отдельных сторон учебной деятельности, изменений личности, ростом воспитанности, формированием новых особенностей мотивационной сферы обучения, мотивов, заинтересованности.
Ключевые слова: валеология, педагогика, мотивация.
Keywords: valueology, education, motivation.
Постановкапроблемы. Идеальное представление желаемого результата отображается в понятии «цель». Жизненные, моральные и эстетические императивы, которые произведены человеческой культурой и признаются в обществе как общезначимые, являются целями высокого уровня и называются также социальными ценностями. Те социальные ценности, которые выступают для человека в качестве стратегических целей ее деятельности, называют ценностными ориентациями личности. Они занимают высокий, определяющий ступень в мотивационно-регулятивной системе, потому что выполняют функцию долгосрочного определения поведения и деятельности человека; делают жизнь осмысленной и последовательной, определяя содержание и направленность более конкретных регуляторов — потребностей, мотивов и интересов [1, с 38].
Практика управления учебным процессом требует, чтобы характеристики эффективности оказывались в легко измеряемых и простых показателях, которые должны удовлетворять следующие основные требования: а) отражать как результативные, так и процессуальные характеристики учебной деятельности студента и изменения в них, указывать не только результаты, но и то, какой «ценой» он достигнут; б) быть взаимосвязанными, то есть составлять определенную целостную систему; в) быть выведенными как следствие из основных дидактических принципов обучения и воспитания, обучения и развития и т. д.; г) быть социально и психологически значимыми; иметь смысл как для студента, так и преподавателя; д) быть простыми в понимании, легко измеряемыми, то есть методики для измерения должны быть простыми, чтобы их мог использовать преподаватель, который не имеет специального психологического образования [2].
Анализ предыдущих исследований. Идея природосообразности как ведущего принципа в достижении успешности обучения, воспитания и постоянного развития учащихся — основной тезис педагогических трудов выдающихся ученых Я. Коменского, И. Песталоцци, Монтессори, Н. Новикова, Д. Локка, Руссо, П. Блонского, К. Ушинского, II.Крупской, а также наших современников — Ю. Бабанского, В. Караковского, С. Шацкого, В. Сухомлинского, М. Мамардашвили и др.
Во второй половине XX века в недрах педагогической науки зародилась новая научно-практическая дисциплина — валеология, наука и здравоохранение (И. Брехман, 1987). В основе валеологии лежит комплексная педагогическая антропология, которая исследует здоровья человека и его закономерности в широком пространстве смежных отраслей научного знания о человеке — психологии, биологии, экологии, культурологии и других науках — в обрамлении философии здорового образа жизни.
Методологическим оснащением данного направления служат научные положения валеологической концепции в системе воспитания (Г. Апанасенко, И. Брехман), концепции развития педагогической валеологии (Г. Балла, Т. Бойченко, Е. Булича, Ю. Лисицина, Н. Николаев, И. Муравова, В. Оржеховськой, И. Пихуля, Г. Зайцев, Е. Казин, В. Колбанов, Л. Татарникова), непрерывного валеологического образования (З. Тюмасова), индивидуального здоровья (О. Гребенюк, В. Пузинин, А. Щедрина и др.).
Целью этой статьи является формирование валеологической компетентности будущих учителей в процессе физического воспитания.
Изложение основного материала. Считаем, что установка на любую форму поведения, в том числе и рациональную, учитывает два момента: цель должна восприниматься как жизненно необходима и быть достижимой, то есть результат поведения должен получить статус жизненно необходимого, быть прогнозируемым и реальным. Установка определяет готовность человека к определенным действиям и формируется на основе мотивации. Анализируя проблему установки на здоровье, выделяется четыре существенные факторы для соблюдения здорового поведения:
1) знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему (такие знания должны стать убеждениями);
2) желание быть здоровым и вера в то, что здоровая поведение в действительности дает положительные результаты;
3) позитивное отношение к жизни;
4) развитое чувство самоуважения [3].
Мотивация учения, связанная со стремлением получить диплом с хорошими оценками, недостаточно тесно связана с потребностью в достижении. Это обусловлено тем, что при распределении и определении будущего профессионального статуса студента эти оценки играют незначительную роль. Поэтому апелляция к символам успеха может усиливать потребность в достижениях только при условии, что эти символы будут основой для принятия решений о будущем профессиональный статус и основой престижа выпускника. На современном этапе специалисты получают диплом обычный или диплом с отличием. Более подробная категоризация способствовала бы развитию мотивации достижения через символы успеха, которые фиксируются в документах будущего специалиста [4].
