В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в становлении личности. В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки ответственных граждан, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием культуры поведения личности дошкольника.
Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры.
В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры, главная цель которых — развитие ребенка.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Игра — это средство формирования у дошкольников представлений и понятий культуры поведения. Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело — помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.
В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.
Дидактические игры, главная цель которых — развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них — формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым — все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации, как для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни детей — игровую, трудовую, учебную.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры — ОД, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Через игры-ОД воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-ОД «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.
Длительность игр определяется их задачами и содержанием. Местом проведения ОД могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.
Игры и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10–12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.
Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком культурных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются. Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами.
Планируя содержание нравственно направленных игр, воспитатель основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр с учетом конкретных условий и возможностей детей.
У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.
Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-ОД, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.
Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т. п.
Игры-упражнения «Каждой вещи — свое место» — воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, ОД и упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок. Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2–3 недели в большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком и т. д.
Таким образом, уже у младших дошкольников в разнообразных играх начинают формироваться первоначальные навыки вежливого обращения к близким ребенку взрослым, к сверстникам, навыки бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в личном и общем пользовании.
Дети способны проявлять большую активность и самостоятельность не только в игровой деятельности и самообслуживании, но и в различных видах труда, на ОД, в общении с окружающими людьми и природой. Приобретенные и усвоенные навыки дети используют в новых для них жизненных ситуациях. Постепенно эти навыки переходят в устойчивую привычку.
Рекомендуемые игры:
Задачи |
Формирование доброжелательности |
Формирование умения делиться |
Формирование помощи другу |
Выявление сформированности навыков культуры поведения у детей, уважительного отношения к окружающим людям. Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные отношения со сверстниками. Развивать умение обращаться к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости. |
ОД: «В мире вежливых слов», «Знакомство», «Культурная среда». Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово». Беседа «Зачем нужен друг». Упражнения с использованием вежливых слов и выражений и т. д. |
Д/и «Вежливый котик», «Хорошо и плохо», «Принеси мне воды». С/р. игра «Магазин». Игра — путешествие с использованием проблемной ситуации «Жизнь в лесу»; Игра «Веселые переглядки»; Игра «Мои ощущения». |
«Коробочка добрых дел». Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок на тему «О хороших людях», «Добрые эльфы». Инсценировка сказки «Колобок»; Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»; Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе, товариществе. |
Знакомить с традиционными приветствиями, сформировать навыки вежливого разговора по телефону, развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми. |
ОД: «Утреннее приветствие», «Вежливый разговор по телефону», «Долг платежом красен». Д/и «Дразнить, обижать»; Чтение пословиц и поговорок о дружбе, товариществе. Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок — невежа» и т. д. |
Д/познавательная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»; С/ролевая игра «Стол звонков»; Игры «Птенцы», «Муравьи». |
«Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка»; Игра «Дочки–матери»; Создание альбома «Вот мы какие!»; Настольно-дидактическая игра «Азбука настроений»; Отгадывание загадок. Игра «Театр теней», «Ожившие игрушки» |
Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни. Научить высказывать свое мнение о выполнении правил культуры поведения. Находить определения для оценки поведения реальных людей. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. |
ОД: «Культурный человек»; Решение кроссвордов; Чтение стихотворения Е.Карганова «В автобусе»; Викторина «Правила культуры поведения» и т. д. |
С/р. игра «Гостям всегда рады»; Игра «Клубочек»; Театрализованная деятельность: «Сказка о глупом мышонке»; Д/и «Наши добрые слова»; Игровые ситуации; Игра «Вежливый ручеек» и т. д. |
Рассматривание иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака; Слушание песни из мультфильма «День рождения Леопольда»; Рассматривание книги Д.Хармса «Поведение в общественном транспорте» и т. д.
|
Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить с правилами взаимоотношения людей друг с другом. Сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений. Научить детей адекватным формам поведения. |
ОД: «Мы и взрослые»; ОД: «В гостях у Маши»; «Правила этики»; Чтение художественной литературы; Беседа «О товариществе»; Беседа «О дружбе»; ОД «Братья и сестры». |
Коллективные игры с куклами; Н/д игра «Любить прекрасное»; Игровые ситуации: — Звонок в справочное бюро; Д/и «Принеси мне воды»; Д/и «Цветок доброты»; Игра-ОД «Книжный доктор». |
Игра «Ладушки»; Игра «Едем в гости»; Игра «Выбери меня»; Просматривание иллюстраций к произведению К.Чуковский «Мойдодыр»; Изготовление индивидуальных альбомов «Что любит ребенок»; Нарисовать портрет доброго, вежливого человека. |
Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения |
ОД: «Гостям всегда рады»; Чтение русских народных сказок; Беседа: «Братья и сестры»; Составление рассказов о правилах поведения. Чтение детям книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; ОД: «Долг платежом красен». |
Н/и «Домино — Как правильно»; Театр открывается: кукольный спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; С/р игра «Напоим Катю чаем»; С/р игра «Детский сад»; П/игра «Вежливый ручеек»; Н/печатная игра «Оцени поступок»; Игра «Я поступил хорошо, когда…».. |
Самостоятельное рассматривание детьми книг с рисунками Е.Чарушина; Создание проблемной ситуации во время режимных моментов; «Расскажи стихи руками» (М.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»); Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе. |
Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. Формировать навыки культуры поведения в общественном транспорте. Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. |
ОД: «Дразнить, обижать»; «Вместе с друзьями»; Беседа о культуре поведения; ОД: «Я — пассажир»; Чтение сказки Носова «Живая шляпа» и обсуждение прочитанного. |
Создание проблемной ситуации. С/р игра «Дочки-матери»; Игровая ситуация: «Звонок на работу маме»; Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»; Беседа по телефону. |
Открытки разрезанные пополам «Лучшее знакомство»; Просмотр книг с произведениями А.Барто, В.Осеевой; Слушание песни В.Шаляпина «Улыбка»; Беседа по телефону; Просмотр мультфильма «Котенок Гав». |
Литература:
1. Аваков, Р. Духовно-культурная доминанта развития / Р. Аваков //Мировая экономика.-2010.- [№ 12.-С. 79–84];
2. Акмамбетов, Г. Г. Проблема нравственного развития личности / Г. Г. Акмамбетов.-М: Логос, 2009. [-296с].
3. Артемьева, Т. И. Развитие личности и ее способностей /Т. И. Артемьева.-М.: АСТ, 2009. [- 164с].
4. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования нравственных способностей /Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал.- 2011. — № 5.- [С. 8–12].
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности /Л. И. Божович. — М.: Инфра-М, 2011. [–С. 12–31];
6. Брунер, Дж. Психология познания /Дж. Брунер. — М.: Академия, 2012. [-С. 123–162];.
7. Венгер, Л. А. Возрастная психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М. АСТ, 2011. [–С. 198–212];
8. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. — М.: Логос, 2012. [–С. 86–97].