Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» было создано в 1828 году. Его можно отнести одновременно и к вольнолюбивой, и к философской лирике. Границы между этими разделами стираются потому, что тема рабства вообще перетекает в тему рабства духовного. Пушкин говорит не только о несправедливом социальном устройстве общества, но и о внутренней несвободе человека, о его нравственном рабстве.
Итак, темой стихотворения является тема рабства.
Идея заключается в том, что рабство априори не может служить ничему хорошему, оно неизбежно будет порождать все большее и большее зло.
В доказательство этого проследим за сюжетной линией стихотворения:
Человека человек Послал к анчару властным взглядом →
И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом…И умер бедный раб→
А князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы →
И …гибель разослал К соседям…
То есть не сам по себе анчар — зло. Он лишь страшное явление природы. Череда бед начинается с рабской покорности одного человека другому. Раб достает яд и князь шлет смерть уже многим тысячам людей.
С точки зрения композиции в стихотворении можно выделить две смысловые части.
В первых пяти строфах дается описание ядовитого «дерева смерти». Пушкин явно гиперболизирует чудовищные свойства анчара:
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила
Яд каплет сквозь его кору…
Страшное дерево обходят стороной и звери, и птицы. Но примечательно, что все живые существа вправе сами выбирать, подходить ли им к дереву. И даже природные явления могут действовать по своей воле:
Вихорь …мчится прочь
Туча оросит, блуждая…
Резкий контраст логичным поступкам живой и неживой природы составляют действия людей во второй композиционной части «Анчара»: владыка посылает раба на смерть ради смерти других людей.
Мое внимание привлек один авторский прием. В первых строфах автор олицетворяет природу, она действует, как человек:
Анчар стоит, как часовой
Природа породила и напоила
Вихорь набежит и мчится
Туча оросит, блуждая
А в шестой строфе Пушкин «опредмечивает» человека: тот «послушно в путь потек»
Помимо олицетворения, Александр Сергеевич использует и другие тропы.
В частности, стихотворение насыщено метафорическими эпитетами:
Жаждущие степи
Пустыня чахлая и скупая
Мертвая зелень
Тлетворный вихорь
Дремучий лист
Ядовитый дождь
Песок горючий
Послушливые стрелы
Есть также эпитеты оценочные:
Грозный часовой
Густая прозрачная смола
Властный взгляд
Бледное чело
Бедный раб
Непобедимый владыка
Несколько раз встречаются метафоры, выраженные творительным падежом:
Яд «застывает смолою»
Пот «струился ручьями»
В первой строфе встречается сравнение:
Анчар, как грозный часовой.
Можно найти примеры метонимии:
Человека человек Послал к анчару властным взглядом (не буквально взглядом)
И тот ….возвратился с ядом (не собственно с ядом, а со смолой и листьями)
Князь … гибель разослал (не собственно гибель была на стрелах)
Для придания выразительности, образности Пушкин мастерски использует стилистические фигуры и средства синтаксиса.
Многосоюзие (повтор союза «И») организует анафору в начале многих строк. Повтор союза «И» в начале строк придает особый ритм стихотворению. Ритм стихотворения как бы гипнотизирует читателя, заставляя верить в обреченность раба.
Контраст, наблюдающийся между смысловыми частями стихотворения, в предпоследней строфе затачивается до антитезы: бедный раб — непобедимый владыка.
В этой же строфе мы можем заметить градацию: раб принес — ослабел- лег- умер.
Трижды встречаются авторские тире:
1. Стоит — один во все вселенной
2. На древо смерти набежит — и мчится прочь, уже тлетворный.
3. Принес — и ослабел и лег.
Авторское тире акцентирует внимание на важных смысловых моментах текста.
Своеобразно употребление лексики. В тексте «Анчара» встречается много старославянизмов, что придает стихотворению торжественность и схожесть с библейскими «вечными» текстами:
Жаждущих
Блуждая
Чуждые
(сочетание ЖД- признак старославянизмов)
Древо
Тлетворный
Дремучий
Бледному
Хладными
Владыка
(неполногласные сочетания РА, ЛА. РЕ. ЛЕ –признак старославянизмов)
Возвратился, породила, набежит, напитал (Старославянские приставки)
Чело, раскаленной, потек- старославянские слова.
В тексте используются слова с негативным значением. В частности, много слов из смысловой группы, указывающей на гибель:
Зелень мертвую
Древо смерти
Тлетворный
Смертную смолу
Увядшими листами
Умер бедный раб
Гибель разослал
Выбор слов с подобной смысловой окраской помогает Пушкину подчеркнуть идею пагубного воздействия рабства на общество в целом и на личность в частности.
На уровне звукописи хотелось бы отметить частое повторение звука [р]. Это продолжается на протяжении всего стихотворения. В частности:
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Мне сочетание подобных звуков напоминает карканье ворон вперемежку с неясным клекотом стервятников. В сознании невольно всплывают подобные ассоциации, хотя в стихотворении не упоминается об этих птицах.
Стихотворение состоит из девяти четверостиший. Оно написано четырехстопным ямбом. Третья стопа практически каждой строки — пиррихий (стопа без ударения). Последние стропы в четных строках — с наращением (с дополнительным безударным слогом). Способ рифмовки — перекрестный. Рифмы точные. В нечетных строках мужская рифма (ударение падает на последний слог), в четных — женская (ударение падает на предпоследний слог).
Многообразие фонетических, лексических, синтаксических средств выразительности, особое построение композиции и идейно-тематическое своеобразие произведения ставят «Анчар» А. С. Пушкина в ряд величайших шедевров мировой литературы.