Потребность может находиться в двух состояниях: латентном (не проявляет себя) и актуализированном (проявление потребности путем эмоционального напряжения, которое предусматривает ее немедленное удовлетворение) [3].
Личностные особенности, ценностные ориентации, мотивация учения и образ жизни студентов взаимосвязаны. На их формирование влияет ряд социальных, биологических и других факторов (социальное окружение в семье, общеобразовательной школе, воспитание, национальные традиции, природные условия, наследственность и т. Д.). Студенты — специфическая социальная группа со своей субкультурой, необычными для массовой совести моделями поведения, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга [4, с. 71].
Остановимся более подробно на категории «ценностные ориентации», поскольку они входят в структуру мотивационного компонента валеологической компетентности студентов педагогических университетов. По мнению большинства исследователей, ценностные ориентации являются отражением устойчивого, социально обусловленного личностного отношения человека к материальным и духовным ценностям, производимых человеческой цивилизацией, закрепленные жизненным опытом индивида. Они всегда являются доминантными, образуя своеобразную ось сознания при выборе определенного типа поведения или деятельности. Более лаконичное определение ценностных ориентаций мы находим у В. Ползун: «Направленность личности на те или иные ценности составляют ценностные ориентации». Ценностные ориентации определяют выбор направлений, видов, форм жизнедеятельности личности и методов достижения ее цели [3].
Среди большого потока публикаций и диссертационных работ по проблемам ценностей и ценностных ориентаций надлежащее место занимают исследования отечественными учеными их роли в формировании здорового образа жизни, валеологической культуры, безопасного поведения среди молодежи [3].
На основе анализа исследований мотивации учебной деятельности студентов, которая приводится в трудах зарубежных и отечественных психологов, посвященных мотивации обучения, можно отметить, что они в основном касались детей школьного возраста. В отечественной психологической литературе сообщения о конкретных исследования мотивов учения студентов начали появляться в основном в начале 70-х годов. Психологи пытаются выявить набор реальных мотивов учебной деятельности и оптимальную для учебной деятельности структуру мотивов, а затем установить изменения учебной ситуации, которые могут стимулировать создание такой оптимальной структуры. Наряду с этим имеются работы, в которых авторы, не снижая роли познавательных мотивов в учебной деятельности студентов, отмечают, что в условиях современного высшего учебного заведения эффективность обучения зависит от многих других мотивов, потребностей и т. д. [4].
Авторы выделяют основные показатели эффективности учебной деятельности студента: степень усвоения содержания обучения, т. е. знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами; прочность усвоения, то есть «выживания» знаний, умений и навыков при последующем обучении; облегчения учебной деятельности, то есть снижение неоправданных трудностей обучения; уменьшение времени на усвоение содержания; удовольствие студента обучением; улучшение отношения к обучению, повышение ответственности, уровня саморегуляции в процессе обучения, выработка способности противостоять отвлекающим от учебы обстоятельствам [4].
Важным условием успешного формирования профессионально-педагогической направленности будущих педагогов является характер смыслообразующих мотивов выбора личностью будущей профессии [4].
Каждый человек имеет свой набор жизненных ценностей, который перестраивается в течение жизни под влиянием жизненных обстоятельств, возраста, окружающих людей, успешности или не успешности в достижении жизненных целей [1].
К сожалению, сегодня здоровье не всегда занимает должное место в иерархии ценностей человека. Ученый С. Закопайло делает вывод, что ценности здорового образа жизни можно охарактеризовать как «позитивный результат ведения здорового образа жизни, обеспечивает единство физических, психических, духовных и социальных потребностей личности» [3].
Результативность обучения должна признаться как овладение умением учиться, формированием отдельных сторон учебной деятельности, изменений личности, ростом воспитанности, формированием новых особенностей мотивационной сферы обучения, мотивов, заинтересованности. Эффективность обучения должна использовать резервы познавательной активности, предоставлять инициативу в самостоятельной постановке задач и целей умственного развития самими учащимися [4].
