Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 09.03.2015

Статья просмотрена: 30999 раз

Библиографическое описание:

Матенов, Р. Б. Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» / Р. Б. Матенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 826-828. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16111/ (дата обращения: 15.11.2024).

Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» было создано в 1828 году. Его можно отнести одновременно и к вольнолюбивой, и к философской лирике. Границы между этими разделами стираются потому, что тема рабства вообще перетекает в тему рабства духовного. Пушкин говорит не только о несправедливом социальном устройстве общества, но и о внутренней несвободе человека, о его нравственном рабстве.

Итак, темой стихотворения является тема рабства.

Идея заключается в том, что рабство априори не может служить ничему хорошему, оно неизбежно будет порождать все большее и большее зло.

В доказательство этого проследим за сюжетной линией стихотворения:

Человека человек Послал к анчару властным взглядом →

И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом…И умер бедный раб→

А князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы →

И …гибель разослал К соседям…

То есть не сам по себе анчар — зло. Он лишь страшное явление природы. Череда бед начинается с рабской покорности одного человека другому. Раб достает яд и князь шлет смерть уже многим тысячам людей.

С точки зрения композиции в стихотворении можно выделить две смысловые части.

В первых пяти строфах дается описание ядовитого «дерева смерти». Пушкин явно гиперболизирует чудовищные свойства анчара:

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила

Яд каплет сквозь его кору…

Страшное дерево обходят стороной и звери, и птицы. Но примечательно, что все живые существа вправе сами выбирать, подходить ли им к дереву. И даже природные явления могут действовать по своей воле:

Вихорь …мчится прочь

Туча оросит, блуждая…

Резкий контраст логичным поступкам живой и неживой природы составляют действия людей во второй композиционной части «Анчара»: владыка посылает раба на смерть ради смерти других людей.

Мое внимание привлек один авторский прием. В первых строфах автор олицетворяет природу, она действует, как человек:

Анчар стоит, как часовой

Природа породила и напоила

Вихорь набежит и мчится

Туча оросит, блуждая

А в шестой строфе Пушкин «опредмечивает» человека: тот «послушно в путь потек»

Помимо олицетворения, Александр Сергеевич использует и другие тропы.

В частности, стихотворение насыщено метафорическими эпитетами:

Жаждущие степи

Пустыня чахлая и скупая

Мертвая зелень

Тлетворный вихорь

Дремучий лист

Ядовитый дождь

Песок горючий

Послушливые стрелы

Есть также эпитеты оценочные:

Грозный часовой

Густая прозрачная смола

Властный взгляд

Бледное чело

Бедный раб

Непобедимый владыка

Несколько раз встречаются метафоры, выраженные творительным падежом:

Яд «застывает смолою»

Пот «струился ручьями»

В первой строфе встречается сравнение:

Анчар, как грозный часовой.

Можно найти примеры метонимии:

Человека человек Послал к анчару властным взглядом (не буквально взглядом)

И тот ….возвратился с ядом (не собственно с ядом, а со смолой и листьями)

Князь … гибель разослал (не собственно гибель была на стрелах)

Для придания выразительности, образности Пушкин мастерски использует стилистические фигуры и средства синтаксиса.

Многосоюзие (повтор союза «И») организует анафору в начале многих строк. Повтор союза «И» в начале строк придает особый ритм стихотворению. Ритм стихотворения как бы гипнотизирует читателя, заставляя верить в обреченность раба.

Контраст, наблюдающийся между смысловыми частями стихотворения, в предпоследней строфе затачивается до антитезы: бедный раб — непобедимый владыка.

В этой же строфе мы можем заметить градацию: раб принес — ослабел- лег- умер.

Трижды встречаются авторские тире:

1.                  Стоит — один во все вселенной

2.                  На древо смерти набежит — и мчится прочь, уже тлетворный.

3.                  Принес — и ослабел и лег.

Авторское тире акцентирует внимание на важных смысловых моментах текста.

Своеобразно употребление лексики. В тексте «Анчара» встречается много старославянизмов, что придает стихотворению торжественность и схожесть с библейскими «вечными» текстами:

Жаждущих

Блуждая

Чуждые

(сочетание ЖД- признак старославянизмов)

Древо

Тлетворный

Дремучий

Бледному

Хладными

Владыка

(неполногласные сочетания РА, ЛА. РЕ. ЛЕ –признак старославянизмов)

Возвратился, породила, набежит, напитал (Старославянские приставки)

Чело, раскаленной, потек- старославянские слова.

В тексте используются слова с негативным значением. В частности, много слов из смысловой группы, указывающей на гибель:

Зелень мертвую

Древо смерти

Тлетворный

Смертную смолу

Увядшими листами

Умер бедный раб

Гибель разослал

Выбор слов с подобной смысловой окраской помогает Пушкину подчеркнуть идею пагубного воздействия рабства на общество в целом и на личность в частности.

На уровне звукописи хотелось бы отметить частое повторение звука [р]. Это продолжается на протяжении всего стихотворения. В частности:

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Мне сочетание подобных звуков напоминает карканье ворон вперемежку с неясным клекотом стервятников. В сознании невольно всплывают подобные ассоциации, хотя в стихотворении не упоминается об этих птицах.

Стихотворение состоит из девяти четверостиший. Оно написано четырехстопным ямбом. Третья стопа практически каждой строки — пиррихий (стопа без ударения). Последние стропы в четных строках — с наращением (с дополнительным безударным слогом). Способ рифмовки — перекрестный. Рифмы точные. В нечетных строках мужская рифма (ударение падает на последний слог), в четных — женская (ударение падает на предпоследний слог).

Многообразие фонетических, лексических, синтаксических средств выразительности, особое построение композиции и идейно-тематическое своеобразие произведения ставят «Анчар» А. С. Пушкина в ряд величайших шедевров мировой литературы.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, бедный раб, древо смерти, стихотворение, властный взгляд, Гибель, повтор союза, признак старославянизмов, Человек человек.


Похожие статьи

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни»

Стилистические особенности и философская проблематика в стихотворении А. С. Пушкина «Подражание Корану»

Различные виды сложных предложений как средство отражения художественной реальности в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»

Роль инверсии как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Средства художественной выразительности в поэме В. В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Синтаксическое своеобразие конструкций с элементом «так» в повести «Воительница» Н. С. Лескова

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Семантические группы глаголов в рассказе И. С. Тургенева «Льгов»

Похожие статьи

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни»

Стилистические особенности и философская проблематика в стихотворении А. С. Пушкина «Подражание Корану»

Различные виды сложных предложений как средство отражения художественной реальности в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»

Роль инверсии как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Средства художественной выразительности в поэме В. В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Синтаксическое своеобразие конструкций с элементом «так» в повести «Воительница» Н. С. Лескова

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Семантические группы глаголов в рассказе И. С. Тургенева «Льгов»

Задать вопрос