Статья посвящена разработке и внедрению фитнесс-программы для самостоятельных занятий, с целью повышения физической активности студенток.
Ключевые слова:самостоятельные занятия, физическая активность, сохранение здоровья, фитнесс-программа.
Исследования многих авторов свидетельствуют о закономерной тенденции к снижению состояния здоровья девушек. Такое положение обусловлено ухудшением экологической обстановки, неправильным образом жизни, низким уровнем санитарно-гигиенической культуры, а также недостаточной двигательной активностью. Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность — явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры, педагогов, медиков и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности молодежи и найти надежные методы формирования здорового образа жизни [1, 3].
Здоровье и учеба студенток взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студентки, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студентки успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность [4].
В настоящее время наблюдается значительное несоответствие между умственной и физической нагрузкой студентов. По мнению многих ученых, оптимальный двигательный режим для людей в возрасте от 14 до 25 лет должен составлять 8–10 часов в неделю. Но на предмет «Физическая культура», согласно учебному плану, предусматривается всего 2 академических часа в неделю, что составляет при любой организации учебных занятий лишь 16–20 % оптимального суточного объема движений. Поэтому важно находить дополнительные резервы увеличения двигательного режима студенток. Это означает, что наряду с занятиями, проводимыми по учебной программе, необходима разработка и совершенствование организационных форм оздоровительной физической культуры вне образовательного процесса. И наиболее доступные в этом плане формы занятий — это самостоятельные занятия различными видами физических упражнений и спорта. Ведь именно такие формы занятий призваны дополнительно решать задачу повышения физической активности [3].
Исследования авторов и наблюдения за студентками показали, что в настоящее время проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями нуждается в тщательном изучении и разработке. Отсутствие программы самостоятельных занятий по формированию, укреплению и сохранению здоровья вызывает необходимость ее включения в учебный процесс кафедр физического воспитания и спорта не физкультурных вузов, а реализация данных вопросов в новых современных условиях приобретает особое значение при разрешении многих задач здорового образа и стиля жизни студенток [5, 6].
В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студенткам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально-экономических условиях особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Включение в учебную программу по физической культуре самостоятельных занятий физическими упражнениями позволит увеличить двигательную активность студенток, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический фон [2, 7].
Целью данного исследования является разработка и внедрение фитнесс-программы самостоятельных занятий для студенток, направленной на достижение следующих целей:
- развитие у студенток устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом для формирования потребности в физическом самосовершенствовании;
- осуществление оперативного контроля за динамикой физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности каждой студентки;
- развитие привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями в режиме дня;
- содействовать повышению уровня функциональных показателей, физического развития, двигательной подготовленности.
Методика внедрения фитнесс-программы среди студенток предусматривала реализацию трех основных направлений опытно-экспериментальной работы:
- обучение самоконтролю за динамикой физического состояния и физической подготовленности;
- овладение методикой самостоятельных занятий;
- освоение оперативных способов самооценки эффективности этих занятий и их влияние на повышение уровня функциональных показателей, физического развития, двигательной подготовленности.
Предполагалось, что привлечение студенток к самостоятельным занятиям вне рамок учебной программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студенток и будет способствовать привлечению их к систематическим занятиям физической культурой.
В начале учебного года было проведено исследование антропометрических данных, функционального состояния и физической подготовленности 65 студенток I курса Ташкентского университета информационных технологий. Анализ исследуемых показателей позволил определить исходный уровень физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности студенток на момент поступления в высшее образовательное учреждение. Данные проведенного обследования были занесены в индивидуальную карту каждой студентки, что позволило им самостоятельно изучить свои показатели, определить свой уровень подготовленности и сравнить его с показателями, соответствующим норме. Цифровые показатели несколько удивили испытуемых, для многих было неожиданным, что показатели функционального состояния существенно «ниже среднего». Результаты двигательных тестов также варьируются в пределах оценки «удовлетворительно». Это позволило обратить внимание девушек на существующую проблему и взглянуть на нее с другой стороны.
Для того, чтобы пробудить заинтересованность в формировании здорового образа жизни, повысить личную заинтересованность в укреплении своего здоровья студенткам в течении первого месяца обучения проводился ряд педагогических воздействий, таких как использование рекомендаций общеоздоровительного характера, информирование студенток о значении физических упражнений для укрепления здоровья, важность правильного планирования режима дня, соблюдение рационального питания, личной гигиены, осознание регулярных физкультурных занятий на свежем воздухе и закаливания.
На следующем этапе была предложена фитнесс-программа для самостоятельных занятий в свободное время по индивидуальному плану, разработанному для каждой студентки. Студентки могли сами выбрать форму занятий, в соответствии с рядом объективных (место жительства, наличие соответствующей спортивной базы (оборудования, инвентаря) и субъективных причин (индивидуальную склонность (тип нервной системы), наличие предварительной подготовки, состояние здоровья).
