В данной статье приводится анализ объёма тренировочной деятельности юношей, специализирующихся в метании диска.
Ключевые слова: метание диска, анализ, юноши, упражнения, тренировочный процесс.
Условием эффективной подготовки юных метателей является система педагогического контроля, позволяющая корректировать содержание тренировочного процесса, оценивать действенность применяемого комплекса средств и методов тренировки. Определение на каждом из этапов уровня физической, технической и функциональной подготовленности, сопоставление его с нормативными требованиями позволяет индивидуализировать ход подготовки, выявить слабые звенья и своевременно устранить недостатки в методике тренировки [1].
Важное значение имеет подбор контрольных упражнений, позволяющих объективно оценить состояние спортсмена, выявить динамику его подготовленности. Комплекс тестов должен удовлетворять метрологическим требованиям: надежность, информативность, эквивалентность. Упражнения, используемые для контроля состояния метателей, должны быть доступны для учащихся, занимать минимум времени для выполнения, исключать необходимость использования сложной измерительной аппаратуры. В то же время желательно, чтобы комплекс включал упражнения, используемые в качестве контрольных при подготовке высококвалифицированных метателей. Это необходимо для многолетних, динамических наблюдений за подготовленностью спортсменов [2].
Целью нашего исследования была поставленаоптимизация тренировочного процесса дискоболов юношей на основе использования дифференцированной методики воспитания силовых качеств.
В качестве обследуемых были привлечены юноши 16–17 лет, занимающиеся в секции легкой атлетики и специализирующиеся в метании диска. В исследовании приняло участие 20 человек. Были сформированы 2 группы: экспериментальная — 10 человек и контрольная — 10 человек.
Таблица 1
Годовой объём тренировочной деятельности контрольной группы
Спортсмены |
кол-во тренировок |
кол-во соревнований |
Общесиловые упражнения |
Упражнения локального воздействия |
Скоростно-силовые упражнения |
Изометрические упражнения, мин |
|||||
жим лёжа, т |
приседания, т |
рывок, т |
толчок, т |
упр. с гирями, гантелями, т |
силовые имитации, раз |
прыжки разл., прыжковые упр., раз |
метание ядер и др. снарядов, раз |
||||
1. С-ов. И. |
230 |
8 |
150 |
200 |
50 |
60 |
20 |
1500 |
15000 |
1150 |
4500 |
2. А-ов. Г. |
230 |
8 |
120 |
210 |
45 |
50 |
19 |
1500 |
14000 |
1150 |
4700 |
3. К-ев. Е. |
230 |
8 |
140 |
190 |
30 |
30 |
19 |
1200 |
15000 |
1000 |
4800 |
4. Х-ов. Н. |
230 |
8 |
130 |
190 |
30 |
40 |
20 |
1300 |
15000 |
1100 |
4600 |
5. К-ко. О. |
230 |
8 |
140 |
200 |
40 |
50 |
20 |
1100 |
14000 |
1150 |
4500 |
6. Д-ко. В. |
230 |
8 |
115 |
130 |
40 |
30 |
15 |
1200 |
14000 |
1150 |
4600 |
7. П-ов. Р. |
230 |
8 |
120 |
210 |
60 |
60 |
25 |
1200 |
13000 |
1200 |
4700 |
8. М-ов. О. |
230 |
8 |
95 |
170 |
30 |
35 |
19 |
1100 |
15000 |
1000 |
4900 |
9. Ж-ев. А. |
230 |
8 |
100 |
170 |
40 |
40 |
25 |
1100 |
12000 |
950 |
4500 |
10. А-ов. Э. |
230 |
8 |
120 |
180 |
30 |
30 |
20 |
1200 |
13000 |
1100 |
4700 |
Средний показатель |
230 |
8 |
123 |
185 |
40 |
43 |
19 |
1240 |
13545 |
1059 |
4600 |
Таблица 2
Годовой объём тренировочной деятельности экспериментальной группы