Центральной задачей воспитания человека, которое обеспечивает его гармоничное развитие, физическое и духовное здоровье, является формирование системы разумных потребностей, их набора, иерархии и норм удовольствие. Будучи внутренне объединенными в одну систему, что потребности вытекают одна из другой; удовлетворение одних не способно заменить недовольство другой. По мнению отдельных авторов, разумные потребности, «их культура включают два компонента: соблюдение социальной меры потребления и соблюдения физиологической нормы потребления. Потребность в занятиях физической культурой является разумной, потому повышает творческую активность личности, укрепляет здоровья. Потребность в движении как независимая от нашего сознания характерна только для раннего детства, являясь сначала натуральной, внутренней, присущей человеку, переходит в социогенных, что требует формирования. Формирование потребностей в занятиях физической культурой зависит от степени обязательности и различия ее в обществе, от осознания степени ответственности за свое физическое состояние и здоровье перед собой, коллективом, обществом. Высший регулятор деятельности — вектор «мотив-цель». Мотивы, которые представляют собой отражение в нашем сознании потребностей, составляют непосредственно возбуждающую силу деятельности, являются причинами того или иного поведения человека. На основе одного и того же мотива формируются различные цели. Так, изучая особенности физкультурно-спортивной деятельности убедились, что основная цель людей в процессе занятий физкультурой и спортом — укрепление здоровья. Однако в разных социальных групп имеют место различия: среди студентов с такой целью занимаются 88 %, среди работающих — 95 %. Изучение факторов, побуждающих к занятиям физическими упражнениями, выявило, что в 45 % случаев отмечается потребность в здоровье, в 8 % — необходимость продления жизни и творческой активности, в 6 % — необходимость повышения результатов труда, 8 % — не называют конкретных причин, 6 % — начали занятия без определенных целей.
По А. Маслоу развитие человека — это процесс постоянного удовлетворения определенных, необходимых, важных на конкретное время потребностей. Удовлетворение этих потребностей рассматривается как приобретенное качество человека [2]. Именно потребности предопределяют поведение человека [3].
Не существует единой классификации потребностей. Согласно классификации А. Маслоу («пирамида потребностей»), есть пять групп базовых потребностей, имеющих иерархическую структуру: физиологические, потребность в безопасности, потребность в контактах и любви, потребность в самоуважении, потребность в самореализации. По мнению К. Хорни, есть три вида потребностей: потребности личности, ориентированные на других людей; потребности личности, ориентированные «от людей», и потребности, ориентированные «против людей». Ученые Симонов и П. Ершов разделяют потребности на: поздравительные (биологические), духовные (социальные), идеальные (познавательные). Почти подобные группы потребностей подает и С. Ерлык: поздравительные, эмоциональные и рациональные. Физиологические потребности (по А. Маслоу), потребности личности (по К. Хорни), поздравительные (по В. Симоновым и П. Ершовым, С. Ерлыком) доминируют и мобилизуют человека при определении им стиля поведения, образа жизни и деятельности. С одной стороны, все поступки, действия, операции человека направляются на удовлетворение определенной поздравительной потребности, с другой стороны, остальные потребностей становятся незначительными, несущественными для человека в случае неудовлетворения этой поздравительной потребности [3].
Лапаенко, является «психологической направленностью (установкой) на разумную организацию собственной жизни, единство физических, психических и духовных функций, в максимальной степени сохраняет и укрепляет здоровье и является основным условием обеспечения нормального развития и продуктивной жизнедеятельности человека в гармонии с обществом и природой» [3].
Изучение ценностных ориентаций на здоровый образ жизни среди студенческой молодежи позволило И. Горобей выделить четыре группы ценностей, имеющих иерархическую структуру относительно процентного показателя:
1) абсолютные или общечеловеческие ценности (69–93 %) — счастливая семейная жизнь, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, красоту и выразительность движений;
2) «преимущественные» ценности (63–66 %) — хорошая конституция, физическое состояние, авторитет среди окружающих;
3) «противоречивые» ценности (35,5–39,2 %) — материальное благополучие, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятиями физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств;
4) «единичные, отдельные» ценности (17–28 %) — знание о функционировании организма, физической подготовленности к избранной профессии, общественной активности.
Литература:
1. Пакушина Л. С. Формирование валеологической грамотности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук 13.00.04 / Пакушина Людмила Зиновьевна. — Черкассы, 2010. — 278 с.
2. Андрущенко В. П. Высшее образование в Украине на пути радикальных изменений // Высшее образование в Украине: реалии, тенденции и перспективы развития. Новая парадигма высшего образования. Материалы междунар. науч, практической. конф., 17–18 апреля 1998г. — К., 1998. — Ч.И. — С.6–7.
3. Бондаренко А. Н. Формирование валеологической компетентности студентов педагогических университетов в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук 13.00.04 / Бондаренко Елена Николаевна. — Черкассы, 2007. — 251 с.
4. Поташнюк И. В. Профессиональная валеологическая подготовка будущих биологов в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации: дис. на соискание ученой. степени канд. пед. наук: 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / И. В. Поташнюк. — Киев, 2000. — 234 с.