Отбор студенток проходил по желанию. Из 65 испытуемых студенток в эксперименте согласились участвовать 27 студенток. Студенткам предлагалась индивидуальная карта занятий, с помощью которой они могли самостоятельно выполнять задания, вести самоконтроль физического состояния в течении одного месяца. В конце каждой недели преподаватель изучал карту, отмечал выполнение задания, анализировал показатели. На следующий месяц студенткам выдавалась новая карта. Непременным условием были обязательность в выполнении заданий, проведение самоконтроля и честность в заполнении индивидуальных карт. Девушкам был дан необходимый объем знаний и методических умений для самостоятельных занятий физическими упражнениями, проведен инструктаж по проведению самоконтроля.
Разработанная фитнесс-программа предполагала соблюдение режима дня, личной гигиены, рациональное питание, ежедневную ходьбу пешком не менее 20 минут и занятия физическими упражнениями 3 раза в неделю с перерывом в 1 день между занятиями. При составлении программы учитывалось сочетание различных по направленности упражнений в одном комплексе с оптимальным нормированием нагрузок по объему и интенсивности, использование различных по построению вариантов занятий и соответствие применяемых средств и методов особенностям женского организма. Каждое занятие включало кардио-нагрузку (медленный бег, аэробика, танцевальная разминка, прыжки со скакалкой), силовые упражнения для основных групп мышц (упражнения для мышц брюшного пресса, мышц спины, задней, передней, внешней и внутренней поверхности бедра, верхнего плечевого пояса), упражнения на равновесие и стретчинг.
Кардио-нагрузка выбиралась индивидуально и контролировалась показателями ЧСС и временем выполнения. Для рациональной нагрузки рассчитывали целевой пульс. Целевая зона и время выполнения упражнения в целевой зоне подбирались индивидуально в зависимости от физического развития, физической подготовленности и функционального состояния каждой студентки.
Силовую нагрузку контролировали количеством повторений и временем отдыха. Количество повторений для каждой студентки определялось с помощью теста на максимальное число повторений по каждому упражнению. Тест проводился каждые два месяца. В зависимости от результатов максимального теста рассчитывалась тренировочная нагрузка на последующие занятия. Контроль за ЧСС проводился и во время силовых упражнений (повышение не более 85 % от ЧСС max) и в период отдыха (пульс должен снизиться до 100–120 ударов в минуту).
На протяжении всего эксперимента студентки получали консультации по возникающим вопросам в ходе занятий оздоровительным фитнессом. В индивидуальных беседах преподаватель физической культуры давал рекомендации, анализировал результаты самоконтроля, отвечал на возникшие вопросы. В течение всего периода самостоятельных занятиях студенты заполняли индивидуальные карты, где фиксировались результаты самоконтроля. Опираясь на записи в индивидуальных картах, совместно с преподавателем, периодически анализировалось эффективность нагрузки самостоятельных занятий. К концу эксперимента, студентки уже сами вносили коррективы в свою фитнес-программу.
Эксперимент проводился в течении одного семестра с сентября по февраль. Анализируя индивидуальные карты, были отмечено, что из 27 студенток, участвующих в исследовании 4 девушки прекратили самостоятельные занятия и отказались от участия уже на второй неделе занятий, 9 девушек выполняли задания не в полном объеме, и 14 девушек выполнили все требования программы. По завершении эксперимента было проведено повторное исследование антропометрических данных, функционального состояния и физической подготовленности 23 студенток. По полученным результатам выявили, что за время эксперимента достоверных изменений в показателях физического развития не произошло. Изменения в двигательных тестах произошли у всех участниц эксперимента. Достоверное увеличение (Р<0,01–0,05) исходных результатов отмечено в сгибании-разгибании рук в упоре на гимнастической скамейке — на 8,4 (Р<0,05), в поднимании туловища в сед из положения лёжа на спине — на 9,3 (Р<0,05), в подтягивании на низкой перекладине — на 4,5 (Р<0,05), в беге на 500 м — 4,3(Р<0,01). Показатели функциональной подготовленности достоверно улучшились в пробе Руфье.
В целом полученные результаты свидетельствуют, что в ходе нашего исследования студентки получили достаточный объем информации о важности двигательной активности в укреплении здоровья; приобрели практические умения и навыки в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; научились использовать физические упражнения с учётом особенностей телосложения и физической подготовленности; приобрели навыки самоконтроля.
Литература:
1. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология. / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова — Рост. На Дон. Феникс. — 2000. — 248 с.
2. Иващенко Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А.Л., Благий, Ю. А. Усачев. — К.: Наук. Свет. –2008. — 198с.
3. В. И. Ильинич «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики», Москва,-2000г. С.-72–74.
4. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
5. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузовфизической культуры / А. М. Максименко. — 2-е изд,. — М.: Физическая культура, 2009. — 496 с.
6. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. — 172 с.
7. Хоули, Э. Т. Оздоровительный фитнесс / Э. Т. Хоули, Б. Д. Френке. — Киев: Олимпийская литература, 2000. — 384 с.