Спортсмены |
кол-во тренировок |
кол-во соревнований |
Показатели общей силы |
Специальная сила |
Скоростно-силовые упражнения |
Изометрические упражнения, мин |
|||||
жим лёжа, т |
приседания, т |
рывок, т |
толчок, т |
упр. с гирями, гантелями, т |
силовые имитации, раз |
прыжки разл., прыжковые упр., раз |
метание ядер и др. снарядов, раз |
||||
1. Н-ко. Ж. |
230 |
8 |
30 |
50 |
50 |
35 |
110 |
3200 |
15000 |
1150 |
5100 |
2. П-ов. Т. |
230 |
8 |
40 |
60 |
42 |
25 |
105 |
3400 |
14000 |
1150 |
5200 |
3. В-ко. К. |
230 |
8 |
35 |
55 |
30 |
20 |
105 |
3400 |
15000 |
1000 |
5100 |
4. К-ов. Н. |
230 |
8 |
35 |
55 |
30 |
20 |
110 |
3600 |
15000 |
1100 |
5000 |
5. Н-ин. А. |
230 |
8 |
40 |
65 |
40 |
25 |
115 |
3300 |
14000 |
1150 |
5100 |
6. П-ов. В. |
230 |
8 |
35 |
60 |
30 |
20 |
110 |
3100 |
14000 |
1150 |
5200 |
7. Р-ко. Т. |
230 |
8 |
40 |
70 |
40 |
45 |
110 |
3200 |
13000 |
1200 |
5100 |
8. М-то. Х. |
230 |
8 |
40 |
65 |
42 |
15 |
115 |
3100 |
15000 |
1000 |
5300 |
9. М-ов. А. |
230 |
8 |
45 |
65 |
35 |
20 |
110 |
3200 |
12000 |
950 |
5200 |
10. Р-ев. Н. |
230 |
8 |
45 |
60 |
30 |
25 |
105 |
3400 |
13000 |
1100 |
5100 |
Средний показатель |
230 |
8 |
39 |
61 |
37 |
25 |
109 |
3290 |
13545 |
1059 |
5200 |
Рис. 1. Диаграмма основных показателей контрольной группы.
Рис. 2. Диаграмма основных показателей экспериментальной группы.
Для качественного анализа объёма тренировочной деятельности была проделана следующая работа:
1. Обработаны и систематизированы дневниковые записи по выполненной работе;
2. Записи классифицированы по разделам работы;
3. Определены общие годовые объёмы в тоннах и количествах повторений (силовая и специальная работа).
Все данные были сведены в общую таблицу (таблицы 1 и 2) годовых объёмов тренировочной деятельности.
Для более детального анализа и удобства в оценке подготовленности, были составлены вспомогательные таблицы и графики, отражающие специфику индивидуальной подготовки, в которых приводятся:
а) объёмы работ для развития общей силы;
б) объёмы работ для развития специальной силы и быстроты движений (бросковых);
в) антропометрические данные;
г) количество соревнований.
Для итоговой оценки всех параметров тренировочной деятельности были построены сводные диаграммы основных показателей тренировочной деятельности (рисунки 1 и 2), для каждого испытуемого, в которых были учтены годовые объёмы выполненной работы. Каждый испытуемый в диаграмме был обозначен своим цветом.
Способы подобного анализа объёмов тренировочной деятельности позволят тренеру составлять более точные тренировочные планы, или корректировать их, исходя из индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, с учётом количества соревнований и объёма тренировочных нагрузок.
Анализ всех данных учитываемых в таблицах и диаграммах позволит тренеру с максимальной результативностью использовать все возможные средства и методы для улучшения результата в основном упражнении.
Литература:
1. Буханцов К. Метание диска / [под ред. В. Зеличенка]; Моск. регион. Центр развития легкой атлетики ИААФ. — М.: [Олимпия], 2008. — 102 с.
2. Зеличёнок В. Б., Буевская И. П., Никитушкин В. Г., Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ «Метания», Москва, 